Главная / Ретрофлот / «Алмаз» российского флота
logo

«Алмаз» российского флота

Крейсер «Алмаз» - незаслуженно забытый корабль русского флота. Несмотря на кажущуюся слабость боевых возможностей, он активно участвовал в трех войнах. Выжил при Цусимском сражении и прорвался во Владивосток, а после модернизации в 1914 году служил в составе Черноморского флота в Первой мировой войне.

Проект «драгоценного» крейсера

Изначально Морской технический комитет планировал строительство полноценного крейсера второго ранга, но в скором времени выяснилось, что необходимая документация отсутствует. Однако Балтийский завод уже начал подготовку к строительству, поэтому боевой корабль решили замаскировать под «посыльное судно для Тихого океана».

28 июля 1899 года начальник Главного морского штаба, временно управляющий Морским министерством вице-адмирал Федор Карлович Авелан отправил запрос начальнику Балтийского завода Ксаверию Ксаверьевичу Ратнику по поводу предварительных соображений построения данного судна. Надо отметить, что класс посыльных судов в Российском императорском флоте появится лишь в 1906 году, поэтому крейсер фактически превратился в вооруженную яхту, принадлежащую вице-адмиралу Евгению Ивановичу Алексееву для представительских целей.

Вице-адмирал Е.И. Алексеев.

Проектирование «Алмаза» поручили недавнему выпускнику Николаевской морской академии Ивану Григорьевичу Бубнову. Будущий крейсер должен был обеспечивать повышенную комфортность проживания. При этом бронировать корабль планов не было, скорость не превышала 20 узлов, а вооружение было представлено малым количеством 75-милиметровых орудий.

В целом, проект представлял собой 2 500-тонное судно с клиперским форштевнем, седловатой палубой, легким рангоутом, котлами системы «Бельвилль» и двумя паровыми машинами, работавшими на два вала. В просторной рубке кормовой части находились личные и рабочие помещения Е.И. Алексеева. В корме нашел свое место штаб крейсера, для этого комсостав корабля переместили на полубак к матросам.

Проведя тщательный анализ проекта, Морской технический комитет высказал целый ряд замечаний. Прежде всего, членов комитета не устраивала повышенная парусность корпуса, высокое расположение главных машин и размещение их в одном отсеке. Это было первое предложение разнести машины по длине судна в практике российского флота. Все замечания, приведенные членами МТК, принялись во внимание.

И даже после ряда переработок у членов комитета оставались сомнения в достаточной остойчивости корпуса. Проект одобрили 9 января 1901 года и представили Е.И. Алексееву. Будущий хозяин пожелал уменьшить подзор кормы и оснастить судно радиостанцией. Почти все просьбы Е.И. Алексеева приняли во внимание, за исключением возвращения кораблю его первоначального вооружения из шести 75-мм орудий.

Строительство корабля

16 апреля 1901 года корабль был зачислен во флотские списки, где он значился как крейсер II ранга «Алмаз».

Правда, само строительство стартовало лишь год спустя, 23 апреля 1902 года. Официальная церемония закладки киля, на которой присутствовал император, состоялась 12 сентября. И даже на этом этапе проект постоянно дорабатывался. Так, решено было паровую рулевую машину сместить на жилую палубу, увеличить высоту трубки. Корабль оснастили электрическим машинным телеграфом, а вместо рельсовых снарядных беседок установили трехпатронные кранцы. 

Три динамомашины с паровым приводом отвечали за выработку электроэнергии на крейсере. Поскольку располагались они в одном отсеке, перегрузка корабля превысила 30 тонн.  

Вооружение крейсера составили четыре 75-мм орудия и столько же орудий 47-мм. Любопытно, что на момент строительства крейсера 47-мм пушки использовались исключительно для салютов. Правда, время спустя вооружение «Алмаза» было усилено.

На отделке салонов корабля после смерти экономного Павла Петровича Тыртова решили не экономить. Новый глава Морского министерства Ф.К. Авелан одобрил использование красного дерева и ореха для отделки личных помещений Е.И. Алексеева. В его покоях появилась мебель, украшенная разноцветной тисненной кожей и гобеленами, а на полу уютно устроились недешевые ковры.

20 мая 1903 года «Алмаз» коснулся водной глади, погрузка на корабль главных механизмов состоялась 23 июня.

Наконец, после успешно выдержанных заводских и ходовых испытаний крейсер отправился в первый поход. Заметим, что большие начальники спешили до холодов отправить корабль на просторы Тихого океана. Случилось это 9 декабря 1903 года. В экипаж «Алмаза» вошли 12 офицеров, полсотни человек среднего комсостава и 224 матроса.

Боевое крещение «Алмаза»

16 декабря 1903 года «Алмаз» покинул порт в Либаве и взял курс на Тихий океан. Впереди был переход через Киль, Кильский канал. Однако сильный шквалистый ветер постоянно испытывал корабль на прочность, да еще и досадная оплошность лоцмана привела к тому, что крейсер задел стенку входа в шлюзовую камеру и погнул лопасти правого винта. А в Бискайском заливе крейсер попал в сильный шторм…

Стало ясно, что без внепланового ремонта не обойтись. И он состоялся в испанском Ферроле и в Алжире ─ там корабль прошел докование. Когда осушили док, экипаж крейсера испытал нешуточный шок. Дело в том, что на руле корабля отсутствовала вся его нижняя половина.

Командир корабля, капитан 2 ранга Иван Иванович Чагин отнес потерю руля на счет шторма в Ревеле, куда крейсер попал еще на этапе испытаний. Но делать нечего ─ без ремонта руля и винтов двигаться дальше было невозможно. «Починка» корабля завершилась 2 февраля 1904 года ─ в аккурат к началу Русско-японской войны. А это значит, что посылать корабль в Тихий океан было бессмысленным. И вот, загрузив на борт топливо, крейсер взял курс на Балтику через Шербур.

…18 мая 1904 года стартовали работы по дооснащению «Алмаза» с целью роста боеспособности корабля. К тому моменту судно уже вошло в состав второй Тихоокеанской эскадры. В результате в составе вооружения появились дополнительные четыре 47-мм пушки Гочкиса и два пулемета.

1 июля «Алмаз» проследовал мимо Кронштадта, взяв курс на Ревель, куда собиралась группа наспех собранных для боевых действий кораблей. Второго октября 1904 года крейсер в составе второй Тихоокеанской эскадры отбыл на Дальний Восток. Седьмого октября эскадру разделили на шесть отрядов, «Алмазу» досталось разведывательное подразделение.

Вместе с остальными кораблями крейсер принял участие в «Гулльском инциденте», когда под огонь попали рыболовные суда. Оставив за кормой Европу, эскадра встала на якорь в Танжере, после чего «Алмаз» в составе группы крейсеров и старых броненосцев взял курс на Тихий океан через Средиземное море. Вторая часть эскадры по непонятным причинам пошли «в обход» вокруг Африки.

24 декабря пал Порт-Артур, но эскадра не спешила обратно в Россию. Ей предстояло «прорваться» во Владивосток через военно-морские базы Японии.

14 мая 1905 года началось страшное сражение для российского флота. «Алмазу» в составе группы кораблей предстояло охранять четыре транспортных судна, следовавших за эскадрой. В полдень «Алмаз» первым открыл огонь по японскому крейсеру «Идзуми», со стороны которого последовал ответный удар. Снаряды снесли бизань - мачту, уничтожили вельбот, повредили вторую трубу и вывели из строя руль. Крейсеру чудом удалось выйти из-под обстрела.

На соседних судах начались волнения. Ночью командующий крейсерским отрядом Оскар Адольфович Энквист повернул свои корабли на юг и отплыл в Манилу. Остальному флоту предстояли ночные атаки японских миноносцев. «Алмаз» не смог последовать за отплывшими кораблями из-за малой скорости…

Штурман "Алмаза" лейтенант Н.М. Григоров.

Всю ночь японские миноносцы добивали и топили русские корабли. Остатки флота капитулировали на следующий день, но «Алмаза» в их числе не обнаружили.

Ночью офицерский совет принял решение прорваться к Владивостоку у японского берега. Идея родилась у штурмана Николая Митрофановича Григорова. Потушив огни, крейсер на максимальной скорости двинулся во Владивосток. Преодолев за первую ночь самую опасную часть маршрута, днем «Алмаз» плыл по открытому морю.

А уже 16 мая единственный крупный корабль второй Тихоокеанской эскадры прибыл во Владивосток. Во время боя крейсер не жалея огня палил по противнику. Но и «Алмазу» сильно досталось ─ корабль принял на себя 29 снарядов, причинивших повреждения и убивших офицера и четырех матросов. Еще 11 матросов получили ранения. Экипаж проявил мужество и доблесть во время прорыва во Владивосток, за что позднее получил заслуженные награды.

Межвоенный период

6 июня 1905 года командование крейсера принял капитан второго ранга Алексей Петрович Угрюмов. После заключения мира с Японией крейсер, усиливший вооружение, готовился к переходу на Балтику. 4 ноября «Алмаз» отправился в Кронштадт. В Сайгоне остатки русского флота на Тихом океане объединились для совместного перехода. В середине февраля 1906 года крейсер возвратился в Либаву.

5 мая 1906 года «Алмаз» переквалифицировали в посыльное судно, новый класс кораблей Российского императорского флота. Крейсер стал флагманом Практической эскадры и ходил под флагом Александра Михайловича. Однако волнения со стороны команды корабля в период революционных событий 1905-1906 года привели к отставке Великого князя.

С июня по сентябрь 1907 года «Алмаз» совершил плавание к Мурману под командованием капитана второго ранга Александра Григорьевича Бутакова. В результате похода были собраны важные сведения для строительства нового порта на Кольском полуострове, но воспользовались ими с началом войны и основанием Мурманска. 7 октября 1908 года крейсер превратили в яхту, используя для сопровождения императорской яхты «Штандарт». 18 марта 1911 года «Алмаз» перевели на Черноморский флот для замены исключенной штабной яхты «Эриклик».

В августе 1912 года крейсер прибыл сначала в Ялту, затем в Севастополь, где использовался как флагманское судно начальника Минной дивизии, командующего флотом. В тот же год «Алмаз» удостоился чести, ведь на его борт взошел сам император.

После косметического ремонта корабль вошел в тройное подчинение: командующего флотом, морского министра и флаг-капитана императора контр-адмирала Константина Дмитриевича Нилова, поскольку относился к «Отряду судов императорской охраны». В феврале 1913 года обновленный крейсер участвовал в мероприятиях, посвященный 300-летию Дома Романовых. В начале 1914 года командующий флотом вице-адмирал Андрей Августович Эбергард предложил оснастить «Алмаз» и крейсер «Память Меркурия» гидропланами, но к работам решили приступить только после успешных испытаний.

Первая мировая война и революционный пожар

5 ноября 1914 года корабль в качестве разведывательного судна участвовал в сражении у мыса Сарыч. 9 ноября 1914 года командующий флотом дал распоряжение «о приспособлении яхты «Алмаз» для приема на борт гидроаэропланов и установки их по походному порядку». Таким образом, крейсер стал одним из первых русских авианесущих кораблей.

В годы войны «Алмаз» принимал участие во многих операциях Черноморского флота. 18 ноября 1914 года сигнальщики крейсера обнаружили линейный крейсер «Гебен». И хотя «Алмаз» шел впереди эскадры, решил вернуться для передачи информации командованию. Результатом стал бой у мыса Сарыч, который закончился повреждением германо-турецкого линейного крейсера и снижением его активности на Черном море. В 1915 году в период бомбардировки Зонгулдака в «Алмаз» попал турецкий снаряд с береговой батареи. В районе ватерлинии образовалась пробоина. В результате корабль отправился на ремонт в Батум, по пути потопив турецкое судно. За годы войны «Алмазу» удалось отправить на дно шесть турецких кораблей.

Заметим, что в основном «Алмаз» использовали как гидроавтотранспорт в период войны. Летающие лодки с него проводили разведку и бомбили укрепления Босфора и вели противолодочную разведку. С 18 октября 1916 года по приказу нового командующего флотом Александра Васильевича Колчака гидроавиатранспорт временно поместили в дивизию гидрокрейсеров – первое в мире авианосное соединение, частью которого стал «Алмаз». С 16 ноября корабль наконец причислили к посыльным судам, после двух лет участия в боях и походах в статусе яхты. Вот только времени для боев и походов почти не осталось, в скором времени страну охватил революционный пожар.

…В России происходил стремительный развал армии и флота. Однако вести о февральской революции застали крейсер в Новороссийске. Командование планировало экспедицию в Босфор, назначенную на 1916 год. В Одессе готовилась огромная транспортная флотилия, в число которой входил и «Алмаз». Крейсер оставался там до октябрьского переворота 1917 года. Уют и роскошь помещений корабля привлекли внимание как одесского Совета матросских депутатов, так и революционного трибунала. Таким образом, крейсер превратился в место для заседаний.

О самом участии «Алмаза» в революционных событиях в Новороссийске и Одессе 1917-1918 гг. существует масса толков и домыслов. С одной стороны, в документах и свидетельствах нет ни единого упоминания о том, что на гидрокрейсере происходили приписываемые красным зверства. С другой стороны, в Одессе осталась память о корабле, матросы которого участвовали в «углублении революции», а судно превратилось в «большевистский застенок». К тому же, одесская переделка революционной частушки «Яблочко» свидетельствует об этом: «Эх Яблочко, куда котишься, на «Алмаз» попадешь, не воротишься».

В 1918 году крейсер отправился на ремонт у стенки Морского завода в Севастополе, где его захватили немцы. С мая по ноябрь «Алмаз» находился в немецкой власти, после чего попал в руки высадившихся в Севастополе союзников-войскам Антанты. Крейсер угнали в Константинополь, где использовали как плавбазу. Осенью 1919 года Вооруженные силы Юга России возвратили «Алмаз», после чего крейсер вступил в состав Морских сил.

Служба в составе Морских Сил ВСЮР не отличалась изобилием красок для «Алмаза». В 1919 году корабли флота не использовались. После поражения белых и Новороссийской катастрофы корабли «грустили» в базах, поскольку после потери Донбасса для них не осталось ни угля, ни достаточных экипажей. Частичное возрождение флота началось летом 1920 года, когда Морские силы ВСЮР выполняли операции у побережья Сочи и в Азовском море. Состояние техники и недобор экипажа не позволяли задействовать «Алмаз» в операциях до осени 1920 года. 

Летом 1920 года командирование кораблем принял капитан 2 ранга В.А. Григорков, при нем «Алмаз» вернул звание крейсера, хотя и вспомогательного. Осенью совместно с другими суднами в суровых погодных условиях корабль осуществил эвакуацию казачьего отряда генерала Фостикова из Грузии. В районе Сочи береговая батарей красных открыла огонь по крейсеру. Корабль не пострадал, но и ответный огонь не открыл, потому что батарея находилась за пределами дальности стрельбы орудий «Алмаза». Генерал Фостиков до последнего отказывался применять силу против грузинской артиллерии. Когда корабли подошли к берегу и высадили десант, то дали несколько предупредительных очередей из пулемета. Ответная стрельба грузинской батареи по месту посадки оказалась безрезультатной, поэтому эвакуация завершилась успешно. Эта операция стала заключительной для «Алмаза».

Участник «Русской эскадры»

12 ноября 1920 года после получения приказа об эвакуации Владимир Александрович Григорков высадил на берег людей, желавших остаться в Крыму, а также принял на борт членов семей экипажа.

14 ноября в 10 утра эскадра из 150 единиц направилась в сторону Константинополя. На подходе к Босфору на «Алмазе» отказала одна машина, поэтому входить пришлось на буксире из-за сильного течения. В итоге, крейсер встал на рейде Мода под французским флагом. Экипаж за исключением командира, двух офицеров и пяти матросов перевели на французский транспорт. Ситуация оставалась неизменной до прибытия генерала Врангеля на крейсере «Генерал Корнилов» 21 ноября. Члены экипажа возвратились на «Алмаз», а с помощью плавмастерской «Кронштадт» провели ремонт машин крейсера.

10 декабря русские корабли отправились в свое последнее плавание под флагом контр-адмирала Павла Павловича Остелецкого в Бизерту. Преодолев сильный шторм в Эгейском море, корабли Русской эскадры прибыли в пункт назначения 26 декабря. «Алмаз» встал на якорь на рейде. На следующий день крейсер перевели по каналу в военно-морскую базу Сиди-Абдалла в Бизертском озере. В октябре 1921 года численность экипажа сократили до 200 человек. С 1922 года французы запретили использование дока базы для очистки и окраски корпуса. Экипаж сократился до своего минимума, не позволявшего как поддерживать его техническое состояние, так и содержать корабль в порядке.

28 октября 1924 года было объявлено о признании Францией СССР и ликвидации Русской эскадры. На следующий день корабли навсегда спустили Андреевские флаги. Из-за ветхости «Алмаз» продали французам на слом. Последний командир крейсера, старший лейтенант Александр Антонович Элленбоген сделал последнюю запись в судовом журнале и с остатками команды спустился на берег.

Забытый всеми «Алмаз» долгое время печально ржавел в Бизертском озере, пока в 1934 году его не разобрали на металл. Таким образом закончилась служба крейсера, посыльного судна, яхты, авиатранспорта «Алмаза».

Подготовила Анастасия АРХИПОВА. Использованы книги Зуева Г.И., Кузнецова В.А. Крейсер II ранга «Алмаз» и Чегодаева-Саконского А.П. На «Алмазе» (от Либавы через Цусиму — во Владивосток).

21:32