Главная / Личность / Капитан Ильина
logo

Капитан Ильина

Короткую, но яркую жизнь прожила Мария Николаевна Ильина-Селезнева. Была в ней и война, и учеба, и любимая работа, и семья. И капитанский мостик, который она занимала в общей сложности больше 16 лет.

Мария Николаевна Ильина–Селезнева родилась 24 мая 1924 года в деревне Новый Тартас Венгеровского района Новосибирской области, в многодетной крестьянской семье, которая не имела связи с речным делом. Так, отец Марии ─ Николай Павлович Ильин ─ до 1931 года работал в своем хозяйстве, а следующие 11 лет трудился в колхозе. В период Великой Отечественной войны ─ с 1942 по 1945 годы ─ защищал Родину в рядах трудовой армии в Новокузнецке. Мать, которую тоже звали Мария, с 1931 года работала в колхозе.

Помимо родителей у Марии Николаевны было 4 брата и 3 сестры. А всего в семье было восемь детей. Старшего из них ─ Василия ─ забрала война, с полей борьбы он так и не вернулся.

Сама Мария Николаевна получила профессиональное образование: с 1931 по 1940 год училась в средней Венгеровской школе, где на предпоследнем году обучения вступила в члены ВЛКСМ. Закончив же учебное заведение, она поступила в Красноярский речной техникум на судостроительное отделение.

Впоследствии Мария Ильина с теплотой вспоминала этот период своей жизни: «Еще в детстве я мечтала о работе на речном транспорте. И вот в 1940 году я с биением в сердце прочитала в газете, что проводится набор учащихся в Красноярский речной техникум. Моя мечта сбылась ─ я стала студентом нашего родного техникума», ─ сказала она в своей речи на выступлении в Красноярском речном училище в 1950 году. Мария Николаевна оказалась очень трудолюбивой, способной и любознательной ученицей. Это и позволило ей окончить техникум в 1944 году на «отлично».

Годы учебы выдались очень насыщенными и плодотворными для Марии Ильиной: она проходила практику и работала на судах Енисейского речного пароходства. В 1941 году успела побывать на пароходе «М. Литвинов», а также поработать рулевым парохода «Э. Тельман».

А тем временем бушевала Великая Отечественная. Мария Ильина не осталась в стороне от этого страшного и кровавого события. Будучи совсем юной девушкой, она самоотверженно трудилась в районе Красноярска, на пароходной линии, которая соединяла правый и левый берег Енисея параллельно понтонному мосту. Тот состоял из 95 деревянных понтонов и дважды в сутки разводился, открывая фарватер судам. Но даже такой переправы большому городу, полному эвакуированных от линии фронта предприятий и учреждений, было недостаточно.

В апреле 1942 года Мария Николаевна была направлена в Минусинск на командную должность вторым штурманом парохода «Максим Горький», в которой она трудилась весь последующий год. Её умение работать, дисциплина и профессионализм не могли быть не отмечены, так что уже в 1944 году, несмотря на её ещё юный возраст ─ всего 20 лет ─ Мария Ильина стала капитаном этого же судна.

Кажется, она и сама удивлялась такому повороту судьбы, но делала всё, чтобы стать достойной главой экипажа парохода: «[...] уже в декабре месяце 1944 года мне, 20–летней девушке, воспитанной в стенах речного техникума, руководство пароходства доверило командование пароходом «Максим Горький». В течение пятилетней работы капитаном я старалась оправдать оказанное мне доверие и звание выпускника речного техникума».

Не чужда Марии Николаевне была и партийная деятельность. Так, ещё во время учёбы она избиралась секретарем комсомольской организации речного техникума, а в 1944 году вступила в члены ВКП(б)- КПСС (Коммунистическую партию Советского Союза). Практически год ─ с мая 1950 года по апрель 1951 года ─ работала на выборной должности секретарем парткома плавсостава Енисейского речного пароходства.
Но всё равно Марию тянуло к реке... И ничего не было лучше этого! Так что в итоге она по личной просьбе возвратилась на должность капитана своего любимого парохода «Максим Горький».

Мария Ильина преуспела не только в профессиональной сфере, но и в семейной. В 1951 году она вышла замуж за капитана теплохода «Генерал Ватутин» Селезнева Геннадия Павловича, а спустя год, в рейсе на пристани Даурск, родила сына Николая.

В 1953 году жизнь Марии Николаевны круто изменилась не только благодаря появившемуся ребенку. В этом же году она стала управлять пассажирским пароходом «Александр Пушкин», которому впоследствии посвятила практически 9 лет.

В газете «Речник Енисея» писали: «Многие красноярцы знакомы с небольшим колесным пароходом «А.ушкин», курсирующим на пригородной линии Красноярск – Затон. Не всякий капитан соглашается работать на пригородной линии. И дело тут не в том, что заработок меньше, нет, он даже бывает повыше, чем у других. Все дело в том, что работа на Красноярском рейде требует особой внимательности. Здесь беспрестанно снуют катера, подходят и отходят теплоходы и пароходы. Это не те пассажиры в дальнем рейсе, что устраиваются спокойно дня на 3 – 4. Это спешащие на работу или по своим делам люди, вечно торопящиеся, спрыгивающие на дебаркадер, едва пароход подвалит. Тут и до несчастного случая недолго. И вот уже 5 навигаций капитаном на пароходе «А. Пушкин» плавает М.Н. Ильина, единственная женщина ─ капитан в бассейне».

Интересно отметить, что послужной список получился у Марии Ильиной впечатляющий. Она трудилась во многих сферах, связанных с речным делом. Так, она работала капитаном рейда Красноярского речного порта, а после этого была избрана председателем портового комитета профсоюза. Также дважды избиралась делегатом IV и VI съездов профсоюзов, неоднократно — депутатом краевого Совета депутатов трудящихся.

За свой профессионализм и желание трудиться пользовалась заслуженным авторитетом среди судоводителей, а также многократно награждалась почетными грамотами и поощрялась ценными подарками и денежными премиями.

24 сентября 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Мария Ильина была награждена медалью: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». А спустя 3 года ей было присвоено звание «Лучший капитан Министерства речного флота СССР». В 1954 году получила медаль «За трудовое отличие».

Мария Николаевна Ильина–Селезнева ушла из жизни 18 октября 1964 года после непродолжительной тяжелой болезни.

В памяти людей, что знали её, Мария Николаевна осталась очень смелым настойчивым и хорошим человеком. Вот так, например, её описывает бывший штурман подконтрольного ей парохода «Максим Горький» Черкашин Иван Гаврилович в своих воспоминаниях:
«[...] Она действительно обладала незаурядными способностями в судовождении, имела волевой характер и в последствии работала также смело, как и ее бывший учитель Худоногов И.П., но еще более вдумчивее и организованнее. Во вверенном ей экипаже, в рабочее время, была требовательным капитаном, она умела организовывать экипаж на досрочное выполнение навигационных планов. Наряду с требовательностью Мария Николаевна была веселым и общительным человеком, и она умела своим весельем хорошо и весело организовывать досуг отдыхающим членам экипажа».

В память об этой выдающейся женщине в 2003 году одному из теплоходов Енисейского речного пароходства было присвоено имя «Капитан Ильина».

Анастасия СТУРОВА. Использованы материалы архивов Красноярского края.

14:42