Главная / Ретрофлот / Сормовские «пассажиры»
logo

Сормовские «пассажиры»

Предлагаем взглянуть на архивные фото пассажирских судов, построенных на заводе "Красное Сормово" в 30-е годы XX века.

Теплоход "Максим Горький"

Этот теплоход часто называют «яхтой Сталина». Дело в том, что теплоход был построен в 1934 году на заводе «Красное Сормово» по личному распоряжению вождя.

В то самое время силами различных подразделений ГУЛАГа велось активное строительство трассы канала имени Москвы – новой транспортной артерии столицы, для работе на которой требовался качественно новый флот. Изначально теплоход должен был называться «Красный богатырь». 

Судно строили под открытым небом, а не в помещении - специально для него был вырыт ковш затона. Для отделки теплохода мастера применили более 17 пород дерева, в том числе такого ценного, как красное дерево, чинара, карельская береза и другие. После постройки теплоход проходил ходовые испытания в Астрахани, где установил рекорд для того времени скорости речного судна – 35 км/ч.

В разные годы (1936-1941гг.) на теплоходе отдыхали первые лица ЦК КПСС - Берия, Хрущев, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков. Был здесь (в 1935 г.) и пролетарский писатель Максим Горький.

В 1960-х и 1970-х годах «Максим Горький» стал использоваться для массовой перевозки в выходные и праздничные дни отдыхающих из Москвы на пляжи в Подмосковье по Каналу имени Москвы.

В 1999-2003 годах судно прошло модернизацию. С 1999 по 2000 годы на Чкаловской судоверфи (Нижегородская область) были проведены корпусные работы. После ремонта на борту открыт музей с восковыми фигурами Сталина и других советских деятелей. 

В 2000-е и в первой половине 2010-х годов «Максим Горький» использовался как прогулочное судно.  После 2015 года судно было выведено из работы. В 2018 году продано во ФГБУ «Канал имени Москвы», которое планирует использовать его в центре столицы в качестве стоечного судна. В ноябре 2018 года теплоход ушел на ремонт и модернизацию на «Красное Сормово» в Нижний Новгород.

Длина теплохода — 68,8 метров, ширина — 13 метров, осадка — 1,84 метра, водоизмещение 605,5 тонн. Судно рассчитано на прием 130 пассажиров (формат прогулки на 8 часов), экипаж — 19 человек.

Теплоходы «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов»

В 1937 году завод «Красное Сормово» под руководством инженера В. М. Керичева построил для канала «Москва – Волга» четыре первоклассных пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов».

Это были совершенно новые по техническим характеристикам и дизайну комфортабельных пассажирские суда, рассчитанные на 205 пассажиров. Помещения были отделаны шпоном ценных пород дерева, мебель изготовлена из ореха. На теплоходе действовали отделение связи, сберкасса, телефонная связь, музыкальный салон, киноустановка. 

Эти красивые, необычные теплоходы стали одним из символов канала имени Москвы. Герои довоенного фильма «Волга-Волга» с Любовью Орловой в главной роли плывут по каналу до Москвы на теплоходе «Иосиф Сталин».

Кстати, один теплоход ("Михаил Калинин") сгорел в 1954 году, позднее теплоход "Вячеслав Молотов" переименовали в "Михаила Калинина". В 1958 году "Иосиф Сталин" был переименован в "Михаил Фрунзе", а "Клим Ворошилов" - во "Владивосток". 

Теплоход "Леваневский"

Малые теплоходы типа «Леваневский» и «Громов» (названы в честь летчиков, первых Героев Советского Союза) предназначались для городских и пригородных рейсов по каналу Москва - Волга. Из-за своей необычной формы они получили в народе прозвище «утюжки».

Строились по проекту Центрального конструкторского бюро «Речсудпроект» в Ленинграде (руководители разработки: начальник корпусного отдела Ю.Бенуа и начальник проектного сектора – главный конструктор проектов Н.Лошинский).

Головное судно было построено на "Красном Сормове" в 1937 году. Специально для изготовления полированной мебели и деревянных панелей для интерьеров теплохода в цехах были созданы новые участки, а гнутые окна для рубки и лобовой части надстройки заказаны на московских заводах.

Технические характеристики (на примере головного судна серии — теплохода «Леваневский»).

Длина габаритная — 41,80 м
Ширина габаритная — 6,0 м
Высота борта — 2,30 м
Осадка в грузу — 1,30 м
Водоизмещение в грузу — 173 тонны
Мощность двигателей — 280 л.с.
Скорость полного хода на глубинах 3,5 м – 16 км/час.
Скорость полного хода на глубинах 5,5 м. – 19 км/час.
Пассажировместимость — 300 человек. 

Суда эксплуатировались на канале имени Москвы несколько десятков лет. 

Фото из архива музея завода "Красное Сормово".

19:42