Главная / Личность / Кругосветные путешествия Отто Коцебу

Кругосветные путешествия Отто Коцебу

Отто Евстафьевич Коцебу ─ известный русский мореплаватель. Он принял участие в трех кругосветных путешествиях, открыл 399 островов Тихого океана, залив на юго-востоке Берингова пролива, обнаружил ископаемый лед с бивнями мамонтов.

Родился Отто Коцебу 19 декабря 1788 года в Ревеле (сейчас Таллин), в семье известного немецкого писателя и драматурга Августа фон Коцебу и дочери русского генерала Фредерики Юлии Эссен. Мать Отто умерла рано, поэтому воспитание и забота о нем легли на плечи мачехи Кристины фон Крузенштерн. Её фамилия, а точнее родственные связи, во многом определили судьбу будущего мореплавателя.

Первое путешествие

В 1796 году Отто поступает в Петербургский морской кадетский корпус. Именно там у юноши и возникает интерес к морскому делу. Море и путешествия становятся его главным увлечением, поэтому, когда выпадает шанс принять участие в Первом русском кругосветном плавании, кадет Коцебу вызывается добровольцем.

В то время Российская империя стремилась закрепить свое влияние на Тихом океане, преследуя определенный политический интерес. Наряду с этим, кругосветное путешествие решало также коммерческие задачи. Экспедиция должна была доставить груз на Камчатку, проложить новый, более удобный путь сообщения с Русской Америкой (владениями Российской империи в Северной Америке, включающими Аляску), а на обратном пути установить торговые отношений с Китаем, Японией и другими азиатскими странами.

Но и это еще не все. Первое кругосветное путешествие давало возможность провести множество научных исследований, сделать новые географические открытия. Для осуществления этих целей в состав экспедиции включили целую команду ученых.

Руководителем путешествия стал капитан-лейтенант Иван Крузенштерн – двоюродный брат мачехи Отто. Именно это обстоятельство и позволило юноше попасть в состав экипажа. Заручившись личной поддержкой начальника экспедиции, он смог получить в кадетском корпусе официальное разрешение на участие в плавании. Так, 15-летний Коцебу стал одним из самых молодых членов кругосветного путешествия.

В плавание отправлялись два парусных шлюпа: «Нева» и «Надежда». Первый возглавил капитан- лейтенант Ю. Лисянский, командиром второго стал сам И. Крузенштерн. Отто назначают юнгой на «Надежду», на этом корабле 7 августа 1803 году он и отправляется в свое первое кругосветное плавание.

Оно продлилось 3 года и 12 дней. В течение этого времени Коцебу обучался морской картографии, проводил астрономические наблюдения. В составе экспедиции ему удалось побывать в самых дальних географических точках, стать свидетелем многих географических открытий, например, открытия и исследования большей части побережья Сахалина.

Шлюп «Надежда» проплыл Атлантический океан, попутно останавливаясь в Копенгагене и Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова), обогнув мыс Горна, вышел в Тихий океан и, сделав остановку на Сандвичевых (сейчас Гавайских) островах, направился в Японию. На обратном пути корабль взял курс на Японское море, где наткнулся на Сахалин, после чего повернул на юг и, пройдя вдоль Китая и Индонезии, вышел в Индийский океан. Обогнув мыс Доброй Надежды, шлюп вышел в Атлантический океан и в августе 1806 года, наконец, прибыл в Кронштадт.

Вернувшись на родину, Отто Коцебу по личному указу императора получает звание мичмана. Он продолжает службу на Балтийском и Белом морях, и уже в 1811 году становится лейтенантом. Позже, через 4 года, он снова отправляется в кругосветное плавание.

На «Рюрике» в Берингов пролив

В 1814 году И. Крузенштерн, разработавший план предыдущего плавания, берется за создание нового кругосветного путешествия.

В отличие от прошлых дальних плаваний, эта экспедиция была организована исключительно для научных целей. Её главной задачей стал поиск морского пути из Берингова моря в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки. Результат должен был показать, соединяется ли материк с Азией. Кроме того, в ходе экспедиции планировалось исследовать акваторию Тихого океана, уточнить местоположение некоторых островов и, возможно, даже открыть новые.

Грандиозные планы Крузенштерна заинтересовали графа Н.П. Румянцева, занимавшего должность канцлера: он предложил оплатить строительство и снаряжение судна. Так, в городе Або специально для экспедиции был построен бриг «Рюрик» водоизмещением было всего 180 тонн, что делало судно самым маленьким из русских парусных кораблей, совершивших кругосветные плавания. Экспедиция также получила серьезное научное снабжение, включавшее астрономические и физические инструменты, новейшие издания карт и атласов, обширные географические сочинения.

По рекомендации И. Крузенштерна командиром этого плавания и становится Отто Коцебу. 30 июля 1815 года на «Рюрике» он покидает Кронштадт, начиная свое второе кругосветное путешествие.

Перед отправлением мореплавателю дали подробные инструкции по мореходному делу и научным наблюдениям, определяющие курс и программу исследований. Согласно им, экспедиция должна была пересечь Атлантический океан и, обогнув мыс Горн, выйти в Тихий океан.

Первые сложности возникли еще до начала основного пути: после остановок в Копенгагене и Плимуте «Рюрик» не смог преодолеть Ла-Манш из-за сильных штормов. Позже судно все же продолжило движение ─ экспедиция пересекла Атлантический океан и остановилась у берегов Бразилии на острове Св. Екатерины. Пополнив припасы и набравшись сил, экипаж вышел в океан к мысу Горн, но попал в полосу сильных штормов.

Это стало первым серьезным испытанием для путешественников. Штормовые волны нанесли множество повреждений судну и чуть не смыли за борт его капитана. У «Рюрика» были повреждены корма и часть верхней палубы, люки пушечных портов и некоторые перила, но корабль все же смог продолжить движение. Обогнув мыс, экспедиция, наконец, вышла в Тихий океан и направилась в бухту Консепсьон (Чили), где смогла исправить повреждения и подготовиться к исследованию Тихого океана.

Первой целью Коцебу стали остров Пасхи и «Земля Дэвиса», существование которой он в итоге опроверг. После мореплаватель отправляется на северо-запад, к архипелагу Туамоту. В его северной части Коцебу натыкается на целые группы островов, ещё не отмеченных на карте. Первым открытием становится атолл (коралловый остров в форме кольца, окружающего лагуну), названный в честь Н. Румянцева (сейчас Тикеи), после - атолл Спиридова (Такапото). Продвигаясь дальше на запад, мореплаватель открывает цепь Рюрика (Арутуа) и атолл Крузенштерна (Тикехау), а после в восточной цепи архипелага Маршалловы острова ─ коралловые острова Кутузова (Утирик) и Суворова (Така).

Начальник экспедиции искал не только новые, но и уже открытые или ранее упоминавшиеся исследователями участки суши. Так, например, ему удалось определить точные координаты аттола Пенрин (Тонгарева), замеченного капитаном У.К. Севером еще в 1788 году.

Исследования южной части Тихого океана, несмотря на их плодотворность, пришлось прервать. Экспедиция поспешила на Камчатку, чтобы не пропустить благоприятное для полярных путешествий время.

Из Петропавловска, проплыв мимо острова Беринга, попутно исследуя западное побережье Св. Лаврентия, «Рюрик» направился прямиком в Берингов пролив. Корабль проходит между мысом принца Уэльского и островами Диомида, затем продолжает идти вдоль берега. Продвигаясь на северо-восток, Коцебу открывает залив Шишмарева, названный именем одного из офицеров экипажа, и расположенный перед ним небольшой остров Сарычева, названный в честь известного отечественного мореплавателя.  После залива берег тянулся на восток, а потом резко поворачивал на юг, из-за чего путешественники решили, что все-таки нашли путь, ведущий в Атлантический океан. Однако, это было не так.

Продвигаясь дальше на восток и юго-восток, экспедиция выяснит, что находится в большом заливе, который по решению экипажа будет назван в честь Коцебу. Названия также получили отдельные острова, мысы и бухты в заливе. Так, например, мыс, открывший северный вход в залив, стал мысом Крузенштерна, восточная часть залива ─ губой Эшшольца, а остров у входа в губу ─ островом Шамиссо. Залив и его побережье были тщательно изучены и описаны экспедицией. В ходе их исследования даже был обнаружен ископаемый лед, в котором встречались кости и бивни мамонтов.

После экспедиция повернула назад. На обратном пути Коцебу занялся изучением азиатского берега Берингова пролива, в результате чего сделал вывод, что Азия и Америка в прошлом были единым материком. В Беринговом и Чукотском морях он провел гидрографические исследования и сделал еще несколько географических открытий.

После этого Коцебу отправляется к Гавайским островам, а затем возвращается к атоллам Кутузова и Суворова, чтобы продолжить изучение южной части Тихого океана. В районе Маршалловых островов мореплаватель натыкается на группу неизвестных коралловых островов, которую впоследствии назовет цепью Румянцева или Ратак. В нее вошли обитаемый атолл Нового года (Меджит), атолл Румянцева (Вотье), чуть позже ─ остров Чичагова (Эрикуб), атолл Аракчеева (Малоэлап) и остров Крузенштерна(Аилук). Завершив ряд открытий, Коцебу снова берет курс на Берингов пролив.  

Однако по пути на север экспедиция вновь попадет в сильный шторм. На этот раз пострадал не только корабль, но и экипаж ─ несколько матросов оказались ранены, одного из унтер-офицеров чуть не смыло в море, тяжелое ранение получил Коцебу. После этого экспедиция в срочном порядке меняет курс и отправляется в гавань Уналашки, где в течение нескольких месяцев восстанавливает силы и чинит корабль. 

Несмотря на болезненное состояние, Коцебу все же отправляется к Берингову проливу, но уже у острова Св. Лаврентия замечает, что море еще покрыто льдом. Это означало, что даже если залив в скором времени очистится, «Рюрик» еще долго не сможет пройти дальше на север. Надо было ждать, но Коцебу становилось хуже, поэтому было решено отказаться от дальнейших исследований северо-западного побережья Северной Америки и вернуться на родину.

Сделав еще одну остановку в Уналашке, экспедиция отправляется в столицу Филиппин, попутно совершая еще несколько открытий в Гавайских и Маршалловых островах. Оттуда через Зондский пролив она выходит в Индийский океан и через мыс Доброй Надежды возвращается в Атлантику. Летом 1818 года «Рюрик» вернулся в Кронштадт, завершив Кругосветное плавание.

По прибытии на родину Коцебу пишет двухтомное сочинение «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив», в котором подробно рассказывает о ходе плавания, произведенных исследованиях и возникших сложностях. Оно будет выпущено 1821 году в Петербурге, а после переведено на английский, немецкий и голландский языки.

Третье кругосветное «Предприятие»

После экспедиции капитан-лейтенант Коцебу был назначен офицером для особых поручений при главном командире Ревельского порта ─ адмирале А. Спиридове. Однако в этой должности он прослужил недолго. В1823 году мореплаватель становится командиром шлюпа «Предприятие» и отправляется в своё третье кругосветное путешествие.

Коцебу было поручено доставить груз на Камчатку, а после на год остаться у побережья Русской Америки для борьбы с контрабандистами и защиты русских поселений от местных племен. Мореплавателю также разрешалось провести географические исследования, если это не мешало основной задаче.

Покинув Кронштадт, Коцебу направился к уже знакомым ему островам на юге Тихого океана. Там он открыл «Предприятие» (Фангахина) ─ еще один остров архипелага Туамоту, а также атолл Беллинсгаузена (Мату-Оне). После плавания в южных широтах мореплаватель отправляется на Камчатку для исполнения своей миссии. Сдав груз, капитан-лейтенант берет курс на Ново-Архангельск, где его ждал фрегат «Крейсер», которого он должен был сменить. Однако, прибыв на место, от тогдашнего правителя Русской Америки капитан-лейтенанта Муравьева Коцебу узнает, что пока в пребывании «Предприятия» в Ново-Архангельске нет нужды.

На время мореплаватель отправляется в Сан-Франциско, затем на Гавайские острова, после чего возвращается на север. Несколько позже в город от Российско-американской компании приходит судно «Елена», её командир, лейтенант П.Е. Чистяков, сообщает о заключении соглашения между Российской империей и США, разрешающего свободную торговлю во всей Русской Америке. Бороться с контрабандистами больше не было нужды, а для защиты самого Ново-Архангельска оставалась «Елена», поэтому «Предприятие» спокойно покидает север и направляется к Маршалловым островам. Там на севере цепи Ралик Коцебу открывает атоллы Римского-Корсакова (Ронгелап) и Эшшольца (Бикини).

Во время путешествия проводились различные научные исследования. Определялись точные координаты вновь открытых островов, производилась их опись; проводились метеорологические и этнографические наблюдения. Наиболее важными стали исследования Э. Ленца в области океанографии: он доказал, что температура вод Мирового океана на глубинах очень низка, и смог объяснить принцип глубинных течений.

Путешествие Коцебу закончилось летом 1826 года. По возвращению на родину, мореплаватель был произведен в капитаны 2-го ранга и вновь прикомандирован к начальнику Ревельского порта. В 1829 году Коцебу получил повышение до капитана 1-го ранга, но через год из-за проблем со здоровьем был вынужден уйти в отставку.

Последние годы жизни Отто Коцебу провёл, занимаясь сельским хозяйством, в своём имении Кыуэ под Ревелем. Там же он и скончался в 1846 г.

Ирина ЛЕВЧЕНКО. Фото из открытых источников.

20:40 17 октября 2020