Главная / Города и музеи / В музее ─ целый океан

В музее ─ целый океан

В 2020 году отмечает 30-летие Музей Мирового океана. Работает знаменитое учреждение культуры, уникальное по своей экспозиции, в самом западном городе нашей страны ─ Калининграде.

На выручку «Витязю» 

В конце 1980-х годов в Калининградском областном историко-художественном музее работала молодая сотрудница Светлана Сивкова. Это сегодня она директор уникального Музея Мирового океана, а тридцать лет назад девушка только-только окончила географический факультет местного университета и обожала расшифровывать всевозможные географические ребусы. И вот как-то раз Светлана Геннадьевна узнала, что у причалов Калининградского порта ржавеет легендарное научно-исследовательское судно «Витязь», на счету которого множество открытий и разгаданных научных тайн. Чего стоит, к примеру, определение точной глубины Марианского желоба в Тихом океане (11022 метр), сделанное учеными в 1957 году, во время 25-й исследовательской экспедиции «Витязя»!

В общем, музейный работник не дала «Витязю» пропасть, проржаветь, исчезнуть в беспощадном огне переплавки. С.Г. Сивкова собрала инициативную группу и добилась того, чтобы судно было отправлено на ремонт. Произошло это в далеком уже 1990 году.

Завершился ремонт в 1994 году. В первое время сотрудники Музея Мирового океана не только делали на борту обновлённого судна различные экспозиции, но даже использовали его в качестве рабочего места. Дело в том, что «Витязь» в первое время был единственным «зданием» нового музея.

Детство «Марса»

Первый экспонат Музея Мирового океана был построен в 1939 году в немецком Бременхафене. В начале своего жизненного пути судно звалось «Марсом».  Ни о каких научно-исследовательских перспективах новоиспеченного грузопассажирского судна в то время, конечно же, не думали.

Гражданское судно успело провести лишь один рейс, когда началась Вторая мировая война. Судно превратили в плавучий госпиталь, который перевозил больных, раненых, а также вывозил беженцев из подвергшейся боевым действиям Восточной Пруссии.

После окончания войны «Марс» по репарации был передан Великобритании, где сразу же получил другое имя. Бывшего «Марса» стали величать «Вперёд, Империя». Уже в начале 1946 года англичане уступили судно своему на тот момент союзнику ─ СССР. Портом его приписки стал Ленинград. Под новым именем ─  «Экватор» ─ бывший «Марс» вошёл в состав Балтийского морского пароходства. Здесь, его главной работой стало совершение торговых рейсов между портами Балтийского и Северного морей.

Некоторое время спустя, в том же 1946 году, «Экватор» приглянулся ученым из Института океанологии Академии наук СССР, которые нуждались в экспедиционном судне. Им-то и стал бывший «Марс».

 «Экватор» становится «Витязем»

Переоборудование торгового судна в научно-исследовательское было проведено в 1947─1948 годах. При перестройке удлинили среднюю надстройку судна, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Грузовые твиндеки переоборудовали в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций.

Уникальность НИС была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная якорная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траления на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища проб. 

В 1949 году переоборудованный под научно-исследовательское судно теплоход в последний раз меняет имя. Флагман Института океанологии становится «Витязем». Назвали его так в честь двух знаменитых корветов XIX века, участвовавших в нескольких научно-исследовательских экспедициях. И «Витязь» своему славному имени и предназначению остался верен.

Научно-исследовательское судно совершило 65 экспедиций с разными научными исследованиями в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станции (то есть комплекса научных исследований в определенной точке Мирового океана). Самый большой научный вклад НИС сделало в области биологических исследований океанских глубин. В частности, было открыто 1176 новых видов животных и растений.

Помимо исследования глубины Марианского желоба, экспедиции «Витязя» ликвидировали немало «белых пятен» на картах подводного рельефа Тихого и Индийского океанов. Были открыты и исследованы, в частности, возвышенности Шатского, а также Обручева, Академии наук, Института океанологии. На счету «Витязя» и множество других открытий, обогативших географическую науку новыми интересными сведениями.

Последний рейс

В 1979 году судно завершило свою последнюю научно-исследовательскую экспедицию, прибыв из Новороссийска в Калининград. На высшем уровне рассматривался вариант его установки в Москве к летним Олимпийским играм 1980 года, однако доставка «Витязя» в Москву по каналам представлялась слишком сложной, и этот план был отвергнут. В итоге знаменитое судно банально бросили, оставив ржаветь у причалов Калининградского порта.

К счастью, горькой судьбой теплохода заинтересовалась Светлана Геннадьевна Сивкова. Во многом благодаря ей теплоход не только стал экспонатом №1 Музея Мирового океана, но и обрел почетное пристанище на набережной реки Преголи.

Каждые пять лет «Витязь» посещает сухой док Калининградского завода на докование и ремонт, замену уже проржавевших деталей и покраску. Затем обновленное судно возвращается на свое постоянное место.

Подарок губернатора и не только

Директор Музея Мирового океана Светлана Геннадьевна Сивкова смогла собрать целую флотилию исторических судов и кораблей, растянувшуюся на набережной реки Преголи на целый километр.

Следующим после «Витязя» музейным экспонатом стала в 2000 году дизель-электрическая подводная лодка «Б-413» проекта 641. Её передал музею губернатор Калининграда, адмирал Владимир Григорьевич Егоров. До того, как возглавить самый западный регион РФ, Владимир Григорьевич десять лет командовал Балтийским флотом и потому отлично знал, какая боевая единица лучше всего подойдет для превращения её в музейный экспонат.

«Б-413» ─ уникальное музейное судно. Это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки также и в том, что она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпус, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-Морского Флота России.

Субмарина «Б-413» появилась на свет в 1968 году на Ново-Александровском заводе Ленинграда. 7 сентября лодка была спущена на воду, а уже 24 декабря на ней подняли флаг Военно-Морского Флота СССР. Одним из самых заметных достижений «Б-413» стал поход на Кубу.

 Служба лодки продолжается и сейчас, правда, на сугубо мирном, культурном поприще. Сегодня «Б-413» входит в топ-10 наиболее популярных музейных объектов России и находится в одном ряду с Эрмитажем и Русским музеем.

Следующий представитель раритетной флотилии ─ «Космонавт Виктор Пацаев», появившийся на калининградской набережной в 2001 году.  Это единственное в мире судно космической связи с реально действующей установкой на борту. До недавнего времени оно входило в состав флотилии космической связи, осуществляло связь между космическими станциями и Центром управления полётов.

Музей Мирового океана не мог обойти вниманием и рыбопромысловый флот. В 2007 году у причала исторической набережной музея был ошвартован средний рыболовный траулер «СРТ-129». Судно спущено на воду в 1950-е годы в ГДР. Сегодня на траулере размещена экспозиция, рассказывающая об истории рыбопромыслового флота России.

 «Планета океан»

...Сейчас все мысли музейщиков связаны со скорейшим завершением строительства главного корпуса, который назвали «Планетой океан». В высоту новая конструкция вырастет аж на 42 метра. Здание, строящееся в виде огромного шара, будет являться точной копией нашей планеты. Снаружи «планета» будет облицована 1200 стеклянными квадратиками. А внутри перед глазами изумленного посетителя предстанут девять этажей различных выставок и экспозиций, показывающих всё богатство коллекций, собранных музейщиками за все 30 лет существования музея.

Кстати, «Планету океан» смогут увидеть не только горожане и гости города, мирно прогуливающиеся по берегам реки Преголи. Музейщики уверены, что панораму будущего главного корпуса можно будет наблюдать даже в космосе, находясь на борту Международной космической станции.

Константин Тараканов. Фото автора и с сайта Музея Мирового океана.

22:32 5 октября 2020