Главная / Личность / Пётр Пахтусов: первооткрыватель Новой Земли
logo

Пётр Пахтусов: первооткрыватель Новой Земли

Первого апреля 1800 года в Кронштадте родился Пётр Кузьмич Пахтусов, будущий полярный путешественник, открывший для мира многие неизведанные тайны архипелага Новая Земля.

И родился он в семье отставного шкипера. Первые годы провел в Сольвычегодске, на родине отца. Потом был переезд в Архангельск, а позже ─ учеба в Кронштадтском штурманском училище. В 20-летнем возрасте Петр принял участие в полярной экспедиции под руководством лейтенанта Фёдора Петровича Литке. Там молодой человек исследовал северные морские побережья, а также составлял опись устья реки Печоры. Его же перу принадлежит и первое описание Новой Земли. Дальний полярный архипелаг в итоге становится смыслом жизни Петра Кузьмича.

Новоземельский проект

В октябре 1829 года в Гидрографический департамент поступил проект экспедиции прапорщика корпуса флотских штурманов Петра Кузьмича Пахтусова. В проекте был обобщён опыт плаваний пустозерских промышленников в юго-западной части Карского моря и убедительно показана возможность и даже целесообразность экспедиции по описанию восточного берега Новой Земли.

Проектом заинтересовались учёный-лесовод, смотритель корабельных лесов Архангельской губернии П.И. Клоков и крупный купец и сахарозаводчик, владевший четвертым по размеру капиталом в России, архангельский градоначальник Вильгельм Брандт. На их средства в основном и была организована первая экспедиция Пахтусова в 1832─1833 годах.

На верфях Архангельска для дальнего полярного похода построили два судна ─ шхуну «Енисей» (на верфи Амосова) и карбас «Новая Земля» (на верфи Брандта). Экспедицию составили два отряда. Один, под командованием лейтенанта Кротова, должен был на шхуне «Енисей» выйти в Карское море, через «Маточкин Шар» ─ пролив, отделяющий северный остров Новой Земли от южного. Далее шхуне «Енисей» предписывалось добраться до устья Енисея. Второй отряд, под руководством самого Пахтусова, следуя на одномачтовом карбасе, должен был составить точное описание восточной части островов Новой Земли.

Первая экспедиция

13 августа 1832 года суда вышли из Архангельска. На карбасе, кроме Пахтусова и его помощника, «кондуктора» (воинское звание, равнялось по статусу «унтер-офицеру ─ прим. автора) Крапивина, находилось восемь поморов-промышленников, служивших матросами, а на «Енисее», кроме Кротова и его помощника, ─ семь человек команды.

У мыса Канин Нос суда экспедиции разделились. Шхуна направилась к Маточкиному Шару, а карбас ─ к Южному острову архипелага. К сожалению, плавание шхуны «Енисей» закончилось печально ─ у западного входа в Маточкин Шар судно потерпело крушение.  Причины и обстоятельство гибели «Енисея» так и остались невыясненными.

Пахтусов же благополучно достиг Новой Земли, но, к сожалению, полноценного описания архипелага Петру Кузьмичу сделать не удалось. Плохая погода и позднее время для исследований привели к тому, что экспедиции пришлось оставаться на зимовку.  Место для неё было выбрано в районе губы Каменка, где путешественники нашли старую промысловую избушку поморов. 23 сентября 1832 года в неё перебрался весь состав экспедиции.

Пахтусов начал систематические метеорологические наблюдения: каждые два часа измерялось атмосферное давление, температура воздуха, подробно велись записи состояния погоды. По большому счету, исследования Пахтусова стали первыми метеорологическими наблюдениями Новой Земли, сделанными при помощи термометра и барометра.

Зимовка экспедиции прошла относительно благополучно, но, несмотря на установленный твёрдый режим, цинга всё же унесла жизни двух членов команды.

С приходом весны отважные полярники продолжили свои исследования. Пётр Кузьмич вместе с матросами выполнил описание восточного берега Новой Земли на протяжении 150 вёрст. Далее карбас «Новая Земля» был подготовлен к плаванию, и 23 июня покинул место зимовки, где провел 297 дней.

24 августа Пахтусов достиг Маточкина Шара, закончив описание всего восточного побережья южного острова архипелага Новая Земля. Дальнейшие планы, ввиду недостатка продовольствия и болезни матросов, пришлось пересмотреть. Петр Кузьмич на карбасе отошёл к устью реки Печоры, где и расположился на зимовку близ селения Куя.

А уже в начале декабря 1833 года Пахтусов прибывает в Архангельск для представления в Гидрографический департамент обстоятельного отчёта с таблицами наблюдений и картами, а также подготовленные им «Дневные записки».

В общем, можно сказать, что полярная экспедиция прапорщика Пахтусова прошла вполне успешно. Впервые в истории изучений Новой Земли Южный остров архипелага был обойдён полностью. Единственным омрачавшим успешный итог полярного плавания обстоятельством стала гибель экипажа шхуны «Енисей».

Труды экспедиции получили высокую оценку Гидрографического департамента. Было решено в 1834 году организовать вторую экспедицию под руководством Петра Кузьмича. Ее главной целью предполагалось «попытаться, сколько позволят обстоятельства», проникнуть на восток и север от мыса Желания, самой северной точки Северного острова Новой Земли. Экспедиция должна была выяснить, не имеется ли по этим направлениям ещё каких островов.

Вторая экспедиция Пахтусова

Подготовка к новому арктическому походу потребовала немало времени и сил. Зиму 1833─1834 годов Пахтусов провёл в Санкт-Петербурге, готовя приборы, инструменты и материалы и пополняя свой багаж знаний по минералогии, геологии, ботанике и зоологии. В столице Пётр Кузьмич встретился с рядом учёных, оказавших несомненную помощь в подготовке экспедиции, к примеру, с Карлом Бэром, и познакомился со своим новым помощником ─ штурманским кондуктором Августом Карловичем Циволькой. В Архангельске для экспедиции было построено два судна – шхуна «Кротов» и карбас «Казаков». Суда были названы так в честь командира и помощника командира шхуны «Енисей», погибшей во время первой полярной экспедиции Пахтусова.

На «Кротове», кроме Петра Кузьмича, являвшегося руководителем и идейным вдохновителем всего проекта, в полярное путешествие отправились фельдшер Чупов, а также пять военных матросов и два вольнонаёмных промышленника-помора. На «Казакове», кроме командира Цивольки, шло пять военных матросов и также два помора

Экспедиция вышла из Архангельска 5 августа 1834 года. 7 сентября путешественники подошли к западному устью Маточкина Шара. Попытка выйти проливом к восточному устью, начав при этом описание восточного побережья Северного острова архипелага, к сожалению, не увенчалась успехом ─ помешали льды. Экспедиции пришлось зимовать у западного входа в Маточкин Шар, возле реки Чиракиной, протекающей по Южному острову архипелага.  Команды построили там две избы и баню.

Зимовка оказалась сложной ─ значительная часть экспедиции заболела цингой. Только в апреле следующего года Пахтусов и Циволька смогли заняться описными работами. Руководитель экспедиции выполнил описание южного берега Маточкина Шара. Циволька же, вместе с шестью матросами, провёл опись восточного берега Новой Земли, на протяжении 160 километров к северу от пролива.  Благодаря этому, на карте восточного берега появились новые названия: «залив Медвежий» и другие.

В конце мая-начале июня Пахтусов готовится к плаванию по открывшейся чистой воде. 11 июня устье Маточкина Шара очистилось ото льда, и после 273 дневной стоянки карбас «Казаков» вышел в море. На нём отправились Пахтусов, Циволька и 9 матросов. Провианта у зимовщиков, к этому времени оставалось ещё на три с половиной месяца.

План Пахтусова состоял в том, чтобы обогнуть весь Северный остров Новой Земли с северо-западной стороны и, следуя вдоль восточного побережья, завершить его опись до Маточкина Шара. Но, к сожалению, 21 июля, в районе Горбовых островов карбас был раздавлен льдами. С трудом удалось спасти самые важные инструменты, приборы, карты, вахтенный журнал, оружие и часть продуктов. Мыс на острове Берха, близ Северного острова Новой Земли, где всё и случилась, Пахтусов назвал мысом Крушения.

31 июля в районе этих мест случайно проходила лодья промышленника Ерёмина, заканчивавшего свой промысел. Ерёмин доставил Пахтусова и его спутников в Маточкин Шар к зимовью.

Неудача не остановила исследователя. Он во чтобы то ни стало решил дойти до мыса Желания. Отправился туда он вместе с фельдшером и пятью матросами на карбасе, взятом у промышленника Челузгина.

Пройдя Маточкин Шар, Пётр Кузьмич от восточного устья пролива направился вдоль берега на север. Ему удалось продвинуться несколько дальше, чем прошёл весной Циволька. Однако путь опять преградили льды, и опись берега пришлось прекратить возле острова, названного впоследствии именем Пахтусова. Отряд повернул обратно и после трудного перехода вернулся 13 сентября к зимовью.

440 дней работали в Арктике Пахтусов и его товарищи. Их экспедиция дала крайне ценные результаты. Двухлетние метеорологические, магнитные, фенологические наблюдения явились существенным вкладом в изучение природы островов архипелага. Вернувшись в Архангельск и едва успев составить краткий отчёт об итогах трудного похода, полярный исследователь тяжело заболел и 19 ноября 1835 года скончался. Прожил он всего 35 лет.

Полярные походы Пахтусова получили широкую известность и вызвали оживление в развитии полярных промыслов. Имя его стоит в ряду крупнейших арктических исследователей. Почитатели трудов Пахтусова на собранные ими деньги соорудили и поставили ему памятники: один в 1878 году на Соломбальском кладбище на могиле полярника, другой ─ в 1886 году в Кронштадте, напротив бывшего штурманского училища, где учился Петр Кузьмич Пахтусов.

 

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из открытых источников.

00:33