Главная / Личность / Потомок викингов на Волге
logo

Потомок викингов на Волге

Древним путем «из варяг в персы» на древнем рукотворном судне под названием «ботник» решился пройти датский историк и путешественник Томас Франк. И прошел, оставив за кормой путь в 2000 км!

Часть первая. Путь

Эта история кажется абсолютно невероятной. Авантюрной, рискованной, даже несколько сказочной. Томас Франк ─ 52-летний отец четверых детей, опытный моряк, философ, теолог, член Королевского географического общества, страстный любитель истории. Человек увлекающийся, искренний, азартный.

Заниматься наукой, мирно сидя в родной Дании, среди книг и документов, ему неинтересно. Ведь история для него ─ это не пыльный фолиант, а река времени, всегда живая и изменчивая. Погружаясь в прошлое, ему хочется почувствовать пульс настоящего, погрузиться в атмосферу страны, ощутить биение ее сердца. Для него история ─ это путь. Причем путь водный, соединяющий вехи и государства.

Гипотеза, которую Томас решил проверить, касалась роли водных путей в культурной экспансии. Принято считать, что культурное влияние шло с запада на восток, «из варяг в персы». Скандинавы двигались по воде, делясь технологиями и благами цивилизации с местным населением.  

Все это Томас не отрицает. Но делает важное дополнение, говоря, что и местному населению тоже было, чем поделиться, что процесс этот был двусторонним. Более того, по мнению Томаса, именно движение по речным дорогам с востока на запад оказало мощное культурное влияние на Скандинавию, а не наоборот, как принято считать в Европе.  

Чтобы доказать это, Томас привычно собирается в дорогу. Потомок викингов, в 2017 году он прошел путем «из варяг в греки» на каяке. А в этом году ─ предпринял путешествие «из варяг в персы» на древней долбленой лодке под названием ботник. Почти два месяца продлилась экспедиция ─ с 6 августа по 24 сентября.

«Из варяг в персы», известный также как Волжский или Волго-Балтийский торговый путь — самый древний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Томас Франк, готовясь пройти водным путем из Старой Ладоги до Астрахани, проложил маршрут через реку Волхов, Ладожское озеро, реки Сясь, Тихвинку, Соминку, Чагоду, Волгу к восточному побережью Каспийского моря.

  ─ Первые сто километров оказались невероятно сложны, ─ рассказывает Томас. ─ Двигаясь против течения реки Сясь, преодолевая каменистые пороги, приходилось идти по горло в воде, иной раз даже плыть, таща за собой лодку.

А течение так и норовило усложнить путешественнику жизнь, сбивало с ног, забирало все силы. Не обошлось и без травм. Повредив колено, Томас четверо суток пролежал в палатке, стараясь восстановить здоровье и присутствие духа.

…Спустившись по Мологе, Томас вошел в Рыбинское водохранилище. Чтобы посуху обходить плотины, он вез с собой специальную тележку. Но главным препятствием оказались не только ГЭС с искусственными морями, но и вся запруженная Волга. Так не похожая на ту, по которой ходили викинги! В Городце путешественника встречали хлебом-солью, наконец он почувствовал, что такое волжское гостеприимство.

Но расслабляться было рано. Впереди ─ Камское устье, известное своим непростым характером. И предчувствия не обманули. Настоящая буря с сильным ветром и высокими волнами встала на пути путешественника, добравшегося до Болгара. Собственно говоря, здесь, в Болгаре, можно было бы поставить точку.

─ Из арабских источников нам известно, что викинги появлялись на рынках древней столицы Волжской Булгарии, ─ рассказывает Томас. ─ И вроде бы вот она, цель путешествия! Достигнута! Но известно и то, что скандинавы оставили следы и в низовьях Волги, и на противоположной стороне Каспийского моря. Поэтому я принял решение продолжать движение.

И Томас вновь берется за весло. Однако встречный ветер и захлестывающие волны заставляют его вернуться в Болгар. Что делать: ждать у моря погоды или взять машину и перевезти лодку через два водохранилища в Волгоград? Томас выбирает второе. Причина понятна: ниже Волгограда, как и ниже Городца, течет настоящая Волга.

И вот они, волжские низовья! За шесть дней он проходит последние 500 км и финиширует в Астрахани. Здесь его ждет лекция в университете, поездка на раскопки, хлопоты с отправкой ботника в Данию: через год керженская долбленка станет экспонатом очень крупной европейской выставки.

Часть вторая. Лодка

Лодка, на которой Томас Франк путешествовал по Волге, отнюдь не просто средство перемещения. Это второй (после самого Томаса, конечно) ключевой персонаж.  

Что такое ботник? Это так называемая лодка-однодеревка, выдолбленная из ствола осины, с одинаковой формой носа и кормы. Ее длина составляла 4 ─ 5 метров, ширина ─ от 30 до 50 см, высота борта ─ около полуметра, а грузоподъемность до полутонны. Легкая, но при этом устойчивая, способная справляться с сильным течением и умеренными волнами.

─ А еще осина необыкновенно легка и прочна, похожа по своим свойствам на современный углепластик, ─ считает Томас Франк.

Именно на таких долбленых лодках наши древние предки преодолевали реки и озера, ходили на рыбалку, знакомились с новыми землями.

Удивительно, но древний промысел сохранился в Семеновском районе Нижегородской области. Мастер Михаил Сергеевич Напылов в деревне Аристово по сей день делает ботники. В 2010 году мастер осиновых лодок стал героем фильма Юрия Львовича Немцова «Сделай себе ботник» (нижегородское телевидение). Фильм был высоко оценен профессиональным сообществом, получил немало заслуженных наград.

─ Мог ли я представить, что спустя десять лет после выхода фильма его увидит датский историк Томас Франк и загорится идеей сделать ботник и пройти на нем по следам древних викингов! ─ делится Юрий Львович.

 А между тем получилось все именно так. Томас Франк через институт датской культуры в Петербурге связался с авторами фильма и заказал мастеру Напылову осиновую лодку. Датский историк не сомневался, что именно на таких суденышках викинги спускались от Ладоги до Каспия и далее, на мусульманский Восток.

Любопытно, что подобную лодку археологи раскопали в Дании, датировав ее 9 веком н.э., и она оказалась точно такой же, как керженские ботники! Получается, что викинги, как и древние русы, путешествовали на лодках-однодеревках, перетаскивая их через пороги и лесные волоки.

─ Полагаю, мне удалось доказать, что именно такие лодки, прекрасно идущие по Волге и малым рекам на сильном течении, использовались скандинавами, ─ говорит Томас. ─ Более того, викинги позаимствовали технологию из изготовления у древних русов, а не наоборот. Это означает, что наши народы не только мерялись силой, но и мирно взаимодействовали. Обменивались технологиями, опытом, фольклором. И это в корне меняет наше представление об истории! На мой взгляд, ее движителем была не война, а взаимодействие, коммуникация, если хотите, дружба! Именно это я и пытаюсь доказать.

Часть третья. Люди

Любопытно, что свои путешествия Томас Франк всегда совершает в одиночку. Они для него ─ еще и важный духовный опыт, опыт познания себя и мира. Шанс приобщиться к секретам мироздания.

Но не стоит думать, что Томас нелюдим. Отнюдь! На стоянках во время своего путешествия он с большой охотой и удовольствием общался с местным населением, посещал музеи, храмы, встречался с молодежью.

─ Когда ты в одиночном плавании, все рецепторы обострены, открыты миру, ─ рассказывает он. ─ Если ты испытываешь радость, то она затапливает с головой. Также и грусть. У тебя как будто все эмоции работают на полную катушку. Это очень волнующий опыт.

Томас почти не говорит по-русски. Но зато он открыт и улыбчив. Невозможно не улыбнуться в ответ!

─ Россияне мне глубоко симпатичны, ─ признается он. ─ И мне нравится находить то, что сближает наши народы. Ведь неважно, на каком языке мы говорим. Нас сближает общая история, ландшафты и реки. Реки, как и историю, нельзя повернуть вспять. Но ее можно почувствовать, к ней можно приобщиться. Поэтому я здесь.

Едва завершив путешествие «из варяг в персы», Томас уже вынашивает новые планы. Теперь он хочет организовать морскую экспедицию на ботнике, чтобы доказать, что викинги и по морю ходили на долбленых лодках. Пожелаем ему удачи. И семь футов под килем!

Анна ЛЬВОВА. Фото предоставлены Ю. НЕМЦОВЫМ.

14:53