Главная / Города и музеи / Мост королевы Луизы: символ стойкости и отваги
logo

Мост королевы Луизы: символ стойкости и отваги

Калининградская область славится одним из красивейших мостов, названных в честь легендарной для Пруссии королевы Луизы. Переправа эта берет начало в современном Советске, ранее ─ Тильзите.

Именно возле этого города, прямо на плоту на реке Неман был подписан знаменитый сепаратный «Тильзитский мир» между Наполеоном и русским императором Александром I. Произошло это 02 (14) июня 1807 года.

Известно, что только благодаря заступничеству русского императора Пруссия смогла сохраниться на карте Европы. Пусть она и теряла половину территории, выплачивая при этом значительную контрибуцию.

Руководил страной в то нелегкое время император Фридрих Вильгельм III. Считалось, что это был слабовольный правитель, и посему добрых слов о нём особо не говорят. Но вот его жена, королева Луиза, стала настоящим символом Пруссии. Символом стойкости и отваги.

Принцесса Луиза Августа Вильгельмина Амалия Мекленбургская (1776–1810) стала супругой прусского короля Фридриха Вильгельма III в 1793 году, в возрасте 17 лет.

Молодая Луиза с первых дней своего появления при берлинском королевском дворе завоевала расположение жителей Пруссии. Её непринуждённые манеры и стиль общения с подданными был нехарактерен для аристократки.

Луиза возглавила придворную партию, выступившую против корсиканца. Вот только что она могла? Наполеон просто вышвырнул из Берлина семейную чету, вынужденную скитаться несколько лет. Правда, в декабре 1809 года Бонапарт позволил изгнанникам вернуться в Берлин. К сожалению, постоянные переживания подкосили здоровье королевы ─ летом 1810 года в возрасте 34 лет Луиза умерла.

С тех пор в Пруссии почитали образ королевы, принявшей многие испытания. В частности, за то, что она, присутствуя во время подписания Тильзитского мирного договора между Наполеоном и Александром Первым, своей ясной и понятной речью во многом спасла Пруссию от полного поглощения Францией.

В 1907 году, в честь столетней годовщины «Тильзитского мира», в Тильзите через Неман был проложен мост. И назван он был в честь королевы Луизы. Длина моста составила 416 метров. Двенадцать метров по центру являлись разводными. И ─ о чудо! ─ по центру моста даже была проложена трамвайная линия.

Мост опирался на два «быка». Красочный взлёт трёх арок, барельеф с профилем королевы Луизы скульптора Стефана Вальтера. Такая красота, кстати, обошлась налогоплательщикам недешево. На постройку нужной, в общем, конструкции, было затрачено целых два миллиона марок.

После Первой мировой войны мост впервые стал пограничным. Он отделил Германию от Мемельского края Литвы. На мосту был устроен контрольно-пропускной пункт и таможня. Впрочем, его устранили в 1939 году после вхождения Мемельского края в состав Германии.

А через пять лет… инженерные части Вермахта мост просто взорвали.  Произошло это 22 октября 1944 года. Гитлеровцы столь непродуманным шагом надеялись задержать наступление наседающих на них частей Красной Армии. И напрасно. Не прошло и года, как красноармейцы вошли в Рейхстаг. После войны мост восстановили, но вот трамвайное движение по нему было прекращено.

Восстановление перехода через реку Неман прошло в 1947 году. Первоначально восстановленный мост сделали деревянным. В 1965 году дерево поменяли на более прочный железобетон. С сохранившегося южного портала сняли неактуальный для того времени профиль королевы Луизы. Вместо него мост украсил герб Советского Союза. Кроме того, указанный на памятнике год постройки моста, 1907-й, переменили на год его восстановления ─ 1947-й.

Шло время. В 1991 году мост опять стал пограничным. Только теперь он стал отделять Литву от Калининградской области России. 6 марта 1995 года с моста сняли советский герб. Этим реставрация объекта на тот момент и ограничилась. 

Полномасштабно за переправу между государствами взялись лишь в 2002─2003 годах. В ходе этих реставрационных работ были восстановлены все утраченные детали портала, также возвращён на своё историческое место барельеф профиля королевы Луизы.     

Южный несохранившийся портал был металлическим и украшен гербом Восточной Пруссии. Барельеф на южном портале представлял собою картуш, имеющий 3,6 м ширины и 4 м высоты, в центре которого ─ изображение королевы Луизы в окружении двух купидонов с цветочными венками. Вершину арки моста украшали декоративные вазы — их было шесть (сохранилось только две).

Над пешеходными проходами по 1,5 м шириной размещены два барельефа, олицетворяющие движение по воде и по суше. Мостовой портал и машинные домики изготавливались в мастерской придворного мастера-каменотёса Карла Шилинга в Темпелине. Для их изготовления использовали влагостойкий желтоватый песчаник из каменоломен в Вюншельбурге, у подножия Хойшойера, не требующий покраски и штукатурки.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из открытых источников.

 

21:09
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Открыть в Telegram