Главная / Города и музеи / «Меня давно ждет Минин!»
logo

«Меня давно ждет Минин!»

Самый модный, востребованный и богатый художник конца XIX века Константин Маковский имел заветную мечту ─ написать картину, посвящённую нижегородскому ополчению. Да и не давала ему покоя слава Ильи Репина, создавшего «Запорожских казаков, пишущих письмо турецкому султану». Маковский говорил: «Всё некогда! Но знаете, меня давно ждёт Минин!»

Маковский несколько раз приезжал в Нижний Новгород с 1891-го по 1893 год для сбора материала и написания эскизов. От эскизов до полного создания картины прошло 20 лет.  Писал художник картину во Франции, так как в России не было мастерской для  полотна такого размера ─ почти 6 на 7 метров, а площадью 42 м2! Мастерская, проданная художником Верещагиным, была  не только самой большой, но и хорошо оснащенной. В ней был круглый  десятиметровый в диаметре деревянный помост с проложенными рельсами, по которым могла двигаться по ходу солнца картина, и художник мог писать в любое время.

Но при работе Маковский столкнулся с проблемой. Дело в том, что лица французов не были похожи на нижегородцев, а по сюжету на картине более 100 персонажей! Поэтому художник изображал лица с ранее написанных им картин, и при этом по нескольку раз.

О картине писала восторженно парижская пресса, многие коллекционеры приценивались к этой работе, но художник решил оставить её на родине.

Впервые «Воззвание Минина» было представлено в 1896 году, в специально возведенном павильоне на XVI Всероссийской  промышленно- художественной выставке в Нижнем Новгороде. После переговоров К. Маковского с императорским двором, 2 февраля 1908 г. она была подарена Нижнему Новгороду, а дарителем выступал сам Николай II, в знак заслуг нижегородцев перед Отечеством!

С того времени картина «Воззвание Минина» хранилась в Нижнем Новгороде в гербовом зале Городской Думы, а с 1972 года экспонируется в Нижегородском государственном художественном музее, что расположился в доме Д. Сироткина (Верхне-Волжская набережная д.3). Ее и сегодня можно увидеть в удожественном музее.

Кроме того, к 800-летию Нижнего Новгорода (которое будет отмечаться в 2021 году) большим количеством специалистов проделана удивительная работа, и можно совершить виртуальное путешествие по картине. С помощью VR-технологий можно погрузиться в сюжет полотна и даже встретиться и пообщаться с художником и его персонажами.  

…Константин Егорович Маковский не случайно в качестве сюжета картины выбрал нижегородское ополчение, ведь победа над польско-литовскими завоевателями в 1612 году имела важное символическое и сакральное значение.

Страшная напасть обрушилась на Московское государство в начале XVII века: трёхлетний неурожай и голод, захват престола Лжедмитрием, мятеж под предводительством Ивана Болотникова, насильственное низложение царя Василия Шуйского. Неурожай и эпидемии резко сократили численность населения государства.

С 1601 по 1612 годы были для Нижегородского края, как и для всей страны, длительной порой глубоких потрясений. Дожди лили так часто, что «все человецы в ужас впадаша», а 15 августа 1601 года ударил «мраз великий» и погубил всю полевую растительность. Семена, залитые дождями, не взошли, погибнув в земле. Следующая осень началась «гладом великим...и покидаша отцы семьи свои...мужья жен своих...родители чада своя...мраша люди, как и в поветрие мировое не мраша...» Зима проходила в ужасных муках голода. Весною, борясь со смертью, люди «ядоша всякую листву, траву и мертвечину, и пса, и кошки...» Летом нередко стали случаи трупоядия и голодного бешенства.

Алчные люди, надеясь разжиться от продажи дорого хлеба, прятали зерно на поле в ямах. Таможенный голова Нижнего, несмотря на запрет вывозить хлеб из города, с ведома городских начальников тайком отправлял неприкосновенные запасы вниз по Волге, по пути распродавая хлеб.

Четыреста верст, питаясь побегами молодых берёз и лип, прошагали нижегородцы в престольную Москву просить помощи «у великого государя». Трупы умерших от голода в столице сотнями валялись на улицах. Царские приставы ездили по улицам, подбирали мертвецов, заворачивали в пожертвованные царём саваны и свозили за город на особые кладбища для несчастно умерших. За два с лишним года в Москве было похоронено 127 000 трупов.

Малому числу нижегородцев посчастливилось вернуться домой. А в Нижнем Новгороде в это время окрестные рощи стояли с начисто ободранными стволами лип и осин. Единственной едой многих была истолченная древесная кора, из которой пекли что-то похожее на хлеб.

Трехлетние страдания породили мрачные легенды и предзнаменования. В лесах бесились волки, кусая друг друга, в некоторых реках и озёрах исчезла рыба, в некоторых лесах не было видно птиц.

В конце 1604 года засияла на небе в Нижегородском крае яркая необычная комета, которая казалась знамением свыше ─ быть беде! Мысли всех были направлены к матери русских городов ─ Москве ─ и царю. Но Борис Годунов строил в кремле роскошные дворцовые хоромы и неслыханной высоты колокольню. Копился гнев, и сила народная вылилась в восстания.

А после смерти царя в 1605 году в пределы русских земель уже открыто вошли польские интервенты. При попустительстве изменной боярский верхушки Москва оказалась захваченной войскам польского короля Сигизмунда. В Новгороде хозяйничали шведы, по северным городам шныряли английские лазутчики с целью высадки десанта короля Иакова, вели разведку и агенты папы римского. Государство разваливалось на глазах, и способствовали этому внутренние распри, так как не было согласия у бояр и дворян, а в посадах чернь поднималась против знати и воеводских властей. Повсюду безумствовала смута.

Нужна была величайшая жертва, чтобы спасти государство. Знатные и богатые не отваживались на неё, не решались разные воеводы. И вот тогда бросил клич нижегородский торговец, почитаемый среди посадского люда, патриот Кузьма Минин.

Минин ─ земский выборный староста ─ вел патриотические речи на паперти Спасо- Преображенского собора, на торгу, в Земской избе. В конце Ивановского спуска в один из осенних дней 1611 года нарастала взволнованная толпа приказного, служилого и тяглового люда: дворяне, стрельцы, пушками, подьячие, писцы, ремесленники и торговцы. Народ стекался на зов посадского старосты.

Призывы Кузьма Минина были лаконичны: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам и имущества своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей в кабалу закладывать, жизнь свою положить, но землю родную вызволить!»

Известный историк писал: «Сам Минин был чудом между современниками. Как в таком незаметном чине свершилось такое великое и благодатное дело!..это не могло произойти без наития Божьей благодати. Минин был искренне и религиозно убежден, что он только орудие промысла».

По летописи, Минину трижды являлся преподобный Сергей Радонежский и призывал его на подвиг во имя «очищения» Российского государства от недругов. Во все города государства российского из Нижнего Новгорода рассылались грамоты ратникам вступать в ряды защитников с призывом: «Купно за едино!» («Вместе за одно!»).

Нижегородцы, воодушевившись, стали жертвовать деньги и ценности. Купечество проявило щедрость и выразило согласие на повышенные таможенные пошлины. Большая часть денег была добровольными пожертвованиями, но имел место и принудительный сбор с богатых людей. Так, например, без внушительного вклада предпринимателей Строгановых не смогли бы снарядить нижегородское ополчение. Наем служилых людей оплачивался из городской казны. Для этого был организован сбор «пятой деньги», а затем и «третьей деньги», т.е. нужно было отдать треть состояния, а также были введены и «кабацкие» налоги на ополчение. Самый бедный служилый дворянин смог выступить в поход «одвуконь», то есть с запасным конём!

Проявившиеся успешные военные дарования Князя Пожарского в сражениях с тушинцами и польско-литовским врагом стали причиной решения нижегородцев о выборе его вождём. Наученный горьким опытом предательства в первом земском ополчении, он указывал нижегородским посланникам, что боится измены и «поворота вспять».

Пожарский в грамоте писал, что к нему присылали из Нижнего «многажды». Все же очередная депутация во главе с настоятелем Нижегородского Печерского монастыря убедила Князя Пожарского, и 28 октября 1611 года он прибыл в Нижний Новгород. При разработке тактики князь вновь подтвердил блестящий полководческий талант.

В феврале 1612 года был начат поход основных сил ополчения из Нижнего Новгорода по маршруту Юрьевец ─ Плес ─ Кострома ─ Ярославль. В Москву вступило ополчение лишь 6 августа 1612 года и составляло около 10000 «человек» и 2500 «человек-казаков».

Капитуляция польского гарнизона и очищение Москвы от вражеских сил праздновалась уже 4 ноября 1612 года. А к концу 1612-го «Совет всея земли», возникший по инициативе К. Минина и Д. Пожарского, одержал решающую победу.

А закончить хочется словами:

«Что он сделал?» ─ спросите вы.

«На каком языке?» ─ вы спрашиваете.

─ На языке Толстого или Пушкина.

А вы видели Москву, Санкт-Петербург?

В этом и есть Козьма Минин!

Светлана АККУЗИНА. Фото автора и из открытых источников.

Памятник К. Маковскому на ул. Рождественской в Нижнем Новгороде.

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Нижнем Новгороде.

К. Маковский "Воззвание Минина".

15:10