Главная / Наглядно / Кочетовский гидроузел отмечает 100-летний юбилей
logo

Кочетовский гидроузел отмечает 100-летний юбилей

Кочетовский гидроузел расположен на реке Дон (3004,8 км Единой глубоководной системы) в Ростовской области, между Константиновским гидроузлом, находящемся на 31 км выше по течению, и Ростовом-на-Дону, к юго-востоку от станицы Кочетовская и к северу от города Семикаракорск. Однокамерный шлюз и плотина были построены в 1920 году как гидроузел №1 Северско-Донецкой шлюзованной системы.

Предыстория проектирования и строительства сооружения №1 на реке Дон (так в документах начала прошлого века назывался Кочетовский гидроузел) неразрывно связана с Северско-Донецкой шлюзованной системой.

В 1880—1900 годы бурный рост промышленности вызвал резкий рост объёма перевозок. Уголь и хлеб доставлялись в порты Азовского моря, лесные материалы — обратно на шахты Донбасса. А поскольку сеть железных дорог не отличалась развитостью, экономически обоснованным оказалось создание шлюзованных систем Северского Донца и Нижнего Дона. 

В начале 20 века на высочайшее рассмотрение министерство путей сообщения предоставило подробный проект шлюзования реки Дон от хутора Калач до впадения в него Северского Донца. Автором проекта выступил выдающийся ченый-гидротехник Нестор Платонович Пузыревский. Император Николай II, изучив документы, высочайше постановил: «Быть по сему».

В 1911—1914 годах было возведено шесть гидроузлов Северско-Донецкой шлюзованной системы, а в период с 1914 по 1919 год — гидроузел №1 у станицы Кочетовской. В конце ноября 1919 года, перед самым ледоставом, осуществили пробный подъем плотины. А уже весной 1920-го, после спада паводковых вод, сооружение вступило в эксплуатацию. 767 судов с 24600 тоннами груза было прошлюзовано через новоиспеченный гидроузел уже в первую навигацию.

Заметим, что при строительстве Кочетовского гидроузла активно применялся труд немецких, австрийских и венгерских военнопленных. Бывало, что их численность на объекте превышала 2300 человек. Однако после социалистической революции, в 1918-м, военнопленных сняли с работ и отправили домой.

А в стране полыхала Гражданская война. В январе Красная Армия заняла Ростов-на-Дону и Новочеркасск, а в марте полностью подавила выступление казаков в Донецкой области. Конечно, советская власть и российская экономика остро нуждалась в надежных водных путях. Но, чтобы полноценно использовать введенный в эксплуатацию гидроузел, необходимо было устранить выявленные после первой навигации скрытые дефекты. В 1928—1932 годах был построен водослив с широким порогом шириной 40 метров. Но это лишь частично сняло проблему пропуска паводковых вод.

Во время Великой отечественной войны Ростовская область находилась в немецкой оккупации. В 1942 году инженерная служба вермахта пыталась ввести гидроузел в эксплуатацию. Однако перед самым приходом немцев работники гидроузла сделали все, чтобы планы фашистов провалились. Они опустили плотину на порог, вытащили фермы Поаре из подшипников и обрубили тяговые цепи. Таким образом, восстановить гидроузел немцам не удалось.

Уже после освобождения Ростовской области от оккупантов, зимой 1943-1944 гг., силами военно-восстановительного отряда был осуществлен необходимый ремонт. Весной 1944 года судопропуски на Кочетовском гидроузле были восстановлены. 

Уже в 50—60-е годы прошлого века стало очевидно, что старый Кочетовский гидроузел нуждается в реконструкции. Дело в том, что после ввода в эксплуатацию Волго-Донского канала габариты судовых ходов были увеличены. В результате габариты Кочетовского шлюза стали серьёзной помехой для судоходства, поскольку новые суда, достигавшие в длину 130—140 метров, в шлюзовую камеру просто не помещались. 

К 1969 году шлюз был приведён в полное соответствие с габаритами других гидроузлов Волго-Донского канала. Размеры обновлённой шлюзовой камеры составили 145х17 метров. Помимо этого, в конце 60-х в комплекс сооружений гидроузла вошла возведённая на месте дополнительного отверстия трёхпролётная водосливная плотина с рыбопропускным шлюзом. Появились верхние и нижние причальные направляющие, проведена замена электромеханического оборудования шлюза и прочие работы.

Однако шло время, и к 90-м годам 20 века Кочетовский гидроузел снова морально и технически устарел. Гидростроители признали нецелесообразным еще большее расширение габаритов старой шлюзовой камеры. Вместо этого решили построить рядом со старой камерой новый современный шлюз.

Проект строительства второй нитки шлюза инженеры «Гипроречтранса» разработали ещё в 1990 году, но союзное государство распалось и работы приостановили. Проект возобновили только в 2001 году. Госконтракт №158 на строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла был подписан с ЗАО «ГТ «МорРечСтрой» 24 мая 2004 года.

Параметры второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла таковы: протяжённость вместе с подходными каналами — два километра, причально-направляющих сооружений — 1,5 километра. Габариты камеры шлюза: длина 156,6 м, ширина 18 м, высота от днища 12,4 м, глубина на пороге шлюза пять метров.

На строительстве этого сооружения одновременно работало более 500 человек и более 100 единиц тяжёлой строительной техники. В конце 2006 года завершились технологические испытания. Первый же пропуск судов через новую камеру в режиме пусконаладочных работ состоялся 1 апреля 2008 года, в день открытия навигации на Кочетовском гидроузле.

19 июня 2008 г. госкомиссия, состоящая из представителей Росморечфлота, МЧС, органов надзора, администрации Ростовской области, подписала акт приемки второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла. Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко утвердил документ.

Ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла позволил успешно "расшить" одно из узких мест на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (ЕГС). В результате были обеспечены безопасные условия судоходства в акватории Азов - Астрахань, снижены транспортные издержки российских экспортеров за счет использования полной проектной грузоподъемности судов. Новый шлюз с общими габаритами 156,6х18,1х5,5 м позволил шлюзовать современные грузовые суда водоизмещением до 8 тыс. т, а также пассажирские теплоходы, пассажировместимостъю до 400 чел. Наконец, посредством строительства второй нитки шлюза удалось увеличить пропускную способность на участке Азов - Волгоград на 7,3 млн тонн грузов.

Ввод в эксплуатацию второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла повлек за собой развитие инфраструктуры всего Волго-Донского водного пути.

Фото: официальный сайт администрации Семикаракорского района Ростовской области.

Читайте новости гражданского флота России на Флагман-ньюс

18:13