Главная / Личность / Валькирия революции
logo

Валькирия революции

Лариса Рейснер стала прототипом женщины-комиссара военной флотилии в пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».

Любить нельзя ненавидеть

Молодая женщина, пришедшая в революцию, родилась в Польше в дворянской семье успешного адвоката с немецкими корнями. Как-то на одной из своих лекций в Томском университете прогрессивный преподаватель права Михаил Рейснер ─ ее отец ─ сказал, что в России нет права, оно смешано с моралью, которая носит полицейский характер.

День рождения Ларисы ─ 1 мая, и ей не нравилась эта дата, ведь на нее приходилась Вальпургиева ночь ─ шабаш ведьм и нечистой силы. Лариса закончила гимназию с золотой медалью, а затем психоневрологический институт. Девушка была очень высокой, крупной, обладала северной германской красотой и пластикой. У Ларисы была внешность олимпийской богини или древнегреческой валькирии, которая сочеталась с тонким ироническим умом и мужеством воина.

Рейснер по внутреннему складу была решительной и резкой, гордилась своим «мужским» умом. Английский журналист написал о ней: «Я совсем не был готов к красоте Ларисы Рейснер, от которой дух захватывает, и ещё менее был подготовлен к чарующему каскаду её мысли, прозрачной прелести её литературного языка».

Удивительная женщина, её привлекали поэзия и политика, она писала стихи, романы, очерки и видела себя поэтом, писателем, журналистом. Она словам предпочитала поступки, любила споры и в них побеждать.

Сын писателя Леонида Андреева вспоминал: «Когда она проходила по улицам, казалось, что она несёт свою красоту, как факел. Не было ни одного мужчины, который прошёл бы мимо, не заметив её и каждый третий врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе... Однако, на улице никто не осмеливался подойти к ней: гордость, сквозившая в каждом ее движении, в каждом повороте головы, защищали ее каменной, нерушимой стеной».

В гнезде модных поэтов в петербургском кабачке «Бродячая собака» Рейснер знакомится с Николаем Гумилевым. Гумилев, не слишком привлекательный внешне ─ с вытянутым черепом, косящими глазами и шепелявой речью ─ на первый взгляд холодный и надменный, пользовался огромным авторитетом у женщин. Как только он начинал читать стихи, ни одна девушка не могла устоять. Так и Ларисе устоять перед влюбленным Гумилевым было невозможно.

Лариса стала музой и возлюбленной Гумилева, который посвятил ей немало стихов. Оба любили путешествовать и экзотику, им было о чем говорить и спорить, гордость роднила Гумилева с Рейснер. Их любовь с самого начала зародилась, как единоборство, бескомпромиссный поединок двух сильных и свободных людей и продлилась менее года. Поэт назвал Ларису в стихах так: «нежный друг мой, беспощадный враг». Но Гумилев не воспринимал Ларису, как серьезного литератора и даже как-то сказал: «Красивая девушка, но совершенно бездарная».

Поэт ─ убежденный монархист ─ предупреждал Ларису: «Развлекайтесь, но не занимайтесь политикой». Он предлагал Ларисе брак, но она отказалась. Возможно, оттого, что у Гумилева параллельно был роман с Анной Энгельгард, которая позже стала второй женой поэта.

После болезненного разрыва Лариса, чтобы заглушить боль, метнулась к большевикам, бросилась в революцию, где нужно было убеждать, командовать, повелевать, рисковать жизнью. Туда, где она чувствовала себя на своем месте.

Красная роза революции

После душевных страданий, причиненных расставанием с Гумилевым, Лариса нашла своего бесстрашного воина, красного командира ─ Федора Раскольникова. Любовь родилась в бою и была подобна революционной стихии: безудержная, противоречивая, не знающая правил.

Рейснер становится флаг-секретарем Раскольникова, командующего Волжской военной флотилией. Общий враг, единые цели, оба тяготели к литературе. Она поднимала в штыковую атаку моряков, ходила в разведку. Бесстрашие Ларисы было поразительным. «Дианой - воительницей» называл Ларису Раскольников. Именно Рейснер как-то написала с восторгом пророческие слова, назвав революцию вампиром.

Своей неустрашимостью и отвагой Лариса снискала глубокое уважение моряков. После боевого крещения, когда она оказалась на катере под шквальным огнем, иначе, чем с восхищением и преклонением, к Ларисе они относиться не могли. Более того, все матросы поголовно в неё влюбились…

В 1920 году Раскольников становится командующим Балтийского флота, Лариса ─ комиссаром Балтфлота. Она прямо-таки упивалась этой новой значительной ролью, лично подписывала приказы о расстреле и часто на них присутствовала.

Всеволод Вишневский, воевавший с Ларисой Рейснер на Волге, сделал её основным прототипом комиссара в пьесе «Оптимистическая трагедия». По сюжету, матрос по кличке «Вожак» (бывший из экипажа отряда монархистов) провоцирует изнасиловать женщину-комиссара. Но комиссар из браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников.

Рейснер служила режиму, но не забывала о себе. Утомившись в боях, она принимала в захваченных поместьях ванны из шампанского…

Когда Лариса заняла пост члена ревкомиссии по учёту и охране сокровищ Эрмитажа и других Петроградских музеев, тут же воспользовалась всеми возможными благами. «Было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достаётся людям, стоящим у власти», ─ не смущаясь, говорила она. Рейснер устраивала пышные приёмы, каталась с поэтом Александром Блоком на лошадях, специально доставленных с фронта, разъезжала в невероятно дорогом, единственном в своем роде автомобиле. Элегантно одетая в морскую шинель и благоухающая духами, плавала на царской яхте. Лариса с удовольствием красовалась перед матросами и на вечерах в трофейных роскошных платьях дворянок и самой императрицы.

Поэт Всеволод Рождественский оставил воспоминания, что в квартире революционерки стены комнат были обтянуты китайским шелком. Ранее это были апартаменты бывшего морского министра в Адмиралтействе, с обилием предметов и утвари: ковров, картин, майоликовых блюд, английских книг, французских духов. Сама хозяйка была облачена в роскошный халат, прошитый тяжёлыми золотыми нитками и драгоценными каменьями, а её руку украшало платиновое кольцо с огромным бриллиантом в несколько карат.

Осип Мандельштам вспоминал, что Раскольников с Ларисой жили в голодной Москве с невероятной роскошью: «огромный особняк, слуги, великолепно сервированный стол и ни в чем себе не отказывали».

Но совсем недавно на фронте она страдала от голода и холода, своим роскошным телом кормила вшей в степях Поволжья, и страдала от приступов лихорадки, и каждый день рисковала жизнью.

В марте в 1921 года в Кронштадте вспыхнул матросский мятеж, который был подавлен с беспрецедентной даже для большевиков жестокостью. Всю вину возложили на командующего Балтфлотом Раскольникова, хотя прямым виновником кровавых событий была комиссар Рейснер. Но время было неспокойное: над Троцким сгущались тучи, к его сторонникам относились Раскольников и Рейснер. После тяжелого разговора с Лениным Раскольников подал в отставку со всех постов.

В почетной ссылке

Первым государством, установившим дипломатические отношения с Советской Россией, был Афганистан. В 1921 году Раскольников становится полномочным представителем РСФСР в Афганистане. Молодая чета отправляется в эту жаркую далёкую страну. Тридцатидневное путешествие по пескам, горам Афганистана. На лошади ехала красавица в мужском костюме и вместе с матросами пела песни под гармошку.

Ларисе Рейснер первой пришлось осваивать роль жены советского посла. Афганистан оказался райским местом после России, здесь было сытно и красиво: фонтаны, розы, знаки внимания к первой леди посольства и любимый муж. Её быстро и охотно стали принимать на женской половине эмира.

Но Лариса вскоре затосковала. Они изнывали в пыльном Кабуле, писали слезные письма дорогому Льву Давыдовичу Троцкому с просьбой вернуть их в Москву. Лариса отправилась в Москву, чтобы вымолить возвращение из ссылки. Вскоре, вместо добрых вестей, Раскольников получил от жены письмо с требованием развода. Он её звал в Кабул, но Лариса неоднократно продолжала требовать развод. Федор долго и мучительно принимал решение, так как очень любил жену, но все же согласился с ее требованиями.

Причина столь радикального поступка Ларисы стала известна позже. При хождениях по чиновничьим кабинетам с прошениями ей стало известно о немаловажной роли мужа в аресте и смертном приговоре Николаю Гумилеву. Раскольников открыто ненавидел «гнусную  гумилевщину». Супруг никогда не забывал любовь Ларисы к этому «буржуазному извращенцу». Узнав об этом, Рейснер не смогла простить Раскольникова.

«Таких звезд первой величины земля долго не носит…»

Сердце Ларисы вскоре завоевал Карл Радек ─ человек редкого интеллекта и таланта, опытный политик, блестящий журналист и оратор, мастер компромиссов и лавирований, непревзойденный ловелас. Про необыкновенно остроумного Радека ходили легенды, что именно он придумал большинство контрреволюционных анекдотов. Несмотря на неказистую, даже уродливую внешность, горб, малый рост, лысину, беспрестанно дымивший, как паровоз, Карл пользовался фантастическим успехом у женщин, в момент убалтывал любую красавицу.

Он наслаждался любовью Рейснер, ставшей невенчанной, но любимой женой. При этом Радек оставался «примерным» семьянином. Низкорослый очкарик со своей неромантической внешностью выглядел особенно карикатурно рядом со стройной красавицей. Вновь повторилась история о красавице и чудовище.

Ещё в юности, пережив увлечение красавцем писателем Андреевым, разочаровавшись в нем из-за пристрастия к алкоголю, Лариса поклялась не любить красивых мужчин.

Советское государство поручило Радеку организацию очередного этапа мировой революции в Германии. Рейснер отправилась с ним в охваченную революцией Германию. Они мужественно сражались на баррикадах, но восстание было жестоко подавлено.

Под влиянием Радека оттачивался журналистский стиль Ларисы. Карл становится ее учителем и духовным наставником. Он заставлял ее читать философские труды, работать над стилем, учиться ясно мыслить и четко излагать мысли. Она выдавала блестящие публикации одну за другой. Все двадцатые годы Рейснер много пишет. Можно сказать, что за несколько лет она выросла в первоклассную писательницу.

В 1926 году в Москве свирепствовала эпидемия брюшного тифа. Рейснер мечтала умереть под пулями на полях сражений, а умерла в тридцать лет на больничной койке, заразившись брюшным тифом. Пройдя невредимой через огонь и воду, эта Паллада революции внезапно сгорела от тифа в спокойной обстановке Москвы, в кремлевской больнице.

Гроб стоял в Доме печати. Весь двор был забит народом: военными, дипломатами, писателями. Вынесли гроб, и в последний раз мелькнули каштановые волосы, кольцами уложенные вокруг головы. За гробом вели под руки Карла Радека, который рыдал, не понимая, куда шел. Рейснер была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Михаил Кольцов сказал: «Зачем было умирать Ларисе, великолепному, отборному человеческому экземпляру?.. Затем, что она была слишком яркой для земной жизни. Таких звезд первой величины земля долго не носит, не в силах терпеть их ослепительного блеска».

Пастернак, всю жизнь любивший Рейснер безответной любовью, писал: «Лариса так умела жить, что даже умерла вовремя, не дожив до странных разочарований в своей главной любви ─ к своему вампиру, к Революции». Возможно, высшее провидение не хотело подвергать ее более тяжким испытаниям. Тридцатые годы сталинских репрессий она вряд ли смогла бы преодолеть.

Карла Радека в середине 30-х годов объявили «врагом народа» и расстреляли.  Раскольников умер во Франции при очень подозрительных обстоятельствах. Троцкий после многих лет скитаний и нескольких покушений погиб от удара ледорубом в Мексике. Умерли все, кого Лариса Рейснер дарила своей любовью, кто ее знал и любил.

Светлана АККУЗИНА. Фото из открытых источников.

16:09