Главная / Личность / Капитан Марусев
logo

Капитан Марусев

Сорок семь лет служил верой и правдой Енисейскому пароходству прославленный капитан Иван Тимофеевич Марусев. Герой Социалистического Труда, он прошел путь от второго штурмана до капитана флагмана Енисейского пароходства ─ туристического лайнера «Антон Чехов».

Иван Тимофеевич Марусев родился 31 июля 1936 года, в деревне Попково Духовщинского района Смоленской (ранее Западной) области. Его семья была самой обычной, крестьянской, но Иван Тимофеевич решил не идти по стопам родителей.

Так, первоначально он получил образование в Трунаевской семилетней школе, после окончания которой, в 1952 году, поступил в Рижское речное училище, в котором отучился на судоводительском отделении ещё четыре года, до 1956-го. Сразу после выпуска его направили в Енисейское речное пароходство, где и началась его энергичная трудовая деятельность.

В начале своего профессионального пути Иван Тимофеевич занимал должность штурмана. Так, пять лет ─ с 1956 по 1961 год ─ он работал третьим штурманом теплохода «Камчатка» и вторым штурманом теплохода «Академик Тюрин». В этот период Иван Тимофеевич проявил себя как ответственный, активный и дисциплинированный сотрудник. Благодаря этим качествам на следующие два года ─ с 1961 по 1963 год ─ он был назначен на должность капитана-механика на теплоходе «Мусоргский», а после, с 1963 года, и на известном теплоходе «Академик Туполев», который пользовался особой славой среди речников, причём не только на Енисее.

Иван Тимофеевич мечтал создать на базе судна крепкий, разносторонний и активный рабочий коллектив, и ему это удалось: так, экипаж поддерживал связь с самим Андреем Николаевичем Туполевым ─ советским учёным и авиаконструктором, а также соревновался с горняками рудника «Заполярный» Норильского комбината. Марусев был вовлечён в жизнь своей команды, что характеризует его как грамотного управленца, близкого к подчинённым. «Я даже стенные газеты ребятам помогал выпускать», ─ поделился он в одном из своих интервью.

Энергичная и интересная деятельность экипажа судна «Академик Туполев» не могла не привлечь к себе внимания, так что вскоре Министерством речного флота была издана брошюра, где подробно освещался опыт работы коллектива, который тут же стал известен среди речников страны и стал для многих положительным примером.

В 1966 году Иван Тимофеевич окончил заочно Красноярское речное училище на судомеханическом отделении. И в том же году за выдающуюся деятельность был награждён орденом «Знак Почёта». Однако сам Иван Тимофеевич был скромен и заявлял, что его успех не родился сам по себе, и добиться столь высоких результатов на профессиональном поприще ему помогли хорошие руководители, например, начальник Енисейского речного пароходства Иван Михайлович Назаров, а также другие капитаны, у которых он многому научился.

В 1971 году Иван Тимофеевич занял должность капитана-механика на теплоходе «Морской-22», который спустя год ─ в 1972 году ─ по его собственной инициативе, был переименован в честь наставника и получил имя «Иван Назаров».

Экипаж судна, возглавляемый Марусевым, продолжил добрые традиции, сложившиеся ещё со времён известности команды теплохода «Академик Туполев», побеждал во многих социалистических соревнованиях, которые организовывались на флоте. Многие выпускники речных училищ мечтали стать частью данного коллектива.

16 января 1974 года Ивану Тимофеевичу за выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении планов указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Иван Тимофеевич никогда не прекращал учиться и совершенствовать себя. Так, в 1977 году, в возрасте 41 года, он заочно окончил судоводительский факультет Новосибирского института инженеров водного транспорта. А с 1981 года начал занимать должности начальника службы грузоперевозок Енисейского пароходства, заместителя начальника Лесосибирского речного порта, а также капитана-механика танкера «Волгонефть-134».

С 1984 года Иван Тимофеевич Марусев был капитаном флагмана Енисейского пароходства ─ туристического лайнера «Антон Чехов» (проект Q-056), который работал на линии Красноярск─Диксон с иностранными туристами.

После перегона теплохода «Антон Чехов» в другой бассейн капитан посвятил себя общественной работе. Так, Иван Тимофеевич являлся вице-президентом Красноярской региональной общественной организации «Клуб капитанов» и заместителем председателя Совета регионального отделения Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России». А в 2003 году ушёл на заслуженный отдых.
Он имел множество наград, среди которых были медаль «Серп и Молот», Орден Ленина и множество других. Коллеги испытывали к нему глубокое уважение.

Иван Тимофеевич Марусев ушёл из жизни 22 января 2014 года в возрасте 77 лет и был похоронен на Бадалыкском кладбище в Красноярске.

В честь выдающегося капитана установлена мемориальная табличка в городе Красноярске с надписью: «В этом доме с 1984 по 2014 год жил Герой Социалистического Труда Марусев Иван Тимофеевич. Прошел путь от второго штурмана до капитана флагмана Енисейского пароходства туристического лайнера «Антон Чехов». 47 лет служил Енисейскому речному пароходству».

А в декабре 2016 года имя знаменитого красноярского капитана Ивана Тимофеевича Марусева было присвоено теплоходу-буксировщику «ОТА-968», который по сей день бороздит енисейские воды.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

01:09