Главная / Личность / Северная одиссея братьев Лаптевых
logo

Северная одиссея братьев Лаптевых

Братья-мореплаватели Дмитрий и Харитон Лаптевы прожили жизнь столь же увлекательную, как приключенческий роман. Они приняли участие в Великой северной экспедиции, нанесли на карту значительную часть северного побережья евразийского материка, исследовали одно из крупнейших арктических морей, позже названного морем Лаптевых. Имя Дмитрия Лаптева носит пролив между материком и островом Большой Ляховский, в честь Харитона Лаптева названо западное побережье открытого им полуострова Таймыр.

В 1700 году в семье мелкопоместных дворян родился Харитон Прокофьевич Лаптев, а годом позднее появился на свет и его двоюродный брат Дмитрий Яковлевич. Своё детство они провели в деревне Болотово Великолукского уезда Псковской губернии, после чего по указу Петра об образовании недорослей отправились учиться в Петербург.  

В 1715 году Харитон и Дмитрий поступают в Морскую академию. Через три года, по окончании учебы, будущие полярные исследователи получают звание гардемаринов и поступают на службу в Балтийский флот. Здесь пути братьев на некоторое время расходятся.

Дмитрий Лаптев: от мичмана до участника Великой северной экспедиции

Дмитрий Лаптев служит на кораблях Кронштадтской эскадры, где проявляет себя как талантливый мореплаватель. Благодаря этому уже 1721 году он получает чин мичмана, а затем всего через три года за особые заслуги в морских науках ─ звание унтер-лейтенанта. С 1725 ─ 1727 год офицер проходит службу на шняве (небольшом парусном судне) «Фаворитка», ходившей по Финскому заливу. Затем его назначают командиром фрегата «Святой Яков», а еще через год ─ капитаном почтово-пассажирского судна, связывавшего Кронштадт с Любеком.

Так, Дмитрий Лаптев постепенно набирался опыта, приобретал ценные навыки и знания. В 1730 году состоялось его первое путешествие в северные моря. На фрегате «Россия» под командованием капитана Я.С. Барша он совершил плавание из Кронштадта в Архангельск, пройдя через Атлантику в Северный Ледовитый океан, в Баренцево море, после чего вернулся обратно. По прибытии из экспедиции в 1731 году Лаптев был произведен в лейтенанты, а через два года в связи с общим переименованием флотских чинов получил звание «лейтенанта майорского ранга».

В 1734 году как надежный и опытный мореплаватель был зачислен в состав Великой северной экспедиции.

Великая северная, или иначе Вторая камчатская экспедиция (1734-1743) стала продолжением исследований, начатых по завещанию Петра I. Первую попытку исследования камчатских просторов предпринял датчанин Витус Беринг в 1725─1730 г. Согласно разработанной императором инструкции к «Сибирской экспедиции» он должен был исследовать северные районы Тихого океана, определить расположение Америки и выяснить, есть ли между ней и Азией сухопутная связь. Плавание было плодотворным, однако оставило после себя неразрешенные вопросы, что стало поводом для еще одного путешествия.

Вторая экспедиция также состоялась под руководством Беринга. Он разработал новый проект, в котором, заручившись поддержкой высших имперских чиновников, значительно расширил территории исследования: кроме Дальнего Востока, предстояло изучить и русскую береговую линию Северного Ледовитого океана.

Экспедиция предполагала одновременное исследование разных областей не только морскими, но и сухопутными отрядами. По этой причине было создано семь самостоятельных групп, за каждой из которых закрепили определенный район. Так, две из них были направлены на Дальний Восток, а остальные пять распределились по междуречьям на северном побережье материка. В число последних вошли отряды лейтенантов В.В. Прончищева и П. Ласиниуса, изучавшие побережье от реки Лены на запад и восток, но так и не выполнившие свою задачу. 

Дмитрий Лаптев, назначенный в экспедицию, поначалу не состоял ни в одном из отрядов. По прибытии в Якутск в 1735 году он получает задание провести группу речных судов с имуществом экспедиции по реке Алдан и её притокам поближе к Охотску, построить там склады, а после вернуться в Якутск. После чего его хотели направить в отряд Беринга ─ Чирикова или Шпанберга, но в итоге назначают новым командиром Ленско-Енисейского отряда.

Ранее его возглавлял уже упомянутый П. Ласиниус. Во главе шлюпа «Иркутск» мореплаватель должен был описать берег от устья Лены до устья Колымы, однако, выплыв из устья реки, наткнулся на скопления льдов и сильный ветер и направился в устье реки Хараулах на зимовку. Экономия провианта для будущего продолжения пути привела к массовому заболеванию цингой. Первым умер командир, а за ним и большая часть команды.

Лаптев сформировал новый отряд и в 1736-м вышел в море по тому же пути, что и его предшественник. Мореплаватель нашел оставленный «Иркутск», привел его в порядок, после чего отправился на нем в устье реки Лены, где загрузил доставленные из Якутска продовольствие и снаряжение, и снова взял курс на восток. Много пройти не удалось ─ путь снова преградили льды. Экипаж вернулся в Лену и встал на зимовку близ села Булун. Дмитрий Лаптев опасался повторить участь прошлого отряда, поэтому, когда на борт снова пришла цинга, он сделал все возможное, чтобы сохранить экипаж. Участникам плавания он обеспечил достаточное питание и лечение кедровым стлаником, рекомендовал больше воздуха и физической активности. К концу зимовки цингой переболели все, но умер всего один человек.

Так как продолжить намеченный до Камчатки путь не представлялось возможным, 1737 году отряд возвращается в Якутск. Там Лаптев планировал согласовать дальнейшие действия с Берингом, но его не застал, вместо этого его ждала еще одна печальная новость ─ гибель В.В. Прончищева.

В.В. Прончищев возглавлял экипаж дубель-шлюпки «Якутск», в задачи которой входила опись побережья от реки Лены до Енисея. Его отряд успел сделать значительные открытия, прежде чем столкнулся с ледовым препятствием. Пока корабль стоял в месте зимовки, в устье реки Оленек, его капитан на шлюпке отправился на разведку. К несчастью, В.В. Прончищев получил серьезный перелом ноги, по возвращении на борт «Якутска» он теряет сознание и вскоре умирает. Оставшееся без капитана судно временно возглавил его штурман С.И. Челюскин, он же привел экипаж в Якутск и выступил с докладом о произошедшем.

Исследования Ленско-Колымского и Ленско-Енисейского отрядов не могли продолжаться: одному нужен был новый план действий, другому ─ новый командир. Чтобы разрешить эти сложности, Дмитрий Лаптев отправляется с докладом в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию. После отчета о событиях двух экспедиций мореплаватель получает приказ продолжить плавание к востоку от Лены до Колымы, а затем самому забрать судно с Камчатки, или, послав за ним, дожидаться его в устье реки Анадырь; на обратном пути стараться обогнуть мыс Дежнева. Для осуществления повторных экспедиций коллегия выделила дополнительные средства и оборудование. Кроме того, был назначен новый командир «Якутска»: по предложению Дмитрия им стал Харитон Лаптев.

Харитон Лаптев: от гардемарина до капитана

Харитон Лаптев, получив звание гардемарина, так же, как и брат, служит в Балтийском флоте. Через два года после выпуска из академии, в 1720 году, он удостоен звания унтер-офицера, в котором прослужит следующие шесть лет.

В 1725 году молодой мореплаватель попадает в состав годичной Испанской экспедиции. По её успешному завершению Харитон Лаптев как один из участников экипажа награждается чином мичмана. В 1734 году офицер попадает на фрегат «Митау» и становится участником войны за Польское наследство. Во время разведки близ города Данциг (Гданьск) корабль под командованием П. Дефремери обманом попадает в плен к французам, резко сменившим сторону. После разрешения военного конфликта «Митау» освободили, однако весь экипаж, включая Харитона Лаптева, получил обвинение в умышленной сдаче корабля без боя и был приговорен к смертной казни. Тем не менее, после двух лет тщательного расследования экипаж был оправдан, и Лаптев, бывший все это время в заключении, смог вернуться на флот. В 1736 году он отправляется на Дон, где должен найти место, подходящее для строительства судов. А позже, уже через год, получает звание лейтенанта и становится командиром императорской яхты «Декроне». Правда, за все время судно не совершило ни одной морской прогулки, так как содержалось исключительно для престижа. Харитона Лаптева не привлекала ни праздная служба, ни богатство, которое она приносила: его интересовали исследования и морские карты, составление которых было его любимым занятием.  

По этой причине, узнав о Камчатской экспедиции, он подает прошение на участие в ней. В результате опытного и трудолюбивого мореплавателя не просто включают в состав, но и, по ходатайству брата, назначают командиром Ленско-Енисейского отряда.

В 1738 году братья Лаптевы покидают Петербург и отправляются в Якутск. Прибыв в город в 1739-м, командиры разворачивают активную подготовку к новому путешествию: составляют детальные планы экспедиций, рассчитанные как на морские, так и на сухопутные исследования, приводят в рабочее состояние корабли, осуществляют их снаряжение и дополняют экипаж.

Дмитрий Лаптев и Ленско-Колымский отряд

Первым в плаванье, летом 1739 года, отправился Дмитрий Лаптев. Через дельту реки Лены, по Быковскому протоку отряд вышел в море и взял курс на восток. Медленно и осторожно продвигаясь между льдов, «Иркутск» достиг устья реки Яны, а затем, пройдя по проливу между островом Большой Ляховский, добрался до устья Индигирки. Здесь из-за ледовой обстановки судно не смогло пройти дальше и было вынуждено прерваться на зимовку. Оставив корабль, экипаж перебрался на берег и в течение всей зимы занимался сухопутными исследованиями местности. Отряд разделился на несколько съемочных групп, которые занималась описью устья Яны, Индигирки, берега от Индигирки до устья реки Алазеи.

Зимовка стала очень плодотворной: результаты исследований позволили составить подробную карту берега от Лены до Алазеи. Её и другие материалы с описью рек и побережья Лаптев отправляет в Петербург.

С наступлением весны экспедиция продолжила свой путь. Часть отряда отправилась до устья Колымы сухопутно, другая во главе с Лаптевым вернулась на корабль. «Иркутск» встретил экипаж все также окруженным льдами. Однако долго откладывать отправление экспедиция не могла, поэтому командир отдал приказ прорубить канал в чистые воды. Так, судно вырывается из ледяного плена, однако ненадолго. Вскоре оно попадает в сильный в шторм и, сев на мель, вновь возвращается во льды. Невероятными усилиями освободив «Иркутск», экипаж все же возвращается на нужный курс и наконец прибывает в устье Колымы.

Проведя необходимые исследования и немного отдохнув, экспедиция вновь отправляется на восток. По узкому каналу между льдами и берегом она проходит вплоть до мыса, позже названного мысом Большого Баранова, но, встретив там непроходимые льды, разворачивается и направляется к Нижнеколымску. Здесь «Иркутск» встанет на зимовку, во время которой отряд опишет территории между нижними течениями Колымы и ее притока Большой Анюй, значительную часть бассейна реки Анадырь. 

Летом 1741 года Лаптев снова пытается пробиться через ледовое препятствие и обогнуть мыс, но безуспешно. В конечном итоге он возвращается в Нижнеколымск и принимает решение закончить морскую часть экспедиции.
Командир составляет карту изученных за зиму территорий и отсылает её в Петербург, после чего начинает приготовления к дальнейшим, уже сухопутным исследованиям.

Ленско-Колымский отряд на собачьих и оленьих упряжках отправляется в Анадырский острог, откуда начнет подробную опись реки Анадырь до её устья, а затем проведет съемку территории от Анадыри до Пенжинской губы.

Закончив исследования, экспедиция Лаптева возвращается к своему короблю и, держа путь через Якутск, летом 1742-го отправляется в Петербург.
По возвращении в декабре 1742 года мореплаватель предоставляет Адмиралтейств-коллегии отчет о результатах экспедиции, а также докладную записку с этнографическими сведениями об исследованных территориях.

Харитон Лаптев и Ленско-Енисейский отряд

Харитон Лаптев выходит в море через несколько дней после брата.  Через дельту Лены по Оленекской протоке его отряд отправляется на запад. Ловко лавируя между льдами, он подходит к еще неисследованной бухте, которой даст название «Нордвик» (Северный залив), а затем через Хатангский залив поворачивает на север. Экспедиция огибает остров Большого Бегичева и открывает новую землю ─ остров Преображения, после ─ продолжает свой путь вдоль восточного берега полуострова Таймыр.  На её пути встречается все больше льда, который удается обходить вплоть до мыса Фаддея: там корабль встретит непроходимые льды и уже не сможет двигаться дальше, на запад.
Приближается зима, в связи с чем Лаптев решает покинуть опасный север и вернуться в Хатангскую губу. Там, вверх по течению Хатанги близ устья реки Блудной отряд встает на зимовку.  Команда тут же принимается за строительство домов и амбаров, а затем, обустроившись, начинает подготовку к будущим исследованиям. Лаптев в это время, общаясь с местными жителями, подробнее узнает о северном крае и его опасностях, в результате чего разрабатывает новый план экспедиции, в котором основным становится уже не морской, а сухопутный маршрут.

С наступлением весны командир начинает исследование внутренних районов Таймыра. Для описных работ он организует два санных отряда: один под руководством боцмана Медведева отправляется к устью Пясины, другой во главе с геодезистом Н. Чекиным ─ к устью реки Таймыры. В конечном итоге они не справляются со своей задачей и возвращаются обратно. Несмотря на неудачный исход, эти походы дали понять, что устье Таймыры находится западнее, чем предполагал Прончищев, и его опись надежнее проводить зимой. Отряд продолжает свои приготовления ─ на этот раз он вновь отправится на север и попытается обогнуть Таймырский полуостров.

В августе, по вскрытии льдов, «Якутск» покидает место зимовья и направляется в залив. На подходе к Хатангской губе корабль встретит скопившиеся льды, обойти которые он сможет только через месяц. Столько же потребуется отряду, чтобы преодолеть ледники в самом заливе и выйти в море. Здесь корабль освобождается от препятствий и набирает скорость, однако ненадолго: спустя два дня он встанет у непроходимой ледяной стены и уже не сможет продолжить движение по проложенному маршруту.
Пытаясь выйти из тяжелого положения, «Якутск» следует вдоль кромки льда, однако из-за сменившегося ветра оказывается зажатым ледяными глыбами. Они все сильнее сдавливают корабль: повреждается корпус, начинается течь, команда больше не может сдержать ледовый напор ─ «Якутск» тонет. Понимая безнадежность ситуации, Лаптев принимает решение покинуть судно. Экипаж выгружает провиант и другие грузы на ближайший стоячий лед и по нему добирается до берега.  Далее пешком, таща на себе грузы, отряд отправляется в долгий и тяжелый путь до прежнего зимовья. Дорога не обходится без потерь: несколько человек погибает от цинги и лишений, однако экипаж все же возвращается к устью Блудной. 

Лишившись корабля, Лаптев решает продолжить исследования сухопутно. Для осуществления планов экспедиции он выделяет три группы, остальной экипаж с лишними грузами отправляя в Туруханск. Всю зиму исследовательские команды тщательно готовятся к предстоящим походам и с наступлением весны, в 1741 году, начинают свой путь. Первая группа во главе с Н. Чекиным направляется к побережью устья Таймыры, но вскоре, так и не выполнив задачи, возвращается в зимовье из-за болезни командира и трудности пути. Вторая, под руководством С. Челюскина, идёт к побережью от устья Пясины до устья Таймыры, где приступает к описным работам. Третья группа под командованием самого Лаптева принимается за исследование внутренних районов восточной части Таймыра.

Пока Челюскин исследует западную часть полуострова, командир Ленско-Енисейского отряда на собачьих упряжках продвигается вглубь полуострова. Лаптев детально описывает озеро Таймыр и его окрестности, после чего отправляется к реке Нижняя Таймыра и вдоль неё выходит к морю, откуда идет навстречу Челюскину. Встретившись и закончив работу, командиры отрядов отправляются зимовать в Туруханск. Здесь Лаптев и Челюскин объединяют все записи отдельных групп экспедиции и составляют подробную карту полуострова Таймыр, его берега между устьями Нижней Таймыры и Енисея.

Однако все еще неописанным остается северное побережье, когда-то встретившее Ленско-Енисейский отряд непроходимыми льдами, ─ его исследованием займется Челюскин. Весной 1742 года он доходит до невысокого каменного мыса ─ самой северной точки Евразии, названной в его честь. Цель экспедиции была выполнена. Тем не менее, не желая терять время и возможности впустую, по личной инициативе Лаптев продолжает исследования: пока Челюскин описывает северное побережье, он отправляется во внутренние районы полуострова.

Через город Дудинку он направляется на восток от Енисея к озеру Таймыр. Но, достигнув реки Норильской, из-за мягкого снега решает вернуться обратно. В Туруханске его нагоняет Челюскин, они отправляются в город Енисейск, откуда воссоединившийся Ленско-Енисейский отряд возвращается в Петербург.

По прибытии в августе 1743 года Харитон Лаптев предоставляет в Адмиралтейств-коллегию отчет об экспедиции, дополненный личными наблюдениями и заметками с описанием флоры и фауны, а также этнографических особенностей Таймырского полуострова. Полученная информация имела высокую научную ценность, поэтому в 1746 году Х. Лаптева как осведомленное лицо включают в число составителей Генеральной карты Российской Империи.

После экспедиции

После экспедиции братья продолжают службу в Балтийском флоте.
В 1743 году Харитон Лаптев получает командование лоц-галиотом «Тонеин», после чего в 1746 году  на несколько лет становится командиром судна «Ингерманланд». Через восемь лет мореплаватель получит назначение на должность помощника начальника Морского кадетского корпуса. В 1754 году его произведут в капитаны 3 ранга, затем через три года ─ в капитаны 2 ранга. На момент второго назначения Харитон Лаптев возглавляет корабль «Архангел Уриил», на котором в рамках Семилетней войны отправляется на Данцигский рейд. Позже его определяют командиром 66-пушечного боевого корабля. В 1762 году исследователь дослужится до капитана 1 ранга и получит звание обер-штер-кригс-комиссара. Он уйдет из жизни 21 декабря следующего года в Петербурге.

Дмитрий Лаптев долгое время прослужит командиром линейных судов: «Святой Иоанн Златоуст» (1750), «Святой Иоанн Златоуст второй» (1751-1752), «Святой Николай» (1756). В мае 1757 года, получив звание контр-адмирала, мореплаватель становится командиром кронштадтской эскадры. Так, Дмитрий Лаптев прослужит ещё пять лет, после чего в чине вице-адмирала уйдет в отставку. 31 января 1771 года он скончается в родной деревне.

Ирина ЛЕВЧЕНКО. Фото из открытых источников.

20:02