Главная / Личность / Соболевские
logo

Соболевские

В толпе, которая наблюдала в 1815 году на берегу Камы удивительное зрелище, была семья Соболевского, его дети (читайте об этом здесь). Шестилетний сын Владимир не мог не запомнить тот день настоящего триумфа российского транспорта. А сколько замечательных страниц впишет в историю путей сообщения и он сам через несколько десятилетий!

Соболевские ─ славная семья, сделавшая много для Отечества. Григорий Фёдорович (1741 ─ 1807) ─ отец инженера, доктор медицины, ботаник и фармаколог. После семинарии Троицко-Сергиевской лавры он отправился в столицу в госпитальное училище. Ученую степень ему присвоили во Франции, куда он поехал совершенствоваться как медик. Вернувшись в Россию, служил армейским врачом, был профессором Медико-хирургической академии, преподавал фармакологию и ботанику, руководил ботаническим садом. Создал двухтомник «Санкт-Петербургская флора». В нём описание 1038 видов растений и их применения в медицине. Специалисты говорят: книга не потеряла практической ценности по сей день.

На фото: население Пожвы встречает первый пароход.

Петра Соболевского (1782 ─ 1841), своего сына, известный медик шести лет отдал в Петербургский сухопутный кадетский корпус: он славился разносторонним и глубоким образованием по физике, механике, математике, минералогии, иностранным языкам, рисованию. Руководил учебным заведением сам Кутузов. Но в 22 года Петр подал рапорт командованию с просьбой уволить его из армии «по состоянию здоровья» ─ стандартная формулировка, не требовавшая тогда дополнительных пояснений. Пётр хотел быть инженером. И быстро получил в столице известность изобретателя.

Последовало приглашение на уральские заводы ─ Пожвинский, потом Воткинский. Здесь он внедрил самые новые пудлинговые печи для выработки железа. Соболевский впервые в России устроил в заводских цехах освещение с помощью устройства, которое назвал «термоламп». Оно использовало газ, который выделялся из древесины при сильном нагревании в отсутствии притока воздуха. Газ, разведенный трубами в разные концы цехов, горел ровно и ярко. Так Соболевский воплотил технологию, о которой узнал из статьи французского ученого Филиппа Лебона о светильном газе.

На фото: Петр Соболевский.

Вернувшись из Пожвы в Петербург, Соболевский руководил лабораторией департамента горных и соляных дел, занимался проблемами получения платины. Он усовершенствовал доменную печь, участвовал в разработке русской химической номенклатуры. Именно ему принадлежит идея порошковой металлургии, которая получила блестящее развитие спустя век. Петр Соболевский был избран в начале 1830-х годов членом-корреспондентом Академии наук. Вот каким человеком был создатель первых русских пароходов.

Но вскоре пришло уже и время его сына. «Владимир Петрович Соболевский (1809 ─ 1882) ─ тайный советник, ученый, инженер путей сообщения» ─ говорится в энциклопедиях.

В 1824 году своего 15-летнего Владимира Пётр Соболевский отправил учиться в военно-строительное училище. Дальше как один из лучших выпускников он был принят на высшие курсы Института путей сообщения. Первым практическим делом молодого инженера стали шлиссельбургские шлюзы. Затем он получил приглашение преподавать в институте, который закончил. Из рядовых репетиторов Соболевский быстро вырос до профессора кафедры минералогии.

В 1832 году «Журнал путей сообщения» опубликовал первую статью Владимира Соболевского. В дальнейшем там появилось много его работ. Они посвящены устройству артезианских колодцев и работе гидравлических сооружений, обработке чугуна и железа, описанию месторождений мрамора, производству разнообразных стройматериалов. Серьезное внимание уделил Соболевский описанию современных зарубежных паровозов, опыта постройки железных дорог, мостов, каналов. Отдельный интерес ─ к подготовке инженеров путей сообщения во Франции, Бельгии, Пруссии, куда профессора направляют на стажировки для изучения опыта. В 1844 году Соболевский стал редактором журнала.

Современники вспоминали: выпускать это издание было непросто. Главноуправляющий путей сообщения Клейнмихель, тот самый, имя которого Некрасов с ехидством упоминает в эпиграфе стихотворения «Железная дорога», назначив редактора, не платил ему вообще. Зато требования у невежественным и импульсивного главы ведомства были жёсткими. Граф знакомился со всеми статьями перед публикацией. И случалось, рвал их на куски и кидал в редактора. Клейнмихель строжайше запретил печатать что-либо о российском опыте, объявив: его по сути нет… Лишь позднее, при главноуправляющем Константине Чевкине, Соболевскому удалось сделать журнал таким, чтобы он помогал осмыслять отечественные достижения, сравнивать их с зарубежными, вести научные дискуссии. И стал настоящим авторитетом для российских инженеров.

Следующий главноуправляющий ─ Павел Мельников ─ в 1861 году назначил Соболевского директором Института путей сообщения. И первое, что сделал новый руководитель ─ предложил провести коренные преобразования своего института, превратить его из военного в открытое учебное заведение.

Многое в Санкт-Петербургском институте путей сообщения начиналось с Соболевского. Он заботился о расширении учебного заведения, об открытии новых специальностей, об увеличении числа студентов и улучшении учебного процесса. Старый, созданный в 1813 году музей института был откровенно запущен. Стараниями Соболевского он обогатился многими уникальными моделями, хранившимися в Академии Наук и Эрмитаже. Директор создал в институте химическую и механическую лаборатории. А особенно заботился о библиотеке, постоянно покупал для нее ценные книги и рукописи. При Соболевском ее фонды увеличились в семь раз и достигли 35 тысяч томов.

Институт готовил в те годы не только железнодорожников, строителей мостов, но и тех инженеров, которые занимались водными путями, строительством шлюзов и портов. И конечно, строительством пароходов ─ делом, которое начал в России отец Владимира Соболевского ─ Пётр Григорьевич (об этом читайте здесь).

Николай МОРОХИН. Иллюстрации предоставлены автором.

21:44