В рамках деловой программы выставки «Нева-2025» работала сессия «Автономное судоходство: настоящее и будущее российского морского транспорта». Одним из докладчиков на сессии выступил Сергей Дмитриевич АЙЗИНОВ ― директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. В своём выступлении «О возможностях применения тренажера для подготовки персонала по управлению морскими автономными надводными судами» он поделился со специалистами отрасли опытом тренажёрной подготовки по а-навигации.

― В рамках Федерального проекта «Автономное судовождение» Минтранс России и Росморречфлот поставили задачу создать систему подготовки специалистов по эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС). Но на самом деле осуществить эти планы можно будет не в скорой перспективе. В ближайшие десять лет управление автономными судами возможно только сокращенными экипажами и с управлением с берега.
Институтом дополнительного профессионального образования Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова совместно с технологическими партнерами вуза ― Институтом телекоммуникаций и ООО «Эволюция морских цифровых технологий» ― разработан тренажер для полуавтономного судна на платформе сертифицированного отечественного программного обеспечении, имеющего регистрацию Министерства цифрового развития РФ.
Тренажёр предназначен для подготовки судоводителей МАНС, операторов береговых центров дистанционного управления (ЦДУ) и систем управления движением судов (СУДС), включая отработку задач скоординированного взаимодействия. Обучение на тренажёре даёт возможность накопить опыт, провести исследования и выработать практические рекомендации в области технологий а- навигации и е-навигации.

Конфигурация тренажера по управлению МАНС (тренажера а- и е-навигации) включает мостик автономного судна N1, мостик автономного или конвенционного (то есть управляемого экипажем как обычно) судна N2, рабочее место оператора СУДС, рабочее место оператора ЦДУ, рабочее место инструктора. Навыки управления и навигации отрабатываются за рабочими местами тренажера.
Состав оборудования рабочих мест максимально приближен по составу и функционалу к рабочим местам операторов ЦДУ ФГУП «Росморпорт» в морском пассажирском порту Санкт-Петербурга, операторов СУДС «Раскат», а также моделирует состав и функционал оборудования ходового мостика полуавтономных паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», работающих на линии Усть-Луга ― Балтийск. В процессе работы на тренажёре моделируется реалистичная судовая обстановка и взаимодействие между всеми рабочими местами, интегрированными в единую локальную сеть.

Специфика тренажёра а– и е- навигации позволяет моделировать как современную, так и перспективную навигационную обстановку, основанную, в том числе на принципах цифрового обмена данными между участниками процессов, использовании МАНС, а также применении информационных систем поддержки принятия решения операторов. Система также отражает специфику меняющейся роли человеческого фактора в процессах управления современным судоходством, а также вызовы растущих рисков кибербезопасности.
Тренажер позволяет отрабатывать действия операторов МАНС с использованием системы поддержки принятия решений по расхождению судов и вопросы взаимодействия экипажных и безэкипажных судов, а также, в перспективе ― управление несколькими автономными судами одновременно. В симуляторе реализованы некоторые функции контроля и управления системами и автоматикой МАНС на основе многофункциональной автономной навигационной системы.

Е-навигация реализует принципы обмена маршрутными данными между участниками судоходства, позволяет отрабатывать взаимодействие с учетом специфики дополнительной цифровой информации, а также способы выявления ложной информации (к примеру, в случаях преднамеренных кибератак) и действий в случае ее получения.
Система тестирования и оценки функциональности систем автономного судовождения ставит навигационную задачу в соответствии с условиями плавания, навигационной и гидрометеорологической обстановкой и выдает навигационное решение.
В настоящее время «Макаровка» на основании разработанной по поручению Минтранса России концепции создания и применения буксиров-автоматов прорабатывает возможность модернизации этого тренажерного комплекса и включить в него, в частности, систему обеспечения автономной проводки и швартовки судов (СОАПШ), которая отрабатывает операции в акватории порта оперативно и с максимальной безопасностью.

В соответствии с примерными программами Росморречфлота (утверждены 19.08.22 г.), Морским учебно - тренажерным центром (УТЦ) университета разработаны 10 рабочих программ, учебно-методические комплексы подготовки, авторские лекции и презентации по нормативно-правовому регулированию и развитию технологий МАНС, проведена подготовка инструкторского состава в тренажерном центре Российского университета транспорта, а также проведено освидетельствование учебно-тренажёрного центра комиссией Российского морского регистра судоходства, на основании чего получено Свидетельство Росморречфлота о соответствии центра требованиям приказа Минтранса от 10.02.2010 г. №32.
С учетом первого года эксплуатации, тренажер МАНС ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошел существенную модернизацию. Комплекс упражнений доработан специалистами Морского УТЦ в 3 квартале 2025 года, а Институт телекоммуникаций модернизировал программное обеспечение рабочего места оператора СУДС для приведения его в полное соответствие с тем функционалом, что устанавливается в центрах СУДС СЗФО и Дальнего Востока, а также в порту Ростов- на -Дону.

Эта модернизация позволила «Макаровке» впервые в России провести обучение операторов СУДС порта Усть-Луга, в зоне действия и ответственности которой уже работают указанные паромы. Аналогичное обучение планируется и для строящегося новейшего морского автономного надводного судна, ввод в эксплуатацию которого намечен в ФГУП «Росморпорт» на конец 2025 г.
Галина ОВЕЧКИНА. Фото автора и предоставлено ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. Использованы слайды из презентации С.Д. Айзинова.
