Главная / Города и музеи / «Море ─ наше поле»
logo

«Море ─ наше поле»

Так говорили в старину на архангельском Севере поморы, жители прибрежных районов Белого моря. И действительно, неплодородная по большей части земля не давала людям возможности сытно прожить год, от урожая до урожая.

Так что основную часть съестных припасов поморы добывали именно в море. На промыслы они практически всегда отправлялись на деревянных лодках собственного изготовления. Типов таких промысловых лодок было несколько, смотря для чего они предназначались и из какого материла изготавливались (сшивались).

Самым распространенным поморским судном, был, конечно, карбас ─ парусно-гребная лодка, приспособленная к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас (или обласок). Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.

Карбас стал одним из главных экспонатов передвижной выставки «Матица», которая открылась на главной пешеходной улице Архангельска, проспекте Чумбарова-Лучинского. Выставка стала значимой частью международного выставочного проекта «Матица: сохранение и развитие деревянного судостроения», в котором активно участвует Архангельская область.

Матица ─ главная килевая конструкция судна. Проходит прямо по центру, будущего деревянного покорителя водной стихии, скрепляя все его детали между собой. Надёжно сделанная матица защит карбас в любой шторм. Она как бы собирает разрозненные детали рыболовного судна в единое целое.

Подручные судостроителя

Рассказывая о судах, выставка объясняет и то, с помощью каких приспособлений они изготовлялись. Главный инструмент ─ это плотницкий топор. Использовался он при обтёсывании, рубке и грубой обработке древесины различных пород. Такой топор режет древесину и отличается ровным, длинным, тонко заточенным острым лезвием.

Название других представленных на выставке инструментов могут быть известны далеко не всем. Это, к примеру, «рейсмус» ─ инструмент для проведения на деревянной заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии, или перенесения размеров с чертежей на заготовку. Или, скажем, «шлифтик» ─ инструмент, предназначенный для завершающей зачистки деревянных поверхностей и исправления дефектов, возникших после предыдущего обстругивания. С помощью шлифтика проводят зачистку мест вокруг сучков, торцов, неправильного строения древесины.

К сожалению, старые добрые карбасы со временем стали из нашей жизни уходить. Всё заменил пароход и металл. Возродить старый промысел по производству деревянных промысловых судов взялись энтузиасты своего дела, как раз и объединившиеся в прошлом году в проект «Матица». В Архангельской области промыслами в первую очередь занялись музейщики, изучающие поморские лодки в рамках своей краеведческой деятельности. Таких музеев в регионе набралось пять.

Деревянный флот в музеях Архангельской области

Для начала отметим Северный морской музей, располагающийся в Архангельске. Это музейное учреждение стало одним из главных инициаторов проекта «Матища» на поморской земле. Директор музея Евгений Тенетов так объяснил смысл названия проекта: «Помор не переделывал природу. Он жил вместе с ней. Корень ─ кокора, та же матица ─ это киль лодки… Как он растёт, так помор лодку и собирает. Как ведёт себя доска, такой формы лодка и получается».

Изучение и популяризация традиционного для северян деревянного судостроения ─ одно из основных направлений деятельности музея. В 2019 году музей обзавёлся карбасом «Тойма». Он сшит (построен) по традиционной мезенской технологии «россольским» типом шитья из сухих, калиброванных, еловых досок на медные заклёпки. Мастер ─ Михаил Царёв. А в 2020 году флот музея пополнился двумя лодками-осиновками, изготовленными мастерами из Устьянского района Архангельской области.

Пожалуй, наиболее приближённым к местам традиционного рыболовного промысла можно считать Мезенский историко-краеведческий музей ─ филиал Архангельского краеведческого музея. Александр Рыжков, руководитель музейного проекта, рассказывает об идее повети ─ хозяйственной пристройки к основной части поморского дома. Здесь северный житель не только хранил свои принадлежности. Зимой здесь он строил новую лодку для летней рыболовной путины.

Проект направлен на сохранение поморского карбаса, который был построен в селе Долгощелье в 1994 году, и использовался для рыбного промысла в Белом море. Сейчас идёт активное изучение традиционного процесса постройки промыслового карбаса, проводятся экспедиции в сёла Долгощелье и Койду. Помимо карбаса, в экспозиции представлены два готовых киля, приготовленных для шитья судна, старинные инструменты, фонари, рыбацкие сети, рюжи, и другие предметы, необходимые для рыболовного промысла.

Историческая верфь с родины Ломоносова

Кроме музейщиков, шитьём деревянных судов занимаются и энтузиасты своего дела, объединённые в различные товарищества и ассоциации. Подобных объединений, входящих в состав проекта «Матица», в Архангельской области набралось четыре. В первую очередь, хотелось бы отметить земляков Михаила Васильевича Ломоносова. Остров Куростров, лежащий на берегу реки Курополки, напротив Холмогор, оказался известен не только тем, что здесь родился великий учёный и исследователь. Здесь также во второй половине XVIII века находилось одно из заметных на Русском Севере судостроительных предприятий ─ верфь Степана Негодяева-Кочнева.       

Современные любители традиционного деревянного судостроения эту верфь решили возродить. Проект по восстановлению старинного производства был назван Ровдина Гора. Назвали его так в честь места на Курострове, где Негодяевская верфь как раз и располагалась. Как говорит Николай Выморков, руководитель проекта: «Для нас, традиционное судостроение ─ это дань уважения к истории места, самоопределение и поиск себя. Хочется верить, что однажды, ветер наполнит паруса мельниц и кораблей на Ровдиной Горе, и это вдохнет новую жизнь в северную деревню».

Под руководством опытных мастеров участники проекта своими руками создают коллекцию традиционных северных лодок различного типа, которые будут использоваться для туристических прогулок и экспедиций. В июне 2019 года, команда построила первую лодку-зырянку. Так что земляки Ломоносова, как в своё время и сам Михаил Васильевич, смогут под парусами отправляться на беломорские промыслы.

Для еще большей популяризации традиционного судостроения на Ровдиной Горе формируется постоянная историческая экспозиция, которая, как обещают ее устроители, непременно будет рассказывать не только о достижениях и успехах верфи Степана Негодяева-Кочнева, но и вообще о том, каких высот достигло северное судостроение. Лодки в XVIII-XIX веках находились в каждом поморском доме. Если сравнить с современностью, то можно сказать, что деревянных средств для передвижения в домах северян было больше, чем в современной семье автомобилей.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора.

На фото: модель карбаса из фондов Архангельского краеведческого музея.

22:48