Главная / Личность / Конструктор легендарных субмарин
logo

Конструктор легендарных субмарин

Русский учёный-кораблестроитель, автор первых советских проектов подводных лодок типов «Декабрист», «Ленинец», «Щука», Борис Михайлович Малинин родился 1 февраля 1889 года в очень творческой семье.

Его отец ─ Михаил Дмитриевич Малинин ─ был артистом оперы, антрепренёром и вокальным педагогом, а мать ─ Варвара Константиновна Никольская ─ оперной певицей. Сам Борис Михайлович не пошёл по стопам родителей, но, тем не менее, всё равно успешно применял творческий и креативный подход в другой, более механизированной сфере деятельности, ─ кораблестроении.

Детство и ранние юные годы Бориса Михайловича прошли в Москве. Он был талантливым и прилежным учеником, а потому в 1906 году окончил  5-ю московскую гимназию с золотой медалью. Сразу после этого поступил на кораблестроительное отделение в Петербургском Политехническом институте императора Петра Великого.

Будучи молодым студентом, Борис Михайлович уже широко мыслил и задумывался о будущем тогда ещё зарождавшегося направления подводного кораблестроения. Так, например, в 1910 году он проходил практику на судне Доброфлота ─ грузопассажирском пароходе «Тамбов», который участвовал в походе адмирала Рожественского. Там познакомился с механиком Иваном Петровичем Киселёвым и делился с ним своими мыслями: «А представьте себе такую подводную лодку, которая идет вместе с эскадрой, или, действуя, к примеру, из Владивостока, топит далеко в океане вражеские суда. Может, тогда обошлось бы и без Цусимы?».

 Борис Михайлович знал, что должен применить свои навыки в практике и претворить тогда ещё обычные задумки в жизнь. Так, успешно закончив обучение в 1914 году, он нашёл себе применение на должности инженера-конструктора в отделе подводного плавания Балтийского судостроительного завода.

Эти годы, во время которых Борис Михайлович развивался и набирался опыта, были крайне продуктивны, ведь ему удалось поработать плечом к плечу с такими знаменитыми корабельными инженерами, как Василий Тимофеевич Струнников и Ксенофонт Иванович Руберовский. Однако в годы работы вместе с Малининым они ещё не успели стать теми выдающимися специалистами, какими мир знает их сейчас. Становление конструкторов шло постепенно, но, чтобы расширять свои знания, получать больший опыт и в конечном итоге развиваться, мало просто работать. Необходима еще и настойчивость.

Сам Борис Михайлович, вспоминая свои молодые профессиональные годы, признавался, что авторы проектов подводных лодок очень ревностно относились к своим детищам, и не слишком-то позволяли молодым специалистам участвовать в проектировании, ограничивая их энтузиазм  более простыми задачами.

Однако Борис Михайлович даже в подобных условиях смог соприкоснуться с проектированием более плотно, так как учувствовал  в постройке и ремонте подводных лодок по проектам  корабельного инженера Бубнова Ивана Григорьевича.

 Самостоятельным проектированием подводных лодок Борис Михайлович начинал заниматься позже ─ в 1920-х годах.  А до тех пор участвовал в разработке и испытании чужих проектов, например, таких, как головной корабль типа «Морж» и подводная лодка типа «Барс». Кстати, восемь кораблей последнего типа к концу 1917 года были сданы флоту. Помимо этого, Борис Михайлович модернизировал 10 других подводных лодок. Он не был исключительно цеховым работником, а потому часто выходил в открытое море на испытания, во время которых приобретал бесценный опыт подводного плавания.

В 1915 году Борис Малинин был назначен на должность строителя подводных лодок в Ревеле (в наши дни ─Таллин, Эстония). В период с 1916 по 1917 год при его непосредственном участии были построены такие подводные лодки, как «Вепрь», «Единорог» и «Угорь». С 16 октября 1917 года Борис Малинин занимал должность заведующего техническим бюро Отдела подводного плавания, но проработал в этом качестве недолго ─ чуть меньше года. 

В 1919 году Борис Малинин переехал в новообразованную столицу ─ Москву, и поступил на работу в Высший совет народного хозяйства, где был назначен на должность заведующего судостроительной секции Отдела металла. Однако и здесь задержался недолго, и уже 5 июля 1920 года снова вернулся на Балтийский завод, к своей прежней должности.

1 октября 1922 года его полномочия были расширены, и Борис Михайлович  начал заведовать всем Отделом подводного плавания Балтийского завода. Однако ввиду отсутствия заказов на проектирование и строительство подводных лодок, а также из-за неудачных предложений новых проектов, через два года отдел был распущен и закрыт.

 Эта ситуация отлично характеризовала состояние отечественного кораблестроения. Дело в том, что российская кораблестроительная отрасль переживала сильнейший кризис ─ заграничные образцы кораблей и подводных лодок были намного более современными, мощными и продвинутыми, в то время как в России вместо технического прогресса наблюдалась стагнация. А ведь стране был необходим сильный флот, способный, в случае чего, защищать страну от враждебных захватчиков. Ограничиться покупкой зарубежных лодок было недальновидно, и верхам всё более становилось очевидным, что необходимо настраивать собственное отечественное кораблестроительное производство.

Однако этого было не сделать без предварительной подготовки и изучения уже существующих современных подводных судов. Необходим был базис знаний, от которого можно оттолкнуться и развиваться дальше. С целью собрать подобный материал Борис Михайлович Малинин был отправлен на три месяца в командировку за границу. Он смог посетить Германию и Италию, однако багаж накопленных знаний оказался небольшим, так как иностранные кораблестроители неохотно шли навстречу российскому коллеге.

Например, в Италии Борису Михайловичу позволили посетить два действующих кораблестроительных завода, однако не предоставили ни документов, ни чертежей судов. В Германии наблюдалась похожая ситуация ─ российский конструктор не был допущен к внутреннему осмотру лодок.

Однако Борис Михайлович не оставлял попыток узнать хоть что-то, и ему улыбнулась удача ─ в Риме он смог купить «с рук» чертёж общего расположения итальянской подводной лодки «Ballila», и это был единственный более-менее весомый вклад в будущее российского подводного  кораблестроения.

В 1926 году Совет Труда и Обороны принял программу строительства новых боевых кораблей и подвод­ных лодок. Совершить скачок через техническую пропасть, и приблизиться по качеству к зарубежным стандартам, было решено посредством проекта «Декабрист», над которым в январе 1926 года и начал работать коллектив конструкторов из семи человек, во главе которого стоял Борис Михайлович Малинин. Сам он признавался, что именно данный период ─ с ноября 1926 года по июнь 1930 года ─ был самым напряженным и трудным во всей его деятельности, ведь, по сути, от успешности подконтрольного ему проекта  решалась судьба всего оте­чественного подводного флота.

Работа проводилась в быстром темпе. Командой Малинина были рассчитаны 32 варианта сочетаний тактико-технических элементов лодок различных типов (в том числе и головной лодки серии I «Декабрист»). Весной 1927 года  состоялась закладка шести подводных лодок: три из них были заложены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, и ещё три ─ на заводе в городе Николаеве. Через три года, в 1930-м, были подписаны приёмные акты подводных лодок «Декабрист» и «Революционер».

Однако, к сожалению, не всё шло безоблачно. Так, при проведении заводских испытаний у подводных лодок был выявлен тяжёлый дефект, который, вероятно стал результатом неправильного конструирования ─ при погружении и всплытии лодка получала большой крен.

Из-за этого 27 июля 1930 года Борису Михайловичу Малинину были предъявлены обвинения во вредительстве, а сам он ─ заключён под стражу и приговорён к высшей мере наказания.  Впоследствии смертная казнь была заменена на 10 лет в исправительно-трудовых лагерях, однако Борис Михайлович отбывал наказание при Балтийском заводе, в особом техническом бюро экономического управления при полномочном представительстве Объединённого государственного политического управления в Ленинградском военном округе. В это время он и остальные политзаключённые, в числе которых были  такие инженеры-кораблестроители, как Ксенофонт Иванович Руберовский, Сергей Александрович Базилевский, Эрнест Эдуардович Крюгер и другие, работали над проектом подводной лодки «Правда» под руководством  Алексея Николаевича Асафова.

Несмотря на выявленные проблемы с разрабатываемыми подводными лодками, их проекты не были заброшены. В конечном итоге, после проведения необходимых корректировочных работ и окончательных испытаний они были сданы в эксплуатацию, случилось это 14 ноября 1931 года. А спустя год, в 1932 году, Борис Михайлович Малинин был освобождён из-под стражи, так же как и его необоснованно репрессированные коллеги.

20 мая того же года он был принят на должность помощника главного инженера Центрального конструкторского бюро специального (подводного) судостроения № 2, а с мая 1933 года по апрель 1936 уже сам являлся главным инженером.

Под непосредственным руководством  Бориса Михайловича были сконструированы лодки типа «Ленинец», представлявшие из себя подводные минные заградители, а также подводные лодки типа «Щука». Последние, впоследствии, стали самыми известными и многочисленными боевыми лодками Великой Отечественной войны.

 В 1940 году Борис Малинин полностью посвятил себя преподавательской деятельности, которую осуществлял на базе Ленинградского кораблестроительного института (в наши дни ─ Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).

В 1943 году был удостоен Сталинской премии, а через год ─ в 1944 году ─ по инициативе академика Алексея Николаевича Крылова, Борису Михайловичу была присвоена степень доктора технических наук без защиты диссертации. С 1948 года заведовал кафедрой проектирования судов. Также, опережая своё время, Борис Михайлович высказывал мысли о применении на подводных лодках ядерного двигателя.

Борис Михайлович Малинин ушёл из жизни 27 сентября 1949 года, в возрасте 60 лет, и был похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Имя Бориса Михайловича особенно не афишировалось, и он не имел огромного количества наград, но его вклад в развитие отечественного подводного кораблестроения неоценим. Его инновационные идеи, смелость в их реализации и целеустремлённость, непоколебимая трудностями, во многом определили будущее российской подводной инженерии.

Анастасия СТУРОВА. Фото из открытых источников. 

14:24