Главная / Личность / Капитан-стахановец Чадаев
logo

Капитан-стахановец Чадаев

Легенда волжского флота, капитан, стахановец, кавалер Ордена Ленина Николай Иванович Чадаев прожил долгую и сложную, полную надежд и испытаний жизнь.

Молодой, да ранний

Николай Иванович Чадаев родился в 1884 году, в селе Запрудное, что в Нижегородской губернии (в наши дни — Кстовский район Нижегородской области). Семья Николая Ивановича уже имела опыт в речном деле, его дед и прадед водили по Волге барки, бурлачили, плавали на гусянах и пароходах, а отец — Иван Григорьевич Чадаев — в течение 25 лет трудился капитаном в Нефтепромышленном и торговом обществе Ивана Никитича Тер-Акопова.

Николай Иванович окончил сельскую школу, что сделало его (на начало XX века) единственным жителем села, полноценно получившим школьное образование. После этого он пошёл по стопам отца, который был для него авторитетом и профессиональным ориентиром. Именно под его присмотром Николай Иванович совершал свои первые шаги в этом непростом ремесле. Работать он начал рано, в 14 лет. Занял должность матроса на буксире под руководством собственного отца и впоследствии провёл так три навигации. После трудился масленщиком, штурвальным и, наконец, лоцманом.

В 1911 году Николай Иванович стал капитаном парохода «Губернатор Баранов», который принадлежал бакинскому купцу первой гильдии миллионщику Тер-Акопову. Тогда Николаеву Чадаеву было 27 лет, и этот возраст считался непозволительно малым для того, чтобы доверить человеку такую большую ответственность. К тому же Николай Иванович имел дело с   баржами, гружёнными нефтью, а еще и с судовыми деньгами. Подобное решение руководства, назначившего Николая Ивановича на столь высокий пост, многим казалось спорным, однако вскоре все убедились, что опасения были несостоятельными. Сам Николай Иванович вспоминал те времена с улыбкой: «Ничего, работал: и вверх с возами нефтебарж по Волге поднимался, и вниз их спускал».

Закаленный в жестоких боях

Во времена Гражданской войны 1917-1922 годов Николай Иванович был капитаном быстроходного колёсного парохода «Лев», вошедшего в состав Красной Волжской военной флотилии в 1918 году. Под военные нужды судно было переоборудовано в канонерскую лодку.

Николай Иванович часто вспоминал период Гражданской войны, это было тяжёлое и полное испытаний время: «Бои с беляками жестокими были. За родной город Ильича Симбирск дрались да за Свияжск. И голодно было и дровами судовые топки «питали», но на мачте «Льва» алый флаг развевался, и знали мы, за что бьемся. Снаряды белых плюхались в воду, не попадая в цель, лишь фонтаны брызг вверх летели. А мы мало стреляли, боеприпасов не было, да уж точно в цель».

Полный — вперед!

В 1929 году Николай Иванович занял пост капитана крупнейшего волжского буксирного парохода «Степан Разин» (ранее носил название «Редедя, князь Косогский»). На этом же корабле, в 1932 году, в рамках Всесоюзного соревнования водников, принял переходящее Красное знамя. Сейчас оно является экспонатом Астраханского музея.

Навигация 1935 года стала для Николая Чадаева одной из самых плодотворных в карьере. В это время он водил  вверх по Волге из Астрахани караваны, состоявшие из 5-6 нефтеналивных барж, общей грузоподъемностью 25 тысяч тонн, потом 30 тысяч тонн и, наконец, совершил рекордный рейс — провел караван барж общей грузоподъемностью в 41 тысячу тонн. Это стало возможно не в последнюю очередь благодаря техническим усовершенствованиям механика Н. В. Банатова и новым методам буксировки.

Длина «Степана Разина» вместе с баржами составляла 1200 метров, из-за чего на Волге даже появилась присказка: «Голова в Батрачках, хвост в Камском Устье».

Подобные трудовые вершины не могли остаться незамеченными, в том числе не только согражданами, но и идеологическими конкурентами. Так, на страницах американских газет начали появиться  материалы, ставившие под сомнения достоверность рекорда капитана Чадаева, а его самого называли «очередной выдумкой большевиков». Но нападки из-за океана не трогали Николая Ивановича. Он продолжал трудиться на благо Родины и делал это великолепно.

Так, его заслуги были отмечены в октябре 1935 года, когда Николай Иванович был приглашен в Москву на совещание стахановцев-водников, а через месяц он получил Орден Ленина и был в числе первых речников, которые прикололи на синий форменный китель этот высокий знак отличия.

Нельзя не отметить и другую важную встречу в Москве, случившуюся ранее в 1935 году, в мае, когда Николай Иванович был удостоен чести увидеться с руководителями партии и правительства, а также лично с Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

Николай Иванович с особым воодушевлением вспоминал это время: «Эх, время, времечко! Было всякое... А уж осенью тридцать пятого я знал, на что иду, все было продумано, все взвешено. Не о рекорде думал, о том, что по-новому работать надо. Это вот важно!..»

На помощь спешит ледокол

Довелось Николаю Ивановичу участвовать и в спасательных операциях. Так, осенью 1935 года Н. И. Чадаев вместе со штурманами А. К. Колесовым и В. Ф. Ермаковым занимался проводкой судов в Астраханской области. Ноябрь 1935 года выдался аномально холодной настолько, что река замёрзла. У села Тюменьки (ныне — Речное, Астраханская область) в ледяной плен угодил пароход «Профинтерн» и 16 крупнейших нефтевозов. В этой непростой ситуации было принято решение вывести суда с помощью ледокола.  Командование «Саратовским ледоколом» взял на себя Николай Иванович Чадаев. Несмотря на отсутствие данных о судовой обстановке, ледокол пробился через забитые льдом перекаты в низовьях Волги и освободил попавшие в ловушку корабли.

В 1937 году в честь Николая Ивановича был назван буксирный пароход «Капитан Чадаев» (ранее —  «Н. Бухарин»). А спустя три года, в 1940 году, Николай Иванович получил звание капитана-наставника. С 1942 года работал в этой должности в пароходстве «Волготанкер».

За свои громкие трудовые подвиги Николай Иванович был награжден двумя Орденами Ленина, двумя Орденами Трудового Красного знамени, а также медалью «За трудовую доблесть». За его выдающиеся заслуги была учреждена премия советских профсоюзов имени Николая Ивановича Чадаева.

Николай Иванович ушёл из жизни в 1965 году, в возрасте 81 года. В 1978 году именем прославленного капитана был назван дизель-электрический ледокол «Капитан Чадаев», который и по сей день находится в эксплуатации. Также в честь Николая Ивановича названа улица в посёлке Краснозатонский (городской округ Сыктывкар). Имя его до сих пор живо в памяти старожилов и знакомо молодым капитанам, лишь недавно заступившим на вахту.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.

15:09