Главная / Ретрофлот / Бриг «Меркурий»: доблесть и честь
logo

Бриг «Меркурий»: доблесть и честь

Бриг «Меркурий» вошел в историю благодаря победе над двумя линейными кораблями противника в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг., за что и был награжден кормовым Георгиевским флагом.

Его заслуги были настолько велики, что Николай I издал указ, в соответствии с которым в состав российского военно-морского флота всегда должен входить военный корабль, названный в честь брига «Меркурий», «…дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» никогда во флоте не исчезла, а, переходя из рода в род на вечные времена, служила примером потомству».

Рождение брига

Бриг был заложен на Севастопольской верфи 9 февраля 1819 года. Постройкой двадцатипушечного корабля из крупного крымского дуба руководил мастер Иван Яковлевич Осминин. Работы продолжались чуть больше года: судно оснащалось парусным вооружением, 14-ю большими веслами (по семь с каждой стороны), диагональными креплениями, которые значительно увеличивали прочность корабельного корпуса.

На бриге возвышались две мачты ─ фок и грот, на каждой из которых установили по четыре рея с четырьмя прямыми парусами. Для улучшения маневренности на грот-матче возвели парус неправильной трапеции, позволявший судну плыть при поперечном и встречном ветре.  «Меркурий» был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми гладкоствольными орудиями, расположенными на верхней палубе и двумя переносными трехфунтовыми пушками, незаменимыми в боевых сражениях.

Бриг назвали в честь катера «Меркурий», который в период Русско-шведской войны 1788─1790 годов атаковал и захватил в плен шведский тендер «Снапоп», а менее чем через месяц пленил фрегат «Венус». Преемнику катера предстояло совершить не менее значительный подвиг. На носу корабля расположилась поясная фигура бога Меркурия. Правда, на первых кораблестроительных чертежах Меркурий изображался в полный рост.

Отличительная особенность строящегося брига заключалась в меньшей глубине погружения в воду и оснащенности веслами. На этом судне при постройке применили новейшую по тем временам систему набора по методу Сепингса, которая увеличивала прочность корабля, уменьшала спусковой перелом и раскачку элементов. «Меркурий» обладал способностью противостоять внешним силам и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия. Корабль хорошо держал высокую волну, но в штиль грузнел.

Наконец, 19 мая 1820 года бриг был спущен на воду, примерно в то же время стал частью состава 32-го флотского экипажа. Первоначально судно предназначалось для патрулирования, охраны и разведки побережья Кавказа. Однако не всегда все шло по плану. Начиная с 1820 года экипаж «Меркурия» занимался боевой подготовкой и выполнял отдельные приказы командования. После семилетнего плавания бриг получил новое указание: крейсировать у берегов Абхазии и противостоять судам контрабандистов.

Подвиг русского брига

Русско-турецкая война 1828─1829 гг. внесла свои коррективы в службу брига. С начала боевых действий «Меркурий» принимал участие во взятии крепостей Анапа, Варна, Инада, Бургас и Сизополь под руководством Черноморского флота. 24 июля 1828 года бриг совместно с пароходом «Метеор» плыл из Варны в Одессу, сопровождая фрегат «Флора», на борту которого находился Николай I.

26 мая 1829 года бриги «Меркурий» и «Орфей» и фрегат «Штандарт» бороздили воды у выхода из пролива Босфор. Отрядом руководил капитан-лейтенант П. Я. Сахновский.  В ходе маневра к Босфорскому проливу командой кораблей была замечена турецкая эскадра. «Меркурием» командовал капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский. Именно бригу, как самому тихоходному судну, приказали лечь в дрейф, в то время как два других корабля отправились на разведку, чтобы определить силы противника.

«Штандарт» и «Орфей» вернулись обратно. Принимать бой с превосходящими силами турецких кораблей казалось бессмысленным, поэтому Сахновский направил корабли к Севастополю. Еще до получения приказа Казарский отдал приказ о снятии с дрейфа и поднятии парусов, чтобы бриг двигался с максимальной для него скоростью. Турецкие корабли, заметив троицу русских кораблей, отправились за ней по пятам. «Меркурий» не отличался быстрой скоростью, однако команда приложила все усилия, чтобы ускориться и скрыться из виду противника. Экипаж брига поднял все паруса, пустил в ход весла, но это не помогло, поскольку в скором времени корабль настигли два турецких корабля «Реал-бей» и «Селимие». Остальная часть эскадры легла в дрейф, предоставив двум линейным кораблям возможность атаковать и расправиться с одним бригом.

Более трех часов турецкие корабли преследовали «Меркурия», наконец они настигли его и приблизились к бригу на расстоянии пушечного залпа и открыли огонь так, что скоро ядра противника попали в такелаж и паруса русского судна. Команда «Меркурия» времени зря не теряла и после первых залпов противника провела военный совет.

И. К. Айвазовский "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями".

Следуя традициям, экипаж выслушал мнение каждого. Сначала свое мнение выразил самый младший по званию поручик корпуса флотских штурманов Прокофьев И. П. Он искренне верил, что бриг не должен достаться врагу ни при каких обстоятельствах, поэтому призывал принять бой. В конце совещания команда приняла решение драться до последнего, а чтобы корабль не отошел противнику, они придумали следующий план: последний оставшийся в живых взорвет бриг, поэтому на шпиль перед входом в пороховой склад положили заряженный пистолет.

После военного совета Казарский обратился к своей команде с воодушевляющей речью, призывая с гордостью и отвагой отстаивать честь Андреевского флага. Сплоченность, любовь к отчизне и твердое убеждение в правильности своих действий сподвигли русских моряков предпочесть смерть плену и капитуляции.

Вся команда принялась готовиться к предстоящему бою: канониры заняли позиции у своих орудий, моряки приступили к регулировке движения корабля, а чтобы никто не отлынивал от работы в порыве трусости или паники был выбран часовой, готовый выстрелить в тех, кто захотел бы спустить флаг. Ял сбросили в воду, из трехфунтовых пушек открыли ответный огонь по противнику. Чтобы не отвлекать матросов от гребли веслами, выстрелы выполняли Казарский и его офицеры. Капитан-лейтенант понимал, что «Меркурий» хорошо держал волну, но во время штиля был совершенно неповоротлив, поэтому он положился на мастерство канониров.

Главная часть сражения началась при попытке «Селимие» обойти «Меркурий» с правого борта. Турецкое судно дало залп орудиями левого порта, однако «Меркурий» увернулся и ответил залпом орудиями правого борта. Бриг удачно маневрировал под огнем противника. Но несмотря на это, российское судно все равно оказалось между двумя турецкими кораблями. «Селимие» и «Реал-бей» обрушивали на маленький, но стойкий бриг град огненных ядер. Из-за обстрела на «Меркурии» три раза вспыхивали пожары, однако члены команды молниеносно их тушили. Моряки «Селимие» призывали российских моряков сдаться, но в ответ им доносилось торжественное «Ура» в виде залпов орудий.

Канониры «Меркурия» направили силы на повреждение такелажа и мачт кораблей неприятеля, чтобы избежать преследования турецких моряков. В скором времени 24-фунтовые ядра брига смогли перебить ватер-штанг и повредили грот-брам-стеньгу «Селимие», вскоре поломался и гротовый рангоут. Столь меткий выстрел вынудил турецкий корабль лечь на дрейф и выйти из боя после решающего залпа по бригу. 

«Реал-бей» не собирался сдавать позиции и продолжил преследовать «Меркурий». Он нападал на бриг продольными залпами. После ответного огня бриг перебил левый нок фюр-марса-рея неприятеля, который при падении потянул за собой дополнительный парус ─ лисель. В итоге «Реал-бей» получил множество повреждений, нанесенных бригом, и был не в состоянии преследовать «Меркурий». Турецкому кораблю оставался один выход ─ лечь на дрейф, так он и поступил.

После военного конфликта команды кораблей «Орфей» и «Штандарт» спустили флаги, полагая захват брига турецкими моряками. В то время как маленький да удаленький «Меркурий», победивший в бою корабли противника, отплыл в сторону Сизополя, чтобы примкнуть к основным силам Черноморского флота.

В результате сражения на «Меркурии» погибло четыре человека, шестеро получили ранения. Большие потери понес сам корабль: 22 пробоины в корпусе, 133 ─ в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 ─ в такелаже, гребные суда на рострах были разбиты, карронада повреждена. Однако потери на «Селимие» и «Реал-бее» были значительнее, но их точное количество до сих пор неизвестно.

Те, кто узнавал о победе небольшого брига над двумя мощными турецкими кораблями, с трудом верили в правдивость этого события. Надо отметить, что один из штурманов противоположной стороны оценил храбрость российских моряков.

Служба после подвига

Из-за сильнейших повреждений «Меркурий» не смог участвовать в военных походах 1830─1831 гг. Известно, что с 1832 по 1836 год судно пребывало на капитальном ремонте в севастопольском адмиралтействе.

В кампаниях 1837─1839 гг. бриг участвовал в высадках десантов на кавказском побережье, а в период с 1840 по 1843 год ─ крейсировал у берегов Кавказа.

В 1851─1852 годах «Меркурий» был задействован в практическом плавании в составе первой эскадры четвертой флотской дивизии.

В 1853 году бриг курсировал у восточных берегов Черного моря под руководством контр-адмирала Федора Михайловича Новосильского, который будучи лейтенантом участвовал в бою брига с турецкими кораблями.

В период обороны Севастополя 1855 года корпус «Меркурия» использовали в качестве понтона ─ несамоходного плавсредства ─ при наведении моста через Южную бухту. В 1856 году бриг направили в Николаев, где он служил плавучим складом.

А в конце ноября 1857 года «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключен из списка флота и разобран.

Память о «Меркурии»

Николай I желал всегда иметь в составе Черноморского флота корабль, аналогичный бригу, поэтому подписал соответствующий указ, чтобы на смену каждому обветшалому «Меркурию» приходил новый. Кроме того, в честь подвига брига в 1829 году была изготовлена бронзовая памятная медаль.

Памятник А. И. Казарскому и подвигу брига был основан на Матросском бульваре в 1834 году, к пятилетней годовщине события, а открыт в 1839 году. Это был первый памятник, воздвигнутый в Севастополе, к настоящему времени перенесший не одну реставрацию.

Другой памятник возведен в Москве, на пересечении Севастопольского и Нахимовского проспектов, представляющий собой золотой корабль на высоком пьедестале.

Победа «Меркурия» в бою с линейными кораблями стала одним из ярчайших событий Русско-турецкой войны. Российские моряки проявили небывалую силу духа, отвагу, патриотизм и мастерское отношение к работе. Подвиг миниатюрного брига «Меркурий» доказывает нам, что в жизни нет ничего невозможного, если сплоченная, дружная команда действует сообща во благо защиты своей Родины.

Подготовила Анастасия АРХИПОВА. Фото и репродукция из открытых источников.

17:58