Имя Семена Алексеевича Солкина хорошо известно на Волге и за ее пределами. Он был одним из первых представителей совмещенной профессии капитан-механик. А еще ─ одним из трёх Героев Социалистического Труда в истории Волжского пароходства.
Семён Алексеевич Солкин родился 23 февраля 1925 года в селе Подъём-Михайловка, что в Волжском районе Самарской области.
Великую Отечественную войну встретил в возрасте шестнадцати лет. Тогда ещё подросток, он не мог оставаться в стороне от страшных событий и в 1942-м пришёл в военкомат с просьбой отправить его на фронт. В тот момент отец и старший брат Семена уже несли военную службу, защищая границы государства от вражеских захватчиков.
Однако на фронт до конца войны он так и не попал, найдя себе применение в другой, не менее важной сфере. Дело в том, что работники военкомата, узнав, что Семён Алексеевич умеет управлять трактором, определили его бригадиром в тракторную бригаду. И семнадцатилетний бригадир не только сеял, рыхлил и боронил, но и был мастером на все руки, решал параллельно задачи механика, ремонтника, заправщика и многие другие.
И пусть состав подконтрольной ему бригады не выглядел впечатляющим (в основном в нём числились женщины и юные подростки), но благодаря своей выдержке, целеустремлённости и трудолюбию вскоре бригада получила звание «фронтовой». А удостаивались подобной чести лишь те рабочие коллективы, которые трудились не покладая рук сутками напролёт.
Сразу после окончания войны Семён Алексеевич поступил в Куйбышевский речной техникум (в наши дни ─ Самарский речной техникум). Обучение было интересным и плодотворным. А во время первой плавательской практики, которая проходила на теплоходе «Белоруссия», Семён Алексеевич познакомился со своим наставником ─ опытным механиком Алексеем Васильевичем Петренко. Впоследствии все следующие практики Семён Алексеевич проходил на этом же судне, перенимая опыт, нарабатывая навыки и расширяя свои знания в области судоходства.
После получения диплома Семён Алексеевич заступил на трудовую вахту третьим механиком на грузовой теплоход «Украина», принадлежащий Волжскому пароходству. Впоследствии он успел поработать и на других судах пароходства, таких, как сухогрузы «Чита», «Брянск» и «Иваново».
Несколько позже Семён Алексеевич возглавил экипаж теплохода «Никополь», причём его работа не ограничилась лишь управленческой функцией. Так, он продолжал исполнять обязанности механика, тем самым совместив две должности и став капитаном-механиком. Важно отметить, что Семён Алексеевич был одним из первых представителей данной совмещённой профессии.
Также он выступал инициатором движения за повышение инженерной культуры обслуживания судовых механизмов, продления межремонтных (средних) периодов с 4 до 6 навигаций. Благодаря стараниям Семёна Алексеевича ресурс машин и механизмов был увеличен на 4000 часов. Его идею поддержали экипажи 375 судов.
В результате деятельность капитана-механика и подконтрольного ему коллектива не осталась без внимания. Так, например, в павильоне «Транспорт», при ВДНХ в Москве демонстрировался огромный стенд, посвященный трудовым подвигам экипажа теплохода «Никополь», а сам Семён Алексеевич был награждён серебряной медалью ВДНХ СССР «За успехи в народном хозяйстве СССР». Осенью 1966 года С.А. Солкин был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Семён Алексеевич не переставал совершенствоваться, расширять профессиональные горизонты. Так, он окончил специальные курсы техников при судостроительном заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (Нижнем Новгороде), а также курсы повышения квалификации при Ленинградском институте инженеров водного транспорта (в наши дни ─ Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций).
Семь лет ─ с 1967 по 1974 годы ─ Семён Алексеевич занимал должность механика-наставника при Судоремонтном механическом заводе в Тольятти (ныне ─ Тольяттинский судоремонтный завод). А следующие девять ─ с 1974 по 1983 год ─ работал старшим механиком на судах ВОРПа смешанного «река-море» плавания «Дружба народов» и «XVII съезд ВЛКСМ».
С последним связана примечательная история, произошедшая зимой 1975 года. Экипажу теплохода «XVII съезд ВЛКСМ» было поручено в короткие сроки доставить груз из города Жданова (в наши дни ─ Мариуполь) в Керчь. Однако задание осложнялось тем, что Азовское море, по которому и пролегала часть морского пути, полностью замёрзло, и судну пришлось выйти в рейс в сопровождении ледокола. Бóльшая часть маршрута прошла без происшествий, однако практически у финишной точки ледокол развернули обратно, так как впереди наблюдались разводья. Речной теплоход остался один и пошёл вперёд почти на ощупь.
В этот момент Семён Алексеевич был напряжён как никогда. Чувствуя, как под винтами скребётся лёд, он не отходил от машин, оперативно меняя режим их работы. Однако это не предотвратило беды ─ лед выбил сальники дейдвудных втулок, и в машинное отделение хлынула ледяная морская вода. В таких случаях требовалось сразу же останавливать один двигатель, но капитан был против такой меры, осознавая риски подобной процедуры: ведь, если теплоход потеряет ход, то лёд прижмёт его к камням, будто в тиски закуёт. А потому было принято решение продолжать путь к чистым водам, где уже можно будет заглушить двигатели. В целом судну требовалось продержаться час, который казался нестерпимо долгим и трудным всем членам команды.
Мотористам во главе со старшим механиком Солкиным приходилось откачивать воду, следить за машинами и готовить всё необходимое для набивки сальников. Оперативная, грамотная и слаженная работа поспособствовала успешному разрешению сложившейся ситуации. Судно не понесло серьёзных потерь, ледяная ловушка осталась позади, а повреждение было успешно устранено. Теплоход «XVII съезд ВЛКСМ» пришёл в конечную точку маршрута.
За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки и социалистических обязательств, Солкин Семён Алексеевич указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Важно отметить, что он был одним из трёх Героев Социалистического Труда в истории Волжского пароходства.
С 1983 года Семён Алексеевич вернулся к должности механика-наставника на Тольяттинском судоремонтном заводе. Проживал также в городе Тольятти.
Семён Алексеевич ушёл из жизни 10 сентября 1987 года, в возрасте 62 лет. Он был выдающимся человеком, оставившим после себя добрую память, которую чтят до сих пор. Так, в музее истории Волжского пароходства Семёну Алексеевичу Солкину был посвящён отдельный стенд, а его имя в 1992–1996 годах носил сухогрузный теплоход проекта 19620 – «Механик Солкин».
Работа по увековечению памяти речника проводится до сих пор. Так, 9 декабря 2019 года в Самарском филиале Волжского государственного университета водного транспорта состоялось торжественное открытие мемориальной доски, размещенной на фасаде учебного здания. На ней отмечены имена семи героев, которые в разное время обучались и работали в Самарском филиале, в том числе и имя Солкина Семёна Алексеевича.
А вскоре после этого, дочь Семёна Алексеевича Людмила Соболева выступила с инициативой почтить память отца в родном селе Подъем-Михайловка. Её идея была поддержана, и 16 мая 2020 года принято решение об установке памятного знака на родине прославленного речника.
Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников.