Главная / Личность / Николай Слабожанин: капитан, новатор, наставник
logo

Николай Слабожанин: капитан, новатор, наставник

Герой Социалистического Труда, капитан Ленского объединенного речного пароходства Н.Н. Слабожанин свыше 30 лет трудился в сложных судоходных условиях, обеспечивая перевозки грузов на Крайний Север. На его счету - досрочное выполнение навигационных заданий, достижение высоких экономических показателей, новаторские разработки, успешно внедренные в судоводительскую практику.

Николай Николаевич Слабожанин родился 14 ноября 1933 года в городе Свободный, Амурской области. Его семья не была занята в речном промысле: отец Николай Александрович трудился на вагоноремонтном заводе, а мать Татьяна Ивановна занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.

В возрасте 16-ти лет Николай Николаевич начал учиться в Благовещенском речном училище, которое успешно окончил в 1954 году со специальностью «техник-судоводитель». Его производственная практика проходила на реках Амур и Зея, а в ходе военно-морской практики на Тихоокеанском флоте Николай Николаевич получил звание младшего лейтенанта.

В 1955 году Николай Николаевич с группой других выпускников был направлен на работу в Ленский бассейн и прибыл на Жатайский судоремонтно-судостроительный завод. К тому времени он уже был семьянином, и республика Саха оказалась тем уютным местом, в котором семья решила осесть. Таким образом, вся последующая жизнь Николая Николаевича оказалась прочно связана с флотом Ленского объединенного речного пароходства.

В 1956 году Николай Николаевич окончил курсы штурмана малого плавания и заступил на вахту третьим штурманом на судне «Первая пятилетка» — одном из самых передовых теплоходов того времени, задействованных в Ленском флоте. Благодаря своей целеустремлённости и преданности делу, Николай Николаевич в 1958 году занял пост второго помощника капитана на данном судне, а всего спустя год — и первого помощника капитана. Также он трудился в должности штурмана на таких судах, как буксирный теплоход «Межень» и теплоход «40 лет ВЛКСМ».

Первая капитанская навигация Николая Николаевича прошла на буксире «Ольхон» в 1959 году, тогда ему было всего лишь 26 лет, что сделало его одним из самых молодых командиров флота.

В 1960 году Николай Николаевич окончил курсы совмещенных профессий со специальностью «второй помощник механика», и в этом же году получил должность капитана теплохода «40 лет ВЛКСМ», на котором проработал ещё один год.

В 1961-м Слабожанин Николай Николаевич начал руководить буксирным теплоходом «Кронштадт» и продолжал это делать в течение восьми лет — вплоть до 1969 года. Стоит отметить, что это был крайне успешный и продуктивный период его карьеры.

На этом судне вместе со своей командой капитан совершал инновационные по тем временам бесперевалочные перевозки грузов в смешанном «река-море» плавании. Впоследствии в 1963 году Николай Николаевич был удостоен звания «Лучший капитан Министерства речного флота» за успешное выполнение навигационных заданий.

Помимо этого, под предводительством Николая Николаевича на теплоходе началось внедрение планов НОТ (научной организации труда), благодаря которым навигационные планы были перевыполнены без лишней траты топлива, а себестоимость перевозок снижена. По итогам семилетки экипаж «Кронштадта» сделал 127 миллионов тонно-километров сверхплановой продукции, что было равно годовому плану такого же теплохода.

В сентябре 1966 года тогда ещё молодой 33-летний капитан — Николай Николаевич Слабожанин — был награждён орденом Ленина за выполнение задания семилетнего плана по перевозке грузов, освоение и эксплуатацию судов новых типов, а также за достижение высоких технико-экономических показателей. А спустя год, в 1967 году, Николай Николаевич, в числе прочих работников пароходства, был отмечен серебряной медалью ВДНХ за внедрение передовых методов исследования прочности и мореходности речных судов и безаварийную их эксплуатацию в плавании «река-море».

После работы на судне «Кронштадт» Николай Николаевич в течение года занимал должность капитана на теплоходе «Ленек». После этого трудился капитаном-вторым помощником механика сухогрузного теплохода «Морской-19» (позже был переименован в «Герой К. Краснояров»), и на данной должности провёл довольно продолжительный период времени – с 1970 по 1984 год.

Важно отметить, что во время работы часто возникали сложные ситуации, которые необходимо было своевременно и грамотно решать. И Николай Николаевич в этом плане проявлял себя как мудрый и опытный руководитель. Для него словно не существовало слова «невозможно».

Так, например, первые рейсы подконтрольного ему теплохода пролегали до Жиганска и Кюсюра, где берега не были оснащены необходимым оборудованием, и практически полностью отсутствовала механизация. На борту судна имелись плавучие краны, и перевалить груз на сушу было возможно лишь с их помощью. Эта была крайне тяжелая экстремальная работа, но экипаж Слабожанина успешно с нею справлялся, во многом благодаря грамотному руководству своего капитана.

В 1980-х годах Ленское объединённое речное пароходство стало активно пополнять свой флот сухогрузными теплоходами класса «река-море» 292-го проекта, и в 1984 году Николай Николаевич Слабожанин возглавил мощный сухогруз «Сибирский-2105» (впоследствии был переименован в «60 лет ЯАССР»). На нём же первым открывал арктическую навигацию.

За выдающиеся трудовые успехи Николаю Николаевичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1986 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Помимо судоходства Николай Николаевич был занят и в других сферах управленческой деятельности. Например, он также трудился в качестве депутата Якутского городского Совета; являлся членом Пленума Якутского обкома КПСС, и кандидатом в члены ЦК профсоюза работников речного и морского флота. Помимо прочего, Николай Николаевич имел должность председателя совета командиров Жатайского судоремонтно-судостроительного завода.

За свою блестящую и добросовестную службу Николай Николаевич был награждён рядом значимых и престижных наград: Орденом Октябрьской Революции (получен в 1977 году), медалями «За трудовую доблесть», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За строительство БАМа», значками «Отличник социалистического соревнования», «Победитель социалистического соревнования» и так далее.
В 1987 году по состоянию здоровья Николай Николаевич ушёл на заслуженный отдых. Но, будучи слишком ответственным и активным человеком, чтобы оставить работу насовсем, он в последующие три года трудился в службе капитана портового надзора пароходства.

Прославленный речник ушёл из жизни 18 января 1991 года, в возрасте 57 лет. Как вспоминают коллеги, он был очень упорным, ответственным и уверенным в себе человеком. Николай Николаевич оставил после себя добрую память и по сей день продолжает служить отличным примером для подражания новым поколениям судоводителей.

В память о Николае Николаевиче Слабожанине, его именем ─ «Капитан Слабожанин» ─ в 1991 году был назван теплоход «Сибирский-2026» Ленского объединённого речного пароходства. А в июле 2019 года по улице Северная в Жатае, где и проживал Николай Николаевич, была установлена мемориальная доска в его честь.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

15:32