Главная / Личность / А.И. Белодворцев: старейшина волжского флота
logo

А.И. Белодворцев: старейшина волжского флота

Капитан Андрей Иванович Белодворцев (1906-1982), старейшина волжского флота, участник Великой Отечественной войны, 59 лет служил великой Волге. «Чем же она вам дорога?» — спросили его однажды. «Ну что вы, Волга ведь, как жизнь, одна», — сказал речник, заключив в ответ ни больше ни меньше ─ смысл своего служения великой русской реке.

Известной и славной династией на Волге признана династия Белодворцевых из села Криуши Ульяновской области. Иван Белодворцев работал лоцманом в течение 36 лет на плесе Горький — Астрахань. Ярким представителем династии Белодворцевых стал его сын Андрей.

На снимке: А.И. Белодворцев.

…Весна 1918 года в Криушинском затоне выдалась бурной. Став хозяевами отобранных у пароходчиков судов, волгари готовили флот к навигации. Впоследствии Андрей Иванович вспоминал: «Не могли оставаться в стороне и мы, подростки, дети лоцманов, машинистов, кочегаров. В первую же советскую навигацию я стал по мере сил трудиться в затоне, но только на плотницких и подсобных работах, да и то не постоянно».

В 1920 году 14-летнего Андрея определили матросом на буксирный пароход «Случайный», капитаном на котором был потомственный волгарь, уроженец Городца Иван Павлович Шумилов. По-отцовски, сердечно принял он Андрея. Разглаживая пышные пшеничные усы, познакомил его с судном и командой. В повседневной нелегкой, а порой и просто изнурительной работе познавал молодой матрос речную науку: учился, как бросать чалку, крепить на спине баланку и бегать с ней по зыбким мосткам.

В 1932 году Андрей Белодворцев поступил в Нижегородский речной техникум. За пять лет, изучая лоцию реки, приобрел опыт судовождения на судах «Абхазия», «Рахманинов», «Спартак», «Чичерин» и получил направление вторым штурманом на пароход «А.С. Пушкин», на котором и трудился до войны. Пароход «А.С. Пушкин» был построен в 1887 году в Бельгии на заводе Джона Коккериль по заказу пароходного общества «Самолет». Кстати, именно в этом пароходном обществе суда назывались в честь русских писателей и поэтов.

В самое жаркое время ожесточенных боев под Сталинградом он был командиром плавучего госпиталя на пароходе «Гончаров», ранее принадлежавший, опять же, пароходному обществу «Самолет» постройки 1896 года. «Гончаров» был приписан к Главному военно-санитарному управлению Красной Армии. Плавучий госпиталь под № 54 принимал раненых с железнодорожных вокзалов в Казани, Горьком, Угличе, прибывавших с Калининского фронта.

На снимке: пароход "Гончаров".

Позднее судно вооружили пушками и пулеметами.  Раненые поступали буквально с передовой. Они тысячами располагались на берегу, у воды, ожидая очереди на санитарные суда. Вместо трехсот человек по норме, нередко принимали на борт по 1500-1800 человек. Всего за навигацию 1942 года «Гончаров» вывез около 14 тысяч раненых бойцов и командиров Красной Армии, совершив более 20 рейсов.

Неоднократно пароход попадал в экстремальные ситуации, но благодаря мастерству и знанию Волги капитан Белодворцев выводил свое судно из критических ситуаций. Впоследствии он вспоминал: «…плавать приходилось в неимоверно тяжелых условиях. В светлое время суток ходить было опасно, самолеты буквально охотились за судном, даже если оно имело на тентовой палубе знак Красного Креста. Неспокойно было и ночью. Стоим ночью у яра на якоре, и вдруг недалеко от судна взлетает ракета. Это значит, пароход обнаружен, надо срочно уходить. И точно, вскоре на месте бывшей стоянки судна начинают падать бомбы…»   

На снимке: экипаж парохода "Гончаров". 1946 г.

Н.Ф. Попова вспоминает: «В качестве бухгалтера речного пароходства я ушла в рейс на пароходе «Гончаров». В самом разгаре тогда шла Сталинградская битва. Не забыть мне один страшный вечер. В Астрахани мы загрузили иранский рис для раненых защитников волжской твердыни: в оба трюма вошло 800 тонн. Управились ровно к полночи.

Вдруг немцы осветили Волгу осветительными снарядами. Словно огромная люстра повисла над нашим пароходом. Нас обнаружили и начали бомбить.

В диком страхе я упала в своей каюте на колени и начала молиться. Как я просила Бога о помощи! Всю ночь простояла на коленях.

Получилось, что немцы четырежды промазали – все 4 бомбы пролетели мимо. Мы привезли рис в Сталинград! И остались живы, хотя вся земля была в крови. А вода волжская буквально кишела тонувшими людьми.  Слава Богу за чудесное это спасение»!  

Работавший в то время на «Гончарове» третий штурман В.И. Белоглазов рассказывал молодым речникам: «Во многих рейсах к осажденному городу, в условиях заминированного фарватера и воздушных налетов вражеской авиации, пароход попадал в такие переделки, что, казалось, из них не было выхода. Но Андрей Иванович, к нашему удивлению, все-таки находил лазейку и спасал судно. Как-то шли мы с очередным эшелоном раненых. Была тихая лунная ночь. Но вот до нашего слуха донесся характерный звук немецких «Юнкерсов». Что делать? Нужно немедленно уходить в укрытие. Левый берег, хоть и покрыт лесом, но мелководен, а у высокого правого — каменистые гряды. Казалось, что положение безвыходное, и беды не миновать. Но капитан приказал сделать поворот влево (пароход шел вверх против течения) и держать курс на указанный им ориентир на горе. Встали носом в берег, и под покровом тени, отбрасываемой горой, переждали воздушный налет. Тревожной выдалась эта ночь. Когда же рассвело, все были изумлены: пароход стоял у высокого берега, а справа и слева по бортам хорошо просматривались в воде каменные гряды. Ошибись тогда капитан на несколько метров, и пролом корпуса и затопление судна были бы неминуемы. Когда я спросил у капитана, на что он рассчитывал, когда приказал вести пароход к берегу, как казалось нам, на верную гибель, Андрей Иванович ответил: «Я твердо знал, что вода между грядами есть».

Василий Иванович Белоглазов (1921-1995) для А.И. Белодворцева был не только штурманом, но и правой рукой капитана и надежным товарищем.   В послевоенные годы Белоглазов работал штурманом на т/х «Семнадцатый год», капитаном дизель-электрохода «Грузия», теплоходов «Фридрих Энгельс», «Октябрьская революция». С 1967 года - преподаватель ГИИВТА, кандидат технических наук. Автор учебников «Лоция единой глубоководной системы Европейской части РСФСР», «Управление судами и составами» и   других специализированных изданий. Награжден орденом Знак Почета, медалями «За Победу над Германией» и др.

На снимке: А.И. Белодворцев.

В мирное время Андрей Иванович продолжал служить великой реке, как опытный судоводитель принимал участие во внедрении многих новшеств на реке, ему доверяли особо серьезные задания.

В 1952 году первым совершил экспериментальный рейс по Волго-Донскому каналу на теплоходе «Сергей Киров» и один за другим прошел все шлюзы. Так было положено начало новой пассажирской линии Сталинград — Ростов.

«Нелегко мне было управлять судном на незнакомой трассе в ливень, да еще при боковом ветре, — признавался Андрей Иванович. — Миновав Калач, вышли в рукотворное море. Ввиду множества светящихся береговых огней ориентироваться было непросто. Когда стемнело, «поймали» маяк, расположенный на Цимлянской плотине. После Волги Дон показался поразительно узким и маловодным. Пришлось запросить Цимлу и просить начальника Цимлянского гидроузла, чтобы дали дополнительный попуск воды. В Ростов прибыли 9 июля без аварийных происшествий. Встречали нас торжественно, был многолюдный митинг. Экипаж успешно справился с поставленной задачей. Всем была объявлена благодарность». 

А в 1955 году капитан Белодворцев на пароходе «Волга» уже открывал регулярное движение судов через шлюзы Горьковского гидроузла. В 1957-1958 годах принимал участие в приемке новых теплоходов проекта 588 «Дмитрий Донской» (судоверфь «Матиас Тезен», ГДР) как представитель от Министерства речного флота, а «Добрыню Никитича» принимал уже в должности капитана. Перегон новых судов с Балтийского моря на Волгу тоже дело не простое, волгари справлялись на отлично. В 1958 году теплоход «Добрыня Никитич» под командованием Андрея Белодворцева первым прошел через шлюзы Куйбышевской ГЭС.

В 1959-м принял дизель-электроход «Советский Союз», и до 1977 года возглавлял экипаж дизель-электрохода «Советский Союз».

Третий штурман В. Самойлов впоследствии рассказывал об одном случае, произошедший с «Советским Союзом», - «Подходили к Саратову. Вдруг потемнело вокруг, налетел шквальный ветер. Андрей Иванович сразу, конечно, в рубку — принял командование судном у второго штурмана. Подходить надо к стенке причала — никак не получается, ветер погонный не позволяет, волна разгулялась. Пришлось подняться выше моста и с разрешения диспетчера подходить к причалу, но только носом уже не вверх, а вниз по течению. А там, у стенки причала, между стоящих судов в две линии, места свободного совсем малюсенький кусочек остался. Казалось, как в эту щель можно сунуться «Советскому Союзу» при волне и свежем ветре? Но капитан все рассчитал, взвесил и, искусно маневрируя тремя двигателями, встал точно на свое место у стенки, хотя между судами считанные сантиметры оставались.

Я тогда по-другому взглянул на Андрея Ивановича.  Ведь чтобы настолько точно все рассчитать и подогнать, нужно до тонкости знать инерционные и другие характеристики теплохода, его возможности, а главное, людей своего экипажа, как быстро могут они отработать машинами на задний ход, как своевременно и точно подадут швартовы и закрепят их. Увидел я его в тот момент молодым, смелым, расчетливым и… озорным».

На снимке: А.И. Белодворцев с сыном Борисом.

А вот как отзывается о совместной работе с Андреем Ивановичем Альбина Николаевна Коблик: «В 1974 году я по-настоящему познакомилась с Волгой на дизель-электроходе «Советский Союз», куда меня направили работать культорганизатором. В то время командиром на судне был Андрей Иванович Белодворцев, человек-душа, влюбленный в реку. Он не был строгим, никогда никого не ругал, не списывал на берег. Но порядок на судне всегда был. Людей воспитывал своим отношением к делу. Комсостав теплохода, экипаж, коллектив ресторана многократно отмечались руководством пароходства, Министерством речного флота. В 1977 году Андрей Иванович уступил место капитана своему младшему сыну Борису. Навсегда у меня в памяти останется церемония этого торжественного момента. Запомнились слова, сказанные Андреем Ивановичем: «Я отдаю штурвал своего любимого корабля в надежные руки младшего сына Борьки». Оркестр сыграл знаменитый «Марш Славянки», трижды прозвучал прощальный гудок в честь отца-капитана. Это было трогательно и незабываемо. У нашего мужественного капитана ручьем текли слезы. Он прощался с кораблем, провожал сына в дальнейший путь».

После 18-летней вахты на дизель-электроходе «Советский Союз» старший Белодворцев до 1979 года работал капитаном-наставником ВОРПа. А в 1982-м ушел из жизни.

Капитан А.И. Белодворцев награжден двумя орденами Ленина, медалями «За Победу над Германией», «За оборону Сталинграда», «За трудовое отличие», «За доблестный труд».  Ему присвоено звание «Лучший капитан МРФ». Весной 2021 года в честь 75-летия Великой Победы, традиция присваивать судам имена знатных речников была продолжена. Судам типа «Волга-Флот» №№ 3, 7, 9, прошедшим на нижегородском заводе «Борремфлот» углубленную модернизацию (из танкеров в речные сухогрузы)», были присвоены имена именитых волгарей. И среди них сегодня доставляет различные грузы по водным маршрутам судно «Андрей Белодворцев». 

Вместе с супругой Серафимой Григорьевной Андрей Иванович воспитал четверых детей ─ двух сыновей Александра и Бориса (вышеупомянутый) и двух дочерей.  Примером бережного отношения к памяти своего отца, знаменитого капитана, может служить его младшая дочь Нина Андреевна Белодворцева-Роннова, эстафету памяти принимает ее внук Евгений Роннов.

Кроме своих детей, Андрей Иванович воспитал племянника Женю, сына своего старшего брата Александра, рано ушедшего из жизни. Евгений Александрович служил продолжительное время капитаном на скоростном флоте, управлял судами на подводных крыльях. Речную династию Белодворцевых продолжили его сыновья.                                         

 Владимир Евгеньевич на флоте начал работать в 1977 года рулевым, штурманом на пассажирских судах «И.А. Крылов», «Г.В. Плеханов», «Климент Ворошилов», «Михаил Калинин». В 90-е годы, когда популярность пассажирского флота понизилась, он прошел стажировку на СПК, служил капитаном «Восход-24», «Метеор», т/х «Восход-30», который и принял у своего отца Е.А. Белодворцева. В 1999-2006 гг. ─ капитан т/х «Александр Пушкин», в 2007-2020 гг. командовал экипажем т/х «Лев Толстой». Награжден медалью и знаками «Отличник речного флота», «За безаварийную работу на речном транспорте» V и IV степени.

На снимке: А.Е. Белодворцев с сыновьями Сашей и Женей. 2015 г.

Его брат Александр Евгеньевич долгое время работал в техническом управлении Волжского пароходства. В настоящее время его сыновьям-двойняшкам Александру и Евгению есть с кого брать пример. Другой племянник Александра Ивановича Белодворцева — Александр Павлович проработал 55 лет в Самарском порту. 

Вот такая она, династия Белодворцевых.

Галина АБАЕВА. Фото предоставлены автором.

00:23
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Открыть в Telegram