Главная / Личность / Анатолий Маслов: от гардемарина до конструктора крейсеров
logo

Анатолий Маслов: от гардемарина до конструктора крейсеров

Анатолий Иоасафович Маслов родился 12 декабря 1884 года в Харькове (ныне — Украина), где и провёл свои юные годы. Его семья принадлежала к сословию дворян Курской губернии и не была связана с речным делом. Отец был занят в железнодорожной сфере.

В 1902 году, в возрасте 18 лет, Анатолий поступил на кораблестроительное отделение Морского инженерного училища Императора Николая I в Кронштадте (в наши дни — Военно-морской политехнический институт, который находится в Санкт-Петербурге). Во время поступления Анатолию Иоасафовичу пришлось выдержать высокий конкурс. На учебное место претендовало целых 13 человек! Но он успешно справился с этой задачей. На экзаменах получил самые высокие оценки и занял первую строчку в списке поступивших.

9 мая 1906 года Высочайшим приказом Морского Ведомства был произведён в корабельные гардемарины-судостроители, а спустя год после окончания морского училища получил должность подпоручика.

В январе 1908 года Анатолий Иоасафович был назначен в Санкт-Петербургский военный порт помощником строителя линейного корабля «Андрей Первозванный». А позже, из-за реформы казённых верфей, переведён на Адмиралтейский завод помощником начальника технического проектного бюро. В этом качестве принимал участие в расчётах элементов корпуса линейных кораблей типа «Севастополь». Молодого и перспективного инженера заметил Иван Григорьевич Бубнов — известный кораблестроитель, математик и механик. Впоследствии он не единожды привлекал Анатолия Иоасафовича к различного рода проектам, где тот набирался ценного опыта и знаний.

В июне 1909 года Анатолий Маслов назначается помощником строителя дредноутов «Гангут» и «Полтава», а с октября того же года по май 1913-го становится штатным слушателем кораблестроительного отделения Николаевской Морской академии (в наши дни — Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова), где учился у прославленного механика и кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

Тот был впечатлён талантом своего ученика и впоследствии тепло и с уважением отзывался об Анатолии Иоасафовиче: «Отличные результаты конструкторской деятельности Маслова достигнуты благодаря тому, что он всегда умело сочетал практическую сторону проектирования кораблей с научной разработкой различных вопросов, возникающих при проектировании кораблей».

Анатолий Маслов успешно сочетал учёбу с работой на Адмиралтейском заводе, полноценно принимая участие разработке линейных крейсеров класса «Измаил».

В 1913 году он был приглашён в Политехнический институт для преподавания курса строительной механики корабля и теории упругости. Порекомендовал молодого инженера сам профессор Бубнов. Анатолий Иоасафович продолжал  успешно сочетать преподавательскую деятельность с работой, и уже в январе 1914 года, совместно с Иваном Григорьевичем разработал общий проект линкора «Император Николай I», а позднее — и проект корабля с 16" артиллерией по техническим заданиям Морского Генерального штаба.

Во время подготовки к созданию проектного бюро ГУК Анатолия Иоасафовича хотели назначить на должность начальника Первого отдела кораблестроительного управления, которое занималось проектированием линкоров, но внезапно разразившаяся Первая мировая война круто изменила планы. Стране срочно потребовались корабли для обороны своей территории, и все силы инженеров были брошены на эти нужды.

Так, в 1916 году под непосредственным руководством Анатолия Маслова были разработаны и сконструированы три заградителя типа «Демосфен» и десять сторожевых кораблей типа «Кобчик». За заслуги перед Отечеством 6 декабря того же года он был удостоен звания подполковника.

С апреля 1917-го по октябрь 1918 года он занимал должность главного корабельного инженера Балтийского завода. Чуть позже Анатолий Иоасафович перешёл на Севастопольский морской завод, а с 1922 года начал трудиться в судостроительном отделе Главметалла ВСНХ в Москве. В 1925 году занял должность первого руководителя Центрального бюро по морскому судостроению (ЦБМС), которое в 1928 году было реорганизовано в Государственную контору по проектированию судов «Судопроект». Здесь А.И. Маслов трудился с 1925 года в течение следующих 6 лет.

С 1931 года по 1933 год Анатолий Маслов проектировал сторожевые корабли и тральщики типа «Заряд», «Стрела», «Шпиль», а также корпуса для лидеров типа «Ленинград». В этот же период опубликовал работу «За революционные темпы и методы внедрения электросварки в судостроении» и первым в истории начал использовать сварку вместо клёпки в корпусных конструкциях крейсеров. Это было революционным решением.

Следующие 12 лет, вплоть до 1945 года, был главным конструктором первых в СССР лёгких крейсеров проекта «26» типа «Киров», проекта «26-бис» типа «Максим Горький», проекта «68» типа «Чапаев». Примечательно, что последний был выпущен уже после окончания Великой Отечественной войны. «Киров» же в своё время стал первым крупным военным кораблем, сошедшим со стапеля в советское время. Он прошёл всю войну и оставался в пользовании флота вплоть до 1974 года.

В разгар боевых действий Второй мировой войны Анатолий Иоасафович показал себя как талантливого инженера, безудержного в желании защитить Родину. Так, 10 апреля 1942 года ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии первой степени за разработку проектов боевых кораблей. А в мае 1944 года — учёная степень доктора наук. Причём, её он получил даже без защиты диссертации. В этом же году вступил в ВКП(б) и был назначен старшим научным сотрудником в Центральный НИИ имени академика А. И. Крылова. Одновременно с этим заведовал кафедрой конструкции судов Ленинградского кораблестроительного института (в наши дни — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). С 1946 по 1948 год числился профессором кафедры строительной механики при том же институте.

Анатолий Иоасафович Маслов имел ученую степень доктора технических наук и вёл активную научную работу в области судостроения.

Он снискал большое уважение среди коллег. Так, советский учёный и академик Юлиан Александрович Шиманский очень тепло отзывался о его профессиональной деятельности: «Маслов является одним из выдающихся специалистов в области кораблестроения и пользуется большим авторитетом среди советских кораблестроителей в различных вопросах теории и практики кораблестроения».

Примечательно, что сын Анатолия Иоасафовича — Лев Анатольевич — впоследствии пошёл по стопам отца. Он стал доктором технических наук, а также работал в ЦНИИ министерства судостроительной промышленности, а позже являлся председателем экспертной комиссии по судостроению ВАК СССР. Вспоминал родителя очень тепло и характеризовал его как очень спокойного и доброжелательного человека, который чётко разграничивал служебные и домашние дела, а также бесконечно любил музыку.

Анатолий Иоасафович Маслов ушёл из жизни 6 декабря 1968 года в возрасте 73 лет и был похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

Однако память о выдающемся кораблестроителе жива до сих пор. Так, ему была посвящена одна из почтовых марок номиналом 100 рублей, которую выпустили в серии «Русские кораблестроители. К 300-летию Российского флота» в 1993 году. На ней Анатолий Иоасафович изображён на фоне крейсера «Киров».

А совсем недавно, 7 февраля 2020 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей «Конструктор оружия А. И. Маслов» из серии «Оружие Великой Победы» с изображением лёгкого крейсера проекта 26 «Киров».

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

15:35