Главная / Ретрофлот / Главные строители «Севмаша»: оборонную мощь страны ковали заключённые
logo

Главные строители «Севмаша»: оборонную мощь страны ковали заключённые

Одним из главных заводов Архангельской области, прославляющих регион не только в России, но и по всему миру, является Северное машиностроительное предприятие ─ «Севмаш». 20 декабря 2019 года предприятие отметило 80 лет со дня своего основания.

О необходимости появления этого стратегического объекта советской оборонной промышленности задумались в начале 1930-х годов. В результате успехов, достигнутых в судостроительной отрасли, страна смогла перейти и к созданию полноценного военного флота. На Севере первое морское воинское подразделение ─ «Северная военная флотилия» ─ появилось 1 июня 1933 года.

Чтобы стать полноценным флотом, флотилия должна была обзавестись «своим» судостроительным заводом. Для защиты Арктики военные корабли были нужны как никогда. Бурное развитие региона вместе с необходимостью охраны Северного морского пути требовали принять меры по усилению обороноспособности.

На месте монастыря

Проектирование судостроительных заводов в то время находилось в ведении организации «Проектверфь», которой руководил Тимофей Васильевич Софронов. Правительственная комиссия детально исследовала Никольское устье Северной Двины, где с 1419 года располагался Николо-Карельский монастырь, на момент середины 30-х годов прошлого века пустовавший. Монахов из монастырских стен выгнали еще в 1920-е годы. Место для постройки завода было выбрано именно там.

Сейчас памятник культуры XV века полностью находится на режимной территории «Севмаша». Некоторые постройки монастыря даже интегрированы заводом. В церквях размещены заводские цеха.

Приказом наркома тяжелой промышленности от 29 мая 1936 года начальником строительства завода, получившего порядковый номер 402, стал Иван Тарасович Кирилкин. В те же дни Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило проект задания. Согласно данным документа, первая очередь предприятия должна была войти в строй уже в первом квартале 1939 года. Последний же строительный винтик предполагалось закрутить в конце 1940 года.

Первостроители

Первая партия строителей прибыла на беломорское побережье 18 июня 1936 года на пароходе «Иван Каляев». Шестьдесят парней и девчонок ринулись по комсомольской путевке нести в северную глушь цивилизацию. Первое время все жили прямо на пароходе, в тех же каютах, в каких ехали на стройку. Обустроенность была не важна. Главное ─ мощь и сила Родины. Энтузиасты, число которых за год увеличилось почти до десяти тысяч человек, были готовы жить даже в палатках. Жилья, возводившегося в крайне ограниченных количествах, на всех не хватало. К концу 1937 года в поселке «Судострой», как стал называться новый населенный пункт, было построено всего лишь 193 деревянных конструкции. И это на пятнадцать с половиной тысяч человек, населявших поселок!

Несмотря на стремительный прирост населения, людей всё равно не хватало. Квалифицированные работники перестали ехать с прежней охотой, а оргнаборы должного эффекта не давали. В связи с «истощением местных людских ресурсов», как писал начальник строительства Иван Кирилкин, «поставлена под сомнение возможность завершения строительства города и района в точно установленные сроки».

«Ежовые рукавицы»

Помочь вызвалось НКВД. Своими «ежовыми рукавицами» оно взяло возведение будущего гиганта судостроительной промышленности под своё крыло. Конец 1930-х годов был пиком могущества тюремной ГУЛАГовской системы, при которой людей без суда и следствия отправляли в места не столь отдаленные. Их еще и гнали бесплатно строить народно-хозяйственные объекты.

Завод №402 перешел в ведение НКВД в марте 1938 года. Ежовский аппарат организовал здесь своё строительство №203 с непременным исправительно-трудовым лагерем, который получил наименование «Ягринлаг» в честь острова Ягры. Возле острова судостроительный завод как раз и начал возводиться. Уже к июлю 1938 года количество обитателей лагеря достигло 8289 человек, а к 1 января 1941 года ─ рекордного уровня в 31116 человек.

К осени 1941 года всё строительство на заводе №402 было полностью прекращено ─ переключились на выполнение срочного заказа правительства. Возникла необходимость оборудования в Молотовске собственного участка Архангельского порта, предназначенного для приёма караванов союзников и отправке экспортного сырья. Главным для порта стало сооружение глубоководных причалов. К началу ноября 1942 года в порту был построен новый причальный фронт протяженностью в 415 метров. Причалы, подготовленные для приема океанских кораблей, оборудовали 3-4 линиями железнодорожных путей. Для приема как можно большего по объему транспорта у берегов были проведены дноуглубительные работы.
Заключенные выпустили и первую продукцию завода №402. Всё началось с выпуска корпусов снарядов и фугасных бомб, автоцистерн, морских тралов и даже солдатских котелков.

«Охотники» и «Ленинец»

Не забыли и о прямом предназначении предприятия. 14 августа 1941 года, в соответствии с постановлением государственного Комитета обороны, заводу была поставлена задача наладить выпуск шестнадцати Больших Морских охотников за подводными лодками проекта 122-а, спроектированного Центральным Конструкторским Бюро города Горького. В сентябре прошла закладка первых четырех кораблей. «Охотники» стали первыми образцами надводной военной техники, полностью изготовленными на заводе. Корабли сдали флоту в 1944 году. Начался выпуск и подводной техники. Правда, первая субмарина, «Л-22», была в Молотовске лишь достроена. Закладка лодки прошла еще в декабре 1938 года в Ленинграде. К началу войны ее до конца достроить не успели. Чтобы лодка, получившая по типу наименование «Ленинец», скорей вошла в состав Военно-Морского Флота, «Л-22» решили в сентябре 1941 года из прифронтового города на Неве вывести.

После окончательной достройки на заводе №402 минный заградитель «Ленинец» 28 августа 1942 года вошел в состав Северного флота. И вошел вполне успешно. Во время Великой Отечественной войны лодка совершила 12 боевых походов общей продолжительностью в 118 суток. Произвела три торпедных атаки с выпуском сразу 20 торпед. Одна из торпед повредила немецкий транспорт «Рюдерсхаймер». Точным попаданием русских подводников в корму с вражеского судна напрочь снесло руль. Следующей крупной жертвой «Ленинца» стало госпитальное судно «Бирка» грузоподъемностью в 1000 брутто-тонн. Подорвавшись на минах, установленных нашим тральщиком, оно моментально пошло ко дну, унеся за собой 105 эвакуировавшихся в тыл солдат вермахта.

За успешную деятельность «Ленинца» в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками корабль в июле 1945 года был награжден Орденом Красной Звезды.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из открытых источников.
На фото:
1. Пароход «Иван Каляев», на котором прибыли первостроители будущего гиганта оборонной промышленности.
2. Иван Тарасович Кирилкин – первый директор «Севмаша».

Справка

Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года – день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Заводу был присвоен номер 402.

Созданный для постройки крупных кораблей – линкоров и крейсеров – завод в годы войны приступил к строительству больших морских охотников, эсминцев, дизельных подводных лодок, паромов, лихтеров, плавбаз и плавмастерских, также обеспечивал боеспособность кораблей Северного флота и ремонт судов, доставлявших Северным морским путем грузы союзников. До 1945 года отремонтировано 139 кораблей и судов, осваивались и выпускались новые виды военной техники.

В первые послевоенные годы завод № 402 оставался основной базой на Севере страны по ремонту кораблей ВМФ, участвовал в реализации программы «Десятилетний план военного кораблестроения на 1946-1955 годы». В начале 1950-х закончилось строительство первой очереди завода. К середине 1950-х на северодвинской верфи сданы флоту 46 кораблей, в том числе 2 крейсера, и более 30 различных судов гражданского назначения (без учета достройки и капитального ремонта). В эти же годы завод приступил к постройке дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 611 и его модификаций. По проекту В611 создан первый отечественный подводный ракетоносец. В сентябре 1955 года корабль прошел испытания и успешно провел стрельбы. Всего на Севмаше до 1962 года построено 33 ДЭПЛ.

24 сентября 1955 года состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.

Атомные субмарины второго поколения проекта 667А создавались в ответ на строительство в США в начале 1960-х годов АПЛ типа «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Головной корабль был передан флоту в 1967 году. За пять лет в строй введены 24 атомных ракетоносца. Паритет с США по морской составляющей ядерных сил был достигнут. В 1972-1974 годах в Северодвинске построено 10 АПЛ проекта 667Б с 12 межконтинентальными баллистическими ракетами. АПЛ проекта 667БД имели на вооружении 16 ракет. В 1976 году в состав флота начали поступать подводные ракетоносцы проекта 667БДР, а в 1984-ом 667БДРМ, вооруженные 16 морскими ракетами с разделяющимися головными частями.

В 1969 году на Севмаше была построена первая в мире титановая АПЛ проекта 661. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узлов.

В середине 70-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности Севмаша были удвоены. В 1980 году построена первая АПЛ третьего поколения проекта 949, вооруженная 24 противокорабельными крылатыми ракетами. Год спустя вошел в строй головной подводный ракетоносец проекта 941 (сейчас крейсер «Дмитрий Донской») с ракетным комплексом «Тайфун». Эта АПЛ занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая большая атомная подлодка в мире. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения. В 80-90-х годах построена серия многоцелевых АПЛ проекта 971.

Всего Севмаш сдал Военно-Морскому Флоту 132 атомных подводных лодок. Труд коллектива получил достойную оценку: среди корабелов 16 Героев Социалистического Труда, 1 Герой РФ, большая группа работников удостоена высоких наград.

Перечень кораблей, построенных на Севмаше.*

1.Надводные корабли.
1. Большие охотники проекта 122А – 23 единицы (1944 – 1947 гг.)
2. Эскадренные миноносцы проектов 30, 30К и 30бис – 20 эсминцев (1947 – 1953 гг.)
3. Легкие крейсеры проекта 68бис – 2 крейсера (1954 –
1955 гг.)
Всего 45 надводных кораблей.

2.Подводные лодки.
1. Дизель-электрические подводные лодки проекта 611 и АВ611 – 17 ДЭПЛ (1956 – 1958 гг.)
2. Дизель-электрические подводные лодки проекта 629 и 629Б – 16 ДЭПЛ (1959 – 1962 гг.)
3. Дизель-электрические подводные лодки проекта 636 – 2 ДЭПЛ (на экспорт 2005г.)
Всего на заводе построено 35 ДЭПЛ.

3.Атомные подводные лодки первого поколения.
1. АПЛ проектов 627 и 627А – 13 АПЛ (1958 – 1964 гг.)
2. АПЛ проекта 658 – 8 АПЛ (1960 – 1962 гг.)
3. АПЛ проекта 645 –1 АПЛ (1963 г.)
4. АПЛ проекта 675 – 16 АПЛ (1963 – 1966 гг.)
Всего построено 38 АПЛ первого поколения.

4.Атомные подводные лодки второго поколения.
1. АПЛ проектов 667А и 667АУ – 24 АПЛ (1967 – 1972 гг.)
2. АПЛ проекта 661 – 1 АПЛ (1969 г.)
3. АПЛ проекта 667Б – 10 АПЛ (1972 – 1974 гг.)
4. АПЛ проекта 667БД – 4 АПЛ (1975 г.)
5. АПЛ проекта 667БДР – 14 АПЛ (1976 – 1982 гг.)
6. АПЛ проекта 705К – 3 АПЛ (1977 – 1981 гг.)
7. АПЛ проекта 667БДРМ – 7 АПЛ (1984 – 1990 гг.)
Всего построено 63 АПЛ второго поколения.

5.Атомные подводные лодки третьего поколения.
1. АПЛ проектов 949 и 949А – 13 АПЛ (1980 – 1996 гг.)
2. АПЛ проекта 941 – 6 АПЛ (1981 – 1989 гг.)
3. АПЛ проекта 685 – 1 АПЛ (1983 г.)
4. АПЛ проекта 971 – 7 АПЛ (1988 – 2001 гг.)
Всего построено 27 АПЛ третьего поколения.
6.Атомные подводные лодки четвертого поколения.
2012-2014 гг. флоту были переданы 3 АПК проекта «Борей» и 1 АПЛ проекта «Ясень».
Всего построено 4 АПЛ четвертого поколения.
Итого: 40 ДЭПЛ и 132 АПЛ.
*Все сведения, использованные в исторической справке, взяты из материалов открытой печати.

Приказы по переименованию предприятия
1.Приказом народного комиссара оборонной промышленности СССР № 449 от 2 декабря 1938 года организовано Управление директора строящегося завода № 402.
2.Приказом министра судостроительной промышленности СССР №0353 от 9 сентября 1959 года завод №402 преобразован в Северное машиностроительное предприятие.
3.Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0298 от 26июля 1985 года Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
4.Приказом Министерства экономики РФ №245 от 23 июня 1998 года Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ГУП «ПО «Севмашпредприятие»).
5.Приказом Российского агентства по судостроению № 35 от 21 февраля 2001 года ГУП «ПО «Севмашпредприятие» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ФГУП «ПО «Севмаш»).
6. Указом президента РФ №394 от 21 марта 2007 года и распоряжением Территориального управления имуществом по Архангельской области №457-р от 27 марта 2008 года ФГУП "ПО "Севмаш" реорганизовано путём преобразования в Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (ОАО "ПО "Севмаш").
7. 29 сентября 2015 года внеочередным общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш», утверждена новая редакция устава общества, 13 октября 2015 года устав зарегистрирован в МИФНС №9 по Архангельской области и НАО. В соответствии с новой редакцией устава полное фирменное наименование общества является акционерное общество «Производственное Объединение «Северное машиностроительное предприятие», сокращенное фирменное наименование – АО «ПО «Севмаш».

 

Сегодня АО «ПО «Севмаш» – единственная верфь России, осуществляющая весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками.

В 2012-2014 гг. флоту были переданы 4 корабля нового поколения: атомные подводные крейсеры проекта «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», головная многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень».  АО «ПО «Севмаш» обеспечивает сервисное обслуживание кораблей

В настоящее время ведется строительство кораблей по проектам «Борей-А» и «Ясень-М».

С 1990-х гг. для российских и зарубежных компаний строились гражданские суда различного класса, морские платформы, энергоблоки, в том числе крупнейшая в России морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» (с 2013 г. ведёт добычу нефти в Печорском море).

В 2013 г. Министерству обороны Республики Индия был передан авианосец проекта 11430 (переоборудованный российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). Реализация этого контракта не имеет аналогов в мировой практике военно-технического сотрудничества. Опыт ремонта крупного надводного корабля сегодня применяется при проведении работ на тяжелом атомном ракетном крейсере проекта 11442М по заказу Минобороны России.

По материалам пресс-службы ПО «Севмаш»

10:00