Главная / Личность / Генеральный конструктор
logo

Генеральный конструктор

Сегодня мы подготовили рассказ о дважды Герое Социалистического Труда (1963, 1974), лауреате Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалере четырёх Орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), Ордена Октябрьской Революции (1979), докторе технических наук Сергее Никитиче Ковалёве.

Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде (в наши дни – Санкт-Петербург), в семье офицера Никиты Назаровича Ковалёва и его жены Анастасии Ивановны.

Стоит отметить, что интерес Сергея Никитича к военно-морскому делу во многом сформировался благодаря его семье. Так, например, его отец состоял на службе в Российском военно-морском флоте с 1904 года, и за время своей профессиональной деятельности написал два учебника по минному делу, а также ряд статей по радиосвязи и радиопеленгации. Помимо этого, Никита Назарович какое-то время служил под командованием Александра Васильевича Колчака – прославленного военного и политического деятеля, который очень высоко оценивал его штурманскую квалификацию.

Дедушка Сергея Никитича по материнской линии – Иван Герасимович – тоже был связан с военно-морским делом. Так, он имел офицерское звание и участвовал в Цусимском сражении (в рамках Русско-японской войны 1904-1905 годов).

Сергей Никитич пошёл по стопам своих родственников, и в 1937 году поступил на кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института (в наши дни Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), в котором проучился пять лет, до 1942 года.
Во время обучения Сергей Никитич получил свой первый профессиональный опыт ─ практику на Балтийском заводе, во время которой он принимал участие в сооружении крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» (крейсеры проекта 68-К). А после этого был зачислен в бригаду судосборщиков, где получил квалификацию судосборщика 6-го разряда.

Именно в это время страну захлестнула Великая Отечественная война – Сергей Никитич встретил её студентом пятого курса. И, как и все остальные учащиеся, летом и осенью 1941 года он был вынужден не только учиться, но и трудиться на строительстве оборонительных сооружений, где не раз попадал под воздушные налеты и артиллерийский огонь.

Впоследствии студенты и преподаватели Ленинградского кораблестроительного института были эвакуированы в город Пржевальск (в 1992 году был переименован в Каракол), расположенный на южном берегу озера Иссык-Куль. Там же в то время разместился эвакуированный Николаевский кораблестроительный институт (в наши дни — Национальный университет кораблестроения имени адмирала Макарова). Таким образом, весной 1943 года Сергей Никитич защитил диплом при этом университете и получил звание инженера-кораблестроителя. А в ноябре того же года был зачислен в проектный отдел Центрального конструкторского бюро №18 (ныне именуемое Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»).

Сразу после победы СССР в бюро поступили несколько трофейных корпусов лодок ХХI серии (немецких дизель-электрических подводных лодок). Конструкторам предстояло выполнить проект по размещению в этих корпусах отечественного оборудования. Данный проект получил номер 614 и стал первым проектом подводной лодки, в разработке которого Сергей Никитич принял активное участие.

31 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР было организовано специальное конструкторское бюро №143, предназначенное для проектирования высокоскоростных подводных лодок, а также энергетических установок для них. В том же году Сергей Никитич был переведён на новое предприятие в должности помощника главного конструктора.

Спустя шесть лет – в 1954 году – он стал главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617. Важно отметить, что эта лодка стала самой первой подводной лодкой в СССР, перешагнувшей 18-узловую величину подводной скорости – ее подводная скорость в течение шести часов составляла чуть более 20 узлов.

С 1958 года Сергей Никитич возглавил работы по созданию атомной подводной лодки проекта 658, вооруженной баллистическими ракетами (на тот момент уже находилась в разработке 2 года). В итоге проект был принят в состав Военно-морского флота зимой 1960 года. Таким образом, коллективам Центрального конструкторского бюро №18, Севмашпредприятия и прочим командам, задействованным в строительстве подводной лодки, удалось выполнить поставленную перед ними задачу в крайне короткий срок – всего за четыре года. Стоит отметить, что впоследствии этот рекорд не удалось побить никому. Такой результат стал во многом заслугой Сергея Никитича Ковалёва, за что он снискал огромное уважение среди коллег и сослуживцев.

Упорный труд и высокий профессионализм сделали Сергея Никитича сначала главным, а потом и генеральным конструктором всех атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных баллистическими ракетами (такие проекты, как уже упомянутый 658, а также 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ). По восьми проектам Сергея Никитича на Севмашпредприятии были построены 92 подводные лодки.

Во время Карибского кризиса 1962 года Сергей Никитич Ковалёв оказался единственным главным конструктором на Северном флоте. Это был крайне непростой период для страны – из-за накалённой международной обстановки флот находился в полной боевой готовности, и Сергею Никитичу приходилось брать на себя всю ответственность за исправность каждой лодки.

В феврале 1963 года ему было присвоено звание главного конструктора второй степени, и в том же году за работу над проектом 658М и освоение образцов новой техники он получил звание Героя Социалистического Труда.

В 1965-м главный конструктор и его команда, работавшая над этим проектом, были награждены Ленинской премией за осуществление подводного старта ракет.

В 1968 году Сергею Никитичу Ковалёву было присвоено звание главного конструктора первой степени, а в 1970-м он был награжден Орденом Ленина.

В 1971 году произошло несколько знаменательных для Сергея Никитича событий. Так, он был избран делегатом XXIV съезда КПСС, а также приступил к проектированию и постройке атомного подводного крейсера проекта 941 («Акула» системы «Тайфун»), вооруженного двадцатью твердотопливными баллистическими ракетами. Именно эти подводные лодки являлись основой морской составляющей ядерных сил России. Их наличие на вооружении нашей страны стало одним из решающих факторов в прекращении «холодной» войны и установлении более стабильных политических отношений между ведущими странами мира.

Сергей Никитич ─ автор многочисленных научных трудов в области проектирования, теории и строительной механики кораблей. Он успешно разрабатывал новые подходы к решению проблем в области гидродинамики и энергетики. Его вклад в теорию отечественного кораблестроительства неоценим.
В 1973 году Сергею Никитичу Ковалёву присвоена ученая степень доктора технических наук. Его разработки были выдающимися и инновационными, что не могло не отметить высшее руководство. Так, за создание атомной подводной лодки проекта 667Б «Мурена» в 1974 году он был награжден второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. А в 1978 году Сергею Никитичу была присуждена Государственная премия СССР за создание подводных лодок проекта 667БДР «Кальмар». Спустя год, В 1979 году, ему был вручен Орден Октябрьской Революции.

С 1981 года Сергей Никитич Ковалёв начал числиться действительным членом Академии наук СССР, а спустя 3 года, в 1984-м, занял пост заместителя Председателя Президиума Ленинградского научного центра АН СССР. В 1983 году Сергей Никитич стал Генеральным конструктором, и, что особо примечательно – первым человеком с подобным званием в военном кораблестроении.

В 1990-е годы производство подводных лодок начало сокращаться – запросы государства изменились. Эта ситуация позволила Сергею Никитичу проявить свои глубокие знания и талант в иной сфере конструирования морской техники. Так, с 1994 года он был назначен на должность научного руководителя по созданию морских нефтегазодобывающих платформ. Сам по себе данный процесс крайне сложен и требует огромных организационных издержек, ведь необходимо в одной цели объединить предприятия самых разных отраслей и проконтролировать их работу. Со всеми этими непростыми задачами генеральный конструктор отлично справлялся. Его успехи были отмечены Государственной премией Российской Федерации в области науки и технологий «за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев», которая была присуждена 12 июня 2007 года.

Сергей Никитич Ковалёв ушёл из жизни 24 февраля 2011 года, в возрасте 91 года. Был похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

За всю свою жизнь он внёс огромный вклад в развитие отечественного кораблестроения и укрепление связей промышленности и Военно-морского флота. Он был человеком своего дела, и оставил после себя добрую память.

Его образ навеки увековечен в бюсте за авторством Игнатьева Александра Михайловича, который был установлен в 1985 году на Аллее Героев в парке Победы, город Санкт-Петербург.

В 2011 году набережной на Севмашпредприятии было присвоено имя Сергея Никитича Ковалёва. В Северодвинске на предприятии «Звёздочка» для Северного флота был создан морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ, удостоившийся имени «Академик Ковалёв».

Родное предприятие Сергея Никитича – Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», в котором академик проработал без малого 68 лет, – тоже выразило дань уважения великому конструктору. Так, 15 августа 2014 года на здании бюро была открыта памятная доска.

А в марте 2017 года Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова открыла именную аудиторию академика Сергея Никитича Ковалёва и установила мемориальную доску с барельефом.

Подготовила Анастасия СТУРОВА. Фото из окрытых источников.

01:23