Главная / Личность / Кораблестроитель Воверис
logo

Кораблестроитель Воверис

Инженер-кораблестроитель, главный конструктор ПО "Севмашпредприятие", один из основателей подводного ядерного щита СССР, лауреат Государственной премии СССР Виктор Павлович Воверис прожил долгую и плодотворную жизнь.

Виктор Павлович родился 13 февраля 1914 года в Ленинграде,  в многодетной семье, где помимо него было ещё пятеро детей: три девочки и два мальчика. Отец работал сапожником, а мать посвятила себя воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства.

В 1920-е годы Виктор Павлович вместе с семьёй были вынуждены перебраться в Ростов-на-Дону из-за работы отца на местной обувной фабрике, директором которой в 1930-е годы стал один из братьев Виктора Павловича. Однако он сам не хотел связывать свою судьбу с профессией сапожника, а потому в 1936 году вернулся в Ленинград и поступил на кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), где успешно проучился вплоть до начала 1941 года.

После окончания учебного заведения Виктор Павлович начал трудиться на Северном машиностроительном предприятии (завод №402) при Народном комиссариате судостроительной промышленности СССР в городе Молотовске (с 12 сентября 1957 года – Северодвинск) в Архангельской области. Вместе с ним на предприятие прибыло ещё 15 выпускников Ленинградского кораблестроительного института, многие из которых стали частью «команды Егорова».

Евгений Павлович Егоров –  инженер-кораблестроитель, который внёс огромный вклад в развитие и укрепления Севмашпредприятия. За 20 лет его руководства (с 1952 по 1972 годы) завод №402 стал крупнейшим центром атомного подводного судостроения. Чтобы осознать вклад Евгения Павловича в Севмашпредприятие, достаточно знать, что на Западе завод называли никак иначе, как «фирмой Егорова». Этот человек был выдающимся и целеустремлённым руководителем, работающим на результат, и именно под началом такой незаурядной и сильной личности повезло начать работу Виктору Павловичу Воверису.

А команда под началом Е.П. Егорова собралась действительно звездная, включавшая многих прославившихся позднее специалистов. Например, таких, как Израиль Лазаревич Камай ─ советский конструктор-судостроитель, руководитель стапельно-сдаточного производства «Северного машиностроительного предприятия». Или инженер-кораблестроитель Сергей Васильевич Слесаревич, кораблестроитель и лауреат Ленинской премии Пётр Васильевич Гололобов, а также многие другие.

Выпускники были распределены в разные производственные цеха и отделы Севмашпредприятия, где они трудились помощниками мастеров и строителей, технологами, конструкторами, а так же мастерами отдела технического контроля. Сам Виктор Павлович занял должность инженера-конструктора корпусного сектора в конструкторском отделе. 

Вскоре страну захлестнула Великая Отечественная Война, и предприятие было вынуждено приостановить все свои производственные проекты, потому что все силы и ресурсы были направлены на выполнение срочных заказов для нужд фронта. Защита родины стала первоочередной задачей.

Конструкторский отдел, в котором трудился Виктор Павлович, в этот период занимался проектированием ёмкостей для горючего, секций мостовых конструкций, понтонов, выпуском документации на ремонт повреждённых кораблей, переоборудование судов и другими задачами первостепенной важности.

Это была напряжённая работа, которая не могла прекратиться из-за тяжёлой ситуации в стране, а потому рабочий день был увеличен ─ он начинался в 8.00 и заканчивался в 20.00, однако часто эти цифры оказывались лишь фикцией, потому что работникам приходилось трудиться сутками, не покидая предприятия. Многие даже оставались жить на заводе.

Не был исключением и Виктор Павлович Воверис, который вкладывал в общее дело много сил. Часто он, как и остальные конструктора, из-за недостатка рабочих лично вставал к станкам в механических цехах. Помимо этого, участвовал в переоборудовании списанных сухогрузов (таких, как «Кристина», «Буг» и других) в плавучие ёмкости для горючего.

В то время Севмашпредприятие приступило к ремонту не только собственных советских кораблей, но и к починке судов союзников, которые доставляли грузы по ленд-лизу. От оперативности выполнения работ и их качества зависело не только своевременное обеспечение флота необходимыми средствами для борьбы с противником, но и международный престиж СССР ─ державы, которая особенно чутко следила за собственным имиджем.

Не нужно говорить, насколько важное и ответственное направление работы это было. И именно сюда направили Виктора Павловича Вовериса, который, несмотря на молодой возраст, был назначен строителем заказов и пробыл на данной должности вплоть до великого дня Победы.

Помимо основной деятельности Виктор Павлович занимался ещё и преподаванием специальных дисциплин при Молотовском судостроительном техникуме (в наши дни – Северодвинский технический колледж, входит в состав Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ)).

Дело в том, что огромная часть сотрудников Севмашпредприятия отправилась воевать на фронт, из-за чего возникла проблема с инженерно-техническими кадрами. Их стало не хватать, а потому было необходимо задействовать подрастающее поколение: обучить юных девушек и парней, показать им, как всё работает, чтобы они смогли применить свои знания на практике.

Несмотря на тяжелое положение, техникум подготовил три выпуска специалистов, дипломы получили 66 человек, которые смогли обеспечивать работу завода в военное время.

По завершении Великой Отечественной войны страна постепенно начала восстанавливаться. В это время Виктор Павлович был назначен на должность начальника планово-распределительного бюро (ПРБ) при главном механическом цехе.

Спустя четыре года ─ в 1949-м ─ Виктор Павлович Воверис, к тому времени имевший за плечами внушительный опыт и знания, занял место ведущего конструктора в конструкторском отделе, а затем и начальника бюро конструкторского отдела.

В этот период он проводил работы по сопровождению строительства эскадренных миноносцев проекта 30-бис (эскадренные миноносцы типа «Смелый»). Помимо этого, Виктор Павлович активно участвовал в выполнении государственных заказов. Например, в строительстве железнодорожных паромов проекта 723 (тип «Волга»), которые предназначались для обеспечения работы железной дороги «Игарка-Салехард».

В общей сложности по заказу Главного управления лагерей железнодорожного строительства Севмашпредприятие за два года изготовило четыре парома для транспортировки грузов через реки Обь и Енисей. В части подъёмного устройства эти суда были уникальными для предприятия. Они успешно прошли все ходовые испытания, и комиссия в приемном акте постановила: «Самоходный паром «Надым» является первым паромом с отечественными дизель-электрическими гребными установками и всеми вспомогательными агрегатами».

За создание паромов группа сотрудников завода, в числе которых был и ведущий конструктор Виктор Павлович Воверис, в 1952 году была награждена Сталинской премией III степени за работу в области машиностроения. Позже, по политическим соображениям эта премия стала именоваться Государственной премией СССР и была приравнена к ней по статусу. Таким образом, Виктор Павлович стал лауреатом Государственной премии СССР. 

Весной 1954 года на заводе №402 начались работы по проектированию и подготовке к строительству первой атомной подводной лодки К-3. В это же время был создан отдел №4, в состав которого вошло большое количество бывших учеников Виктора Павловича из Молотовского судостроительного техникума.

Отдел №4 представлял собой специальное конструкторско-технологическое бюро, основной задачей которого являлось сопровождение строительства заказа с заводским номером 254 ─ первой в СССР атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол», а также последующих серийных атомных подводных лодок проекта 627А (шифр «Кит»).

Возглавлял 4-й отдел главный технолог Севмашпредприятия Василий Николаевич Козлов, а его заместителями стали Николай Фёдорович Березницкий и сам Виктор Павлович Воверис. Последний был назначен ответственным за конструкторскую часть (включая главную энергетическую установку, систему электроснабжения и вооружение), а также за сопровождение постройки первой атомной подводной лодки.

Интересно заметить, что Виктору Павловичу в то время было всего 40 лет, и он являлся самым «старым» членом команды. Другие начальники едва отметили тридцатилетие, а средний возраст сотрудников-конструкторов варьировался от 25 до 26 лет.

Работать приходилось в условиях строжайшей секретности ─ подобные проекты как правило не рассчитаны на большую огласку, а потому к постройке допускались строго участники отдела численностью 30 человек.

Несмотря на непростые условия Виктор Павлович Воверис успешно обеспечивал на всех уровнях взаимодействие служб завода с проектировщиком судна ─ СКБ-143 (в наши дни Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н. Н. Исанина), а также проектными коллективами и поставщиками оборудования. Например, по вопросам реактора со «Специальным институтом» (ныне Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н. А. Доллежаля), а по использованию парогенераторов ─  с Балтийским заводом. Помимо этого Виктор Павлович обеспечивал решение технических вопросов, а также разработку и выдачу в цеха рабочей конструкторской документации.

В итоге в 1959 году за участие в создании первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» Виктор Павлович был награждён Орденом Ленина.

Зимой 1961 года В. П. Воверис был назначен на должность  начальника конструкторского отдела ─ Главного конструктора Севмашпредприятия. К тому времени отдел №4 был расформирован, а его функции разделены между конструкторским отделом, который возглавлял Виктор Павлович, и отделом главного технолога.

К этому времени на Севмашпредприятии налаживалось серийное производство атомных подводных лодок проектов 627А, 658, 675, а также происходила подготовка к строительству атомных подводных лодок II поколения.

Эта работа требовала огромных усилий и вложений со стороны конструкторского отдела: разрабатывались чертежи и документация, осуществлялось взаимодействие с союзными предприятиями (ЦКБ, НИИ и т.д.). Во главе всего этого стоял Виктор Павлович Воверис.

На годы его работы пришёлся так называемый «золотой век атомного подводного кораблестроения». В это время приоритетными являлись разработки, связанные с подводными кораблями. Так, Севмашпредприятие создало и передало государству первую атомную подводную лодку с жидкометаллическим теплоносителем реактора, атомную подводную лодку с корпусом из титановых сплавов (проект 661 «Анчар»), а также серию атомных подводных лодок стратегического назначения (проекты 667А «Навага», 667Б «Мурена», 667БД «Мурена-М», 667БДР «Кальмар»). Данные проекты было бы невозможно осуществить без грамотной работы конструкторского отдела, который обеспечивал своевременную информационную и иную поддержку.

За огромный вклад в создание подводных лодок проектов 661 и 667А в 1970 году Виктор Павлович Воверис был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Как главный конструктор, он постоянно заботился об улучшении и модернизации своего отдела. Например, провел масштабную реорганизацию, позволившую эффективно решать сопроводительные вопросы производства  атомных подводных лодок. Созданная им система управления оказалась настолько удобной и практичной, что до сих пор, за исключением некоторых корректировок, используется в проектно-конструкторском бюро «Севмаш» (ПКБ «Севмаш»).

Деятельность Виктора Павловича носила не только практический, но даже имиджевый характер. За время его пребывания на должности сильно возрос авторитет конструкторов на Севмашпредприятии, в Министерстве судостроительной промышленности, в ЦКБ-проектантах и у предприятий-смежников.

Виктор Воверис сформировал в своём отделе сильный и талантливый коллектив, который справлялся даже с самыми сложными вызовами кораблестроения. Его смело можно назвать отцом-основателем конструкторской школы и инженерных традиций Севмашпредприятия. В период его управления авралы были редкостью и рассматривались как нонсенс благодаря четкой организации труда. Работа выполнялась качественно и сдавалась в срок.

Виктор Павлович пользовался огромным уважением у своих коллег. Ему довелось сотрудничать с огромным количеством выдающихся личностей, среди которых советский учёный Владимир Николаевич Перегудов, директор Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова Сергей Александрович Боголюбов и даже Адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

Виктор Павлович Воверис внес огромный вклад в освоение и развитие производства атомных подводных лодок.  Не меньше сделал он и для воспитания будущего профессионального поколения, обеспечивая для них условия творческого сотрудничества и благоприятной рабочей обстановки, включающей в себя налаженные связи с центральными проектными организациями и службами.

Весной 1975 года Виктор Павлович ушёл с поста Главного конструктора по собственному желанию и стал трудиться в должности инженера-конструктора 1 категории конструкторского отдела Севмашпредприятия. А спустя ещё 4 года ─ в 1979 году ─ вышел на пенсию и перебрался на постоянное место жительства в Ленинград.

Виктор Павлович Воверис ушёл из жизни 11 июля 1996 года, в возрасте 82 лет, и был похоронен на Южном кладбище в городе Санкт-Петербурге.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

21:10