Главная / Ретрофлот / «Киликия» поднимает паруса

«Киликия» поднимает паруса

Парусник "Киликия" был построен в 2002 году группой энтузиастов из ереванского Клуба морских исследований "Айас" по образцу армянских торговых кораблей XIII века, на которых плавали киликийские купцы.  

Из истории. В глубокой древности, более шести веков назад, на северо-восточном побережье Средиземного моря, в юго-восточной части Малой Азии, процветало армянское царство Киликия. Образование Киликии как независимого государства древние рукописи относят к 1080 году.  Через сто лет  новое государство стало политическим, христианским, культурным и торговым центром армянского народа, где гармонично сочетались азиатская и европейская культуры. Киликия была «мостом» между Западом и Востоком, а ее купцы ─ посредниками во внешнеторговых связях и общении между людьми по всему миру. Заключались торговые соглашения с Венецией, Генуей, другими европейскими городами и странами, и даже с российскими княжествами. 

Из Киликии в государства Европы и Азии шел поток различных товаров: ковры, посуда, драгоценности, металлы благородные и черные.  Имеется документ 1285 года, в котором прописано соглашение о ежегодной поставке из Киликии в Египетский султанат 10000 железных брусков. Для развития внешней торговли, которая составляла значительную долю в казне Киликийского царства, уже в начале XШ веке началось строительство речных, морских и устьевых портов,  и соответственно флота для международных  перевозок. 

Но Киликию постигла участь многих средневековых государств. Ее удобное  географическое положение и развитая инфраструктура стали привлекать завоевателей.

В 1375 году царство Киликия подверглось нападению египетских войск и перестало существовать как единое государство. В начале XV века горная Киликия пала под нашествием Османской империи. Равнинное государство оставалось самостоятельным еще на протяжении одного века, но уже не представляло мощи былого царства. Ныне Киликия относится к юго-восточному региону Турции.

Корабль средневековой Армении

Киликийская Армения как большой пласт истории армянского  народа, ─ постоянный предмет исследований нынешних поколений армян. Историю армянского средневекового судостроения и мореплавания практически «поднял со дна моря» Президент клуба морских исследований «Айас» Карен Балаян. Он с единомышленниками ─ энтузиастами различных профессий, среди которых радиоинженеры-радиоэлектронщики, программисты, режиссеры, операторы, врачи, электрик, картограф, дизайнер, архитектор за тридцать пять лет изучили, восстановили и реконструировали 26 типов плавсредств, которые применялись на разных территориях исторической Армении. Кстати, название клубу тоже подсказала история. Айас был главным морским портом Армянского Киликийского царства.

Более половины состава клуба «Айас» (на снимке) ─ яхтсмены. Обучались управлению парусными судами в основном на озере Севан. Во времена СССР  сборная команда по парусному спорту, где были представлены яхтсмены из различных республик, ежегодно, в обязательном порядке, проходила там тренировки (сборы длительностью до одного месяца).

«Месяц тренировок на Севане равносилен полугодовым тренировкам на море», ─ вспоминает Карен. Условия на этом высокогорном (почти на 2 км выше уровня моря!) озере для яхтсменов самые экстремальные. Если на Севане овладеешь навыками управления парусом, выход в море будет уже не страшен! Из-за резких перемен погоды (порой по несколько раз в день), с внезапно налетающими сильнейшими шквалами, сюрпризами в виде снега летом, Севан не дает яхтсменам расслабляться ни на минуту!  

 «Жемчужиной» в морской коллекции старинных судов клуба «АЙАС» стала реплика армянского торгового корабля 13-го века. Созданию парусника, получившего название «Киликия», предшествовали шесть лет исследований и одиннадцать лет строительства.

Корабль был реконструирован по средневековым рукописям и миниатюрам, обнаруженным в архиве старинных армянских манускриптов Матенадаран в Ереване,  и построен с использованием средневековых технологий.  

Материалами для возведения парусного судна длиной 20 метров, шириной 5 метров, осадкой 1,5 м. и водоизмещением 50 т послужили дуб и сосна. Для корпуса судна деревья доставили из России. А мачты и рей изготовлены из корабельных сосен, произрастающих в Армении. Деревья подбирались на корню, целый год выдерживались для просушки и снятия напряжения. Строительство началось на озере Севан, а затем было переведено в город Масис, расположенный в 14 км от Еревана. Карен Балаян поделился некоторыми подробностями постройки корабля: для соединения деталей судна было использовано десять тысяч медных заклепок. По средневековой технологии, все судно пропитано растительным маслом.

Путями мореходов древности

25 мая 2002 года состоялся спуск парусника на воду на Севане. В навигацию этого же года и в последующую проходили испытания, причем исключительно в условиях, приближенных к «средневековым».  Единственным движителем на корабле был парус.

А в мае 2004 года «Киликия» была перевезена на трейлере в грузинский порт Поти.

Получив при содействии посольства Армении необходимые документы в Грузинском морском пароходстве, команда во главе с капитаном Кареном Балаяном вышла в море. Так начался уникальный научно-исторический эксперимент ─ трехлетнее путешествие вокруг Европы по торговым путям средневековых армянских купцов на парусном судне.

Первым этапом ─ с июня по конец октября 2004 г. ─ парусник проследовал водами Черного и Средиземного морей, посетив 23 порта, последним из которых была Венеция.

Из Венеции моряки, продолжив свой путь, вышли в Атлантику, затем направились в сторону Бискайского залива и завершили плавание в сентябре 2005 г. в английском Портсмуте. На этом маршруте у команды Киликии было 26 портов захода. Из Англии начался третий, завершающий, и самый интересный маршрут Киликии. Пройдя Северное море и Балтику, парусник зашел в порт Санкт-Петербург. Затем на его пути были невские мосты, шлюзы Волго-Балта, реки и озера Северо-Запада России, матушка Волга и батюшка Дон. И снова Черное море. Так, совершив заходы в 14 портов (в северных морях и на речных просторах России), в сентябре 2006 г. Киликия вернулась в Поти.  Путешествие вокруг Европы закончилось. В итоге во время экспедиции судно прошло более 15 000 морских миль, посетив 63 порта 25 стран Европы и Азии!

Под парусами и на моторе

Капитаном корабля «Киликия» Кареном Балаяном и его сподвижниками были изучены морские торговые пути средневековых мореплавателей, старинные карты и навигационные приборы. Современные «киликийцы» хотели в полной мере почувствовать себя мореплавателями на средневековом торговом судне, соблюдая обычаи и морской устав XIII века. А в портах захода экипаж парусника встречал жителей в национальной одежде армянских средневековых купцов!

Но, отправляясь в такую экспедицию, команда парусника учла все последние требования судоходства в определенных акваториях. Например, в портах Европы морской закон запрещает маневрирование под парусом, а только с использованием двигателя, во избежание вероятности столкновения с движущимися и стоящими на якоре судами. Поэтому перед выходом парусника в первый рейс был установлен двигатель Volvo-Penta. Портовые власти требуют спускать парус и следовать под мотором и во время прохода под мостами стратегической важности!

Кстати, площадь основного паруса «Киликии» ─ 100 м2. Имеется дополнительный комплект из пяти полотнищ, включая штормовые. Главный парус на «Киликии» ─ треугольный, симметричный (латинский), рей крепится по своему центру и работает всей площадью. Именно такой парус использовали в средние века армянские мореплаватели, в отличие от своих «коллег» в других странах.

Рулевое устройство представляет собой всего лишь два рулевых весла, расположенные в кормовой части парусника. И при этом судно может развивать максимальную скорость при попутном ветре до 7 узлов!

В рейсах команда капитана Балаяна несколько раз, в качестве эксперимента, счисляла свое местоположение с помощью копии средневековой астролябии.

«Очень приблизительно, но попадали, ─ поделился Карен. ─ Убедившись, что получается, больше на это времени не тратили. Расчеты слишком долгие! К тому же, на участках с интенсивным судоходством лучше не рисковать. У нас был спутниковый навигатор. Без него нас бы не выпустили из первого порта ─ Поти. Он, конечно, незаменим в экстремальных ситуациях. Нашему паруснику по судовым документам допускалось максимальное удаление от берега до 200 миль. В старину, чувствуя приближение шторма, капитаны снимались с якоря и уходили как можно дальше в море, где было безопаснее, так как основная опасность ─ это «несанкционированная» встреча корабля с берегом, а в море есть возможность маневрировать, уходить от шторма в нужном направлении, спасая судно! Вблизи берега такой возможности нет (если шторм с моря, конечно)».

В путешествии на «Киликии» принимала участие команда из 12 человек. Некоторые члены экипажа имели опыт морского судовождения. Это старпом Арег Назарян, который как яхтсмен служил в спортроте на парусном судне.

Сам капитан Балаян в течение нескольких лет проходил яхтенную практику на Черном море. Сначала в качестве матроса, затем штурмана, старпома, накапливал мили для допуска к экзаменам на яхтенного капитана, и после их успешной сдачи получил диплом капитана. Яхтенным капитаном в экипаже был и Самвел Карапетян. Учитывая большой морской опыт, он был приглашен на «Киликию» капитаном-наставником.

Малоизвестная Армения

Клубом морских исследований «Айас» реализовано еще несколько проектов. В 2007 г. совместно с Ассоциацией «ANAHIT» на кече (2-мачтовом паруснике) была совершена экспедиция к островам Карибского моря в поисках корабля «Quedagh Merchant», затонувшего в его водах в 1699 г.

Останки принадлежащего армянам корабля были исследованы и засняты. С 2009-го стали регулярно проводиться регаты на традиционных севанских рыбацких лодках. Их строительство началось годом ранее.

В период с 2010 по 2013 гг. клуб совместно с Национальной академией наук Армении предпринял подводную экспедицию на озере Севан в несколько этапов с целью поиска и обследования затонувших судов, а также изучения микроорганизмов, обитающих в озере.  А в 2014 году совместно с Zoom Production Studio «АЙАС» по результатам экспедиций и исследований начал производство серии научно-познавательных фильмов под общим названием «Незнакомая Армения», которые рассказывают о малоизвестных страницах истории страны. Спустя два года клуб начал организовывать выставки старых карт в различных экспозиционных центрах.

В ближайших планах ─ проект «Этнодеревня рыбаков» на озере Севан («Город мастеров»),  где будут представлены ремесла, быт и уклад средневековой армянской деревни.

А в перспективе  ─  экспедиция «По следам потерянных кораблей», в ходе которой продолжится изучение наследия моряков, путешественников и торговцев, их роли в качестве посредников в связях и общении между людьми по всему миру. Участники экспедиции будут заниматься поиском обломков армянских кораблей ХVII-XIX вв., информацию о которых в клубе собирали много лет. В экспедицию члены клуба планируют взять небольшую сменную команду подростков ─ кадетов, как это практикуется на учебных кораблях.

А результатом многолетнего труда члены клуба «Айас» видят создание морского музея в Ереване, который будет постоянно пополняться новыми экспонатами по завершению экспедиций. Впереди еще много работы!

Галина ОВЕЧКИНА. Фото предоставлены клубом «Айас».

18:51 24 апреля 2021