Главная / Личность / Алексей Марышев: «исторический» борщ и ледовый «Темп»
logo

Алексей Марышев: «исторический» борщ и ледовый «Темп»

Ледовый капитан, почетный полярник Алексей Малышев посвятил себя арктической гидрографии. Он прожил сложную и увлекательную, полную достижений и неожиданных находок жизнь. Расскажем о самых ярких из них.

Исторические находки бота «Папанин»

В 1937 году в Ленинграде, на фоне колоссального интереса к изучению бескрайних полярных просторах, был создан музей Арктики. Архангельская областная газета «Правда Севера» в феврале 1941 года рассказала на своих страницах о том, что и как передал в фонды нового музейного учреждения полярный гидрограф Алексей Марышев.

Все указанные в статье находки были сделаны Алексеем Васильевичем в 1940 году. В это время он, неутомимый исследователь суровых северных просторов, был назначен капитаном моторно-парусного бота «Папанин», зимовавшего в архипелаге Норденшельда.

Весной команда бота наткнулась в заливе Толля на небольшую шлюпку, поставленную на полозья. Поблизости стоял разбитый ящик с консервами, на этикетках которых, было написано: «Паровая консервная фабрика бр. Вихоревы. С-Петербург 1910 г. Пищевые консервы для войск. Борщ с мясом». Любопытно, что к моменту нахождения находки в 1940 году «исторический» борщ ни капли не испортился.

Шлюпка и провиант принадлежали русской гидрографической экспедиции, пытавшейся в 1914 году на ледокольных военных транспортах «Таймыр» и «Вайгач». Им предстояло пройти Северным морским путём из Владивостока в Архангельск. Осенью того грозного военного года «Таймыр» и «Вайгач», повреждённые льдами, оказались затёрты близ полуострова Оскара на Таймыре.

На случай гибели судов в различных пунктах побережья Северного Ледовитого океана были устроены продовольственные склады. Один из них и обнаружили моряки с «Папанина». Продовольственное хранилище было в своё время разграблено белыми медведями. Но в 1919-м склад восстановили участники экспедиции Амундсена на корабле «Мод» капитан Вистинг и доктор Гансен.

Шлюпка по носовым и кормовым флюгерам была снята с борта «Таймыра». Она настолько хорошо сохранилась, что после проведённого незначительного ремонта использовалась командой «Папанина» для сообщения с берегом.

Консервы и шлюпку (также впоследствии переданную в музей) команда гидрографа Марышева нашла весной 1940 года. Летом того же 1940-го экипаж «Папанина» обнаружил в заливе Чернышова часть жестяной пороховой коробки, оставленной, видимо, для лагерной стоянки лейтенанта Коломейцева и промышленника Расторгуева во время безуспешных поисков ими в феврале-марте 1901 года устья реки Таймыр. По заданию начальника экспедиции Э. Толля Коломейцев должен был направиться с почтой через озеро Таймыр на Хатангу, а затем на Дудинку.

Несколько позже полярные исследователи побывали на мысе Вильда, где в 1914-1915 годах зимовала на судне «Эклипс» экспедиция капитана Отто Свердрупа, тщетно искавшая Владимира Русанова и его спутников ─ одну из пропавших в начале ХХ века полярных исследовательских экспедиций. Покидая в 1915 году место зимовки, Свердруп устроил большое продовольственное депо, значительная часть которого также неплохо сохранилась на момент 1940 года.

Дорога к морю

Почётный полярник Алексей Васильевич Марышев родился 7(19) октября 1906 года в Санкт-Петербурге, в семье служащего. К морю, главной сфере своей деятельности, будущий гидрограф приобщился в 1926 году, в 20-летнем возрасте.

Молодой человек поступает в Водолазную базу Наркомата путей сообщения. Флотскую биографию начал с должности матроса и ученика подрывника, затем дослужился до боцмана. Ходил на пассажирском пароходе «Рудзутак» по линии Ленинград ─ Лондон. Продолжая свое образование, он в 1933 году оканчивает судоводительское отделение учебного комбината, после чего получает диплом штурмана малого плавания.

Перед началом Великой Отечественной войны флотская биография Алексея Васильевича была уже весьма внушительной. Он успел не только заступить на капитанскую вахту на «Папанине», но и прослужить вторым помощником капитана на боте «Сталинец», а затем возглавить экипаж гидрографического судна «Профессор Визе». Все эти суда в 1940 ─ 1941 годах становятся базой гидрографической экспедиции в Таймырском заливе

Военное лихолетье

В годы войны Марышев трудился на трассе Северного морского пути, в районе действия немецких подводных лодок и самолётов. 14 сентября 1942 года гидрографическое судно «Якутия», которым он к этому времени командовал, встретило в проливе Течений, в Таймырских шхерах Минина, стоявшую на якоре вражескую подводную лодку. К счастью, из-за обширного количества мелководных шхер лодка не смогла атаковать безоружное судно, вследствие чего «Якутии» удалось укрыться под берегом.

В 1943 году Алексей Васильевич становится капитаном ледокольного парохода «Таймыр». Во время ремонта и зимовки на Диксоне гидрограф преподавал навигацию на курсах учебного комбината. Что интересно, среди его учеников военного времени был тогда ещё матрос Ю.С. Кучиев.

Юрий Сергеевич впоследствии возглавит экипаж атомного ледокола «Арктика». В 1977 году он обессмертит своё имя тем, что ледокол под его руководством станет первым в мире судном, сумевшим в надводном положении достичь Северного полюса. Ну, а первыми «университетами» будущего покорителя высоких широт стала работа третьим помощником капитана Алексея Марышева на ледокольном пароходе «Таймыр». Их совместная деятельность продолжилась и дальше, уже после войны. Вместе они служили на ледоколе «Макаров», очищая пути на Балтийском море.

Военные заслуги Марышева отмечены орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Легендарный «Темп»

Еще одно удивительное достижение гидрографа Марышева датируется 1951 годом. Тогда Алексей Васильевич руководил деревянным гидрографическим судном «Темп». Суть заключается в том, что капитан Марышев смог провести свой «Темп» из Архангельска до бухты Провидения на Чукотке всего за 16 дней. И этот рейс, что интересно, был сделан по Северному морскому пути.

Предыдущие покорители данного маршрута тратили на его прохождение намного больше времени. Знаменитый путешественник Адольф Норденшельд на своей «Веге» в 1878 году преодолел то же расстояние за 348 дней, ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» в начале уже ХХ века на освоение той же дистанции пришлось затратить 470 дней.

Так что прохождение «Темпа» 70-летней давности вполне можно сравнить с пролетом ракеты. И имя полярного капитана, установившего рекорд, не было забыто.

Имя на борту: «Алексей Марышев»

В 1990 году на судостроительной верфи в финском городе Раума в честь полярного капитана было названо гидрографическое лоцмейстерское судно.

С 2006 года теплоход «Алексей Марышев» длиной почти 65 и шириной 13 метров, осадкой 3,6 м, высотой борта 6,3 м, водоизмещением 1924 т приписан к Архангельской гидробазе. Его главным предназначением являются исследовательские работы, промер и картографирование мелководных участков, радиолокационная съёмка береговой линии, обслуживание судоходных фарватеров в районах Северного Ледовитого океана и устьевых участках рек. Одно время Российским гидрографическим институтом на судне проводились коммерческие экскурсионные рейсы по Арктике и даже Антарктике. Сейчас подобная деятельность прекращена.

А 15 сентября 2021 года судно «Алексей Марышев», следовавшее на тот момент в порт Сабетта, даже приняло участие в спасательной операции. Судно в 15.25 получило сигнал бедствия от траулера «Капитан Воронин», находившегося в 63 милях – проливе Югорский Шар. Капитан траулера сообщил по рации, что его судно село на скалистый грунт, а в отсеки начала поступать вода. Дело усугубила и неудачная помощь проходившего мимо траулера «Карат». Вместо того, чтобы снять аварийное судно с мели, «Карат» добился лишь того, что «Капитана Воронина» развернуло по оси, примерно на 70 градусов, буксирные концы обоих судов, в итоге, оказались порваны. Вскоре на «Воронине» обнаружили поступление воды в машинное отделение, судно получило крен.

Пусть все члены экипажа и смогли разместиться на «Карате», но места для полноценного размещения терпящего бедствие экипажа всё равно не хватило. Вечером того же дня на помощь пришёл «Алексей Марышев». Все пострадавшие смогли переместиться на его борт. Вот так прославленный гидрограф по сей день помогает людям.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из свободных источников.

22:21