Главная / Ретрофлот / «Капитан Чадаев» в «сиянии льдов»
logo

«Капитан Чадаев» в «сиянии льдов»

Начиная с 1975 года архангельские ледоколы каждую весну борются с ледяными заторами. Их усилиями лед Северной Двины перерабатывается в мелкую крошку, легко уходящую в Белое море.

До этого времени Соломбала, как и другие островные территории Архангельска, в период весеннего разлива рек постоянно оказывалась под водой. Чтобы спасти от наводнения домашних животных, северяне в своих домах и амбарах надстраивали вторые этажи. Там, наверху, суровое буйство стихии переживали не только курицы и утки, но даже и коровы. С выходом ледоколов на борьбу с заторами Архангельск перестал бояться участи «весенней Венеции».

Эта операция обычно проводится в конце апреля ─ начале мая, когда на Северной Двине, в Архангельске, победно шествует ледоход. Ежегодная операция по борьбе с водной стихией романтически называется «сияние льдов». И правда, в этот момент лед, раскалываемый мощной транспортной громадиной, переливается на весеннем солнце всеми цветами радуги. Едешь и чувствуешь себя падишахом, купающимся в море алмазных и изумрудных россыпей.

Во главе каравана ─ «Диксон»

Самым мощным «ледоборцем» в Архангельске по праву считается «Диксон». Его главная задача ─ проводить суда через замерзшее Белое море. Совсем недавно компанию ему составлял собрат ─ ледокол того же проекта «Мудьюг». Но, к сожалению, после не слишком удачного ремонта в Германии «Мудьюг» обрел новую форму носа и стал ледорезным судном, что не годится для работы в Белом море. Сейчас он трудится в Санкт-Петербурге. 

«Диксон», проводя флот через ледяную равнину, следует во главе каравана из танкеров и сухогрузов, идущих вслед за ним по освобождённой беломорской воде. Причём суда, конечно же, не движутся друг за другом впритык. Расстояние между ними должно быть не менее полутора километров. А вдруг ледоколу неожиданно придётся замедлить ход, разбивая встретившееся на пути мощное ледовое препятствие?

На корме «Диксона» имеется V-образный вырез, обложенный старыми покрышками. Это приспособление придется кстати, если судно не сможет самостоятельно двигаться за ледоколом и его придется взять на буксир. В этом случае специальными тросами его плотно подтягивают к корме ледокола, и движение продолжается в тандеме. Подобный способ буксировки называется «взять на усы», а сами тросы, подтягивающие судно к ледоколу, зовутся «усами».  

«Капитаны» на службе Архангельску

На Северной Двине, в акватории самого Архангельского порта, верой и правдой служат «капитаны». Речь о трех менее мощных портовых ледоколах: «Капитане Косолапове», «Капитане Чадаеве» и «Капитане Евдокимове».

Мне довелось побывать на ледоколе «Капитан Чадаев». Величественное, скажу вам, судно. Идёшь по нему и кажется, что такой гигант с легкостью справится не только с двинским льдом. Ему будет по силам даже расколошматить айсберг, отправивший на дно морское знаменитый «Титаник».

«Капитан Чадаев» был построен в 1978 году. Сначала (до 2002 года) трудился в Волжском пароходстве и базировался в Тольятти. Уже тогда он крошил лед на море, правда на море рукотворном, Жигулевском.

С волжскими краями связано и название ледокола. Судно получило имя в честь Николая Ивановича Чадаева, который прошел нелегкий трудовой путь от матроса до капитана. Работал в Волжском пароходстве, на Волге, являлся одним из зачинателей стахановского движения на речном флоте. В 1930 году он провёл по Волге караван барж длиной полтора километра и грузоподъёмностью в 41 тонну!..

 Фотография Николая Ивановича ─ одно из главных украшений кают-компании ледокола. Другое памятное украшение ─ частично разбитая о борт ледокола бутылка. Ледокол был построен по заказу советского правительства на судоверфи «Wärtsilä» в Финляндии. На стене ледокола можно видеть красный металлический диск ─ заводскую табличку. На ней ─ название судоверфи, место выпуска судна (Хельсинки), дата постройки, строительный номер. Можно сказать, что эта табличка ─ паспорт судна, отлитый в металле.

На баковой палубе находится очень нужный на ледоколе механизм ─ вахтенная лебедка, или брашпиль. Он нужен для спуска и подъёма якорей. Всего у ледокола три якоря: два расположены в хвостовой части судна и один ─ в кормовой. Вес якоря ─ примерно полторы тонны. Длина лебедки ─ более двухсот метров. За работу лебедки, спуск и подъём якорей отвечает боцман и боцманская команда. Спуск происходит с помощью специальных топоров. Якорь опускается под своим весом, но не падает прямо на дно, а следует плавно ─ для этого предусмотрены специальные тормозные механизмы.    А вот эта стоящая рядом пушка под чехлом ─ пенолафет. Дело в том, что кроме основных функций по проводке судов и обеспечению противопаводковых мер ледокол может служить и как пожарное судно. На борту имеется значительный запас пенообразующих материалов, в случае чего и забортную воду можно использовать. С помощью пенолафета можно тушить пожары как у причала, так и в открытом море.

Ледоколы используются и для научных целей. И даже для туристических. Одно из важнейших туристических направлений для подобного типа судов ─ посещение Северного полюса. Кстати сказать, зимой на подобных ледоколах можно прокатиться и вверх по Северной Двине.

На капитанском мостике обычно размещаются четыре человека: капитан, два помощника капитана и матрос-рулевой. Кроме штурвала, есть три поста управления двигателями. Всего на ледоколе три электродвигателя ─ четырёхлопастных винта. С их помощью можно регулировать скорость судна и определять его направление. В распоряжении капитана также имеется монитор – радар и электронная карта. Заметим, что все механизмы на ледоколе «запружинены». Это необходимо для того, чтобы, когда ледокол входит в плотный лёд, по всему корпусу ощущалась значительная тряска.

Рядом с капитанским местом располагается штурвал. Его, по-морскому, не крутят, а перекладывают. Полная перекладка ─ это когда задействуются все рули. У «Капитана Чадаева» их три. Поворачивается штурвал ─ и поворачивается сразу три руля. Здесь также имеются три манипулятора, с помощью которых каждый руль можно вращать по отдельности.

У механиков узнаю, что «Капитан Чадаев» ─ не просто ледокол. Он еще и дизель-электроход. Три главных дизель-генератора вырабатывают энергию для работы всех механизмов, в первую очередь, гребных электродвигателей, которых на ледоколе также три.

Штурман рассказывает нам о работе ледокола. Общая протяженность рабочего маршрута составляет приблизительно 37 миль. Начинается она от приёмного буя, расположенного близ острова Мудьюг, в Двинской губе Белого моря. Летом здесь располагается буй, а зимой это просто точка на карте. Именно здесь «Диксон» передает караван судов «Капитанам».  

«Капитан Чадаев» подвозит к приемному бую лоцмана. Без него не обойтись ─  только лоцман знает все местные мели п обходные пути. Суда приходят в Архангельск через Маймаксанский рукав Северной Двины. На Бакарице, южном участке порта Архангельск, движение ледоколов заканчивается. Двигаться дальше не позволят мели, которых предостаточно на современной Северной Двине.

…Самым длинным судном, которое ледокол «Капитан Чадаев» привел в порт зимой 2020 года, стал 260-метровый балкер, самым «маленьким» ─ 70-метровый теплоход. Пусть и в следующую навигацию ледокол не будет знать отдыха! А все доставленные с помощью «Капитана Чадаева» грузы послужат не только на благо Архангельска, но и всей России.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора.

19:38