Главная / Ретрофлот / Ледокол «Montcalm», он же «Прончищев»
logo

Ледокол «Montcalm», он же «Прончищев»

О полной приключений и лишений жизни полярного исследователя Василия Прончищева Флагман-ньюс уже писал. Его имя благодарные потомки отметили не только на географической карте. В честь Прончищева в сороковые годы прошлого века был назван ледокольный пароход, прибывший к нам в составе «PQ-15» из Канады.

Надо сказать, что это было уже порядком потрёпанное судно 1904 года постройки. Первоначально, кстати, будущий «Прончищев» назывался «Montcalm». И это не единственное его канадское название. Изначально он носил имя «Луи-Жозеф де Сен-Венсан», в честь командующего французскими войсками в Северной Америке во время Семилетней войны. Весной 1942 года в рамках ленд-лиза судно было получено Народным комиссариатом внешней торговли СССР.  До Мурманска в составе конвоя «PQ-15» судно добиралось своим ходом.

Приключения канадского "подарка"

Это, кстати, было довольно немаленькое судно длиной 73 и шириной 13 метров, водоизмещением 3270 тонн. Грузовместимость его составила 1432 тонны, а осадка ─ 4,79 метра. У судна имелся довольно крепкий корпус, специально построенный для будущего плавания во льдах. А в случае возможной встречи с неприятелем пароход мог дать ему серьёзный отпор.

Для отпора от возможного вражеского нападения «Montcalm» был оборудован тремя 12-фунтовыми и четырьмя 20-мм орудиями. Кроме этого, для дополнительной защиты у судна также имелось восемь 12,7-мм пулемётов.

У ледокольного парохода хватало приключений и до прибытия его в Мурманск в мае 1942 года. Первое, с чем столкнулись канадцы перед отправкой судна через океан, были сложности с набором персонала. Квалифицированные кадры к этому времени уже забрали в действующую армию. Пришлось, что называется, набирать людей «с миру по нитке».

Далее пошли проблемы технического характера. Старое судно отправилось через океан даже без профилактического ремонта. В результате из строя вышли насосы двигателя, и пароход пришлось вернуть в порт для ремонта.

Потом, когда судно отбыло в далекое путешествие в составе конвоя, у капитанов кораблей, отправившихся в Советский Союз вместе с пароходом «Montcalm», были серьезные сомнения в необходимости и целесообразности такого «соседа». Дело в том, что пароход безбожно дымил, что, в свою очередь, могло навести на конвой неприятельские корабли. Из-за колоссального, постоянно вылетавшего из труб дыма, «канадский подарок» даже получил забавное прозвище «курильщик».

Любопытно, что кроме героя нашей статьи в том же конвое «PQ-15» следовал известный ледокол «Красин».

Итоги обследования: крепок, к эксплуатации пригоден

То, что пароход несмотря на возраст имел довольно сносное физическое состояние, говорят результаты обследования судна, состоявшегося 8 ноября 1942 года на судоремонтном заводе «Красная кузница» в Архангельске.  Согласно данным акта, подписанного представителем Морской инспекции, судно «Монткальм» к дальнейшей работе допускалось. Правда, команде ледокольного парохода перед этим надо было устранить последствия четырёх «предписаний»: «подварить» 100 единиц заклёпок, подчеканить швы общей длиной в 25 метров, сменить решётку кингстона по правому борту и зацементировать гайки и винты лопастей.

Стоит сказать, что эта довольно косметическая починка предстояла кораблю, пережившему шторма Северной Атлантики. Можно сказать, что для почти сорокалетнего ветерана это была очень хорошая сохранность. Единственное, что вызывало беспокойство, это то, что котлы ледокольного парохода не могли как следует «переваривать» низкокалорийный воркутинский уголь.

Поэтому ледокольный пароход, как говорил известный архангельский капитан Константин Бадигин, как бы работал вполсилы, переваливаясь с боку на бок. Это, конечно, мешало ему эффективно расправляться со льдом. Поэтому в Архангельском порту про пароход даже родилась пословица: «Курица не птица, а «Montcalm» не ледокол».

Но, несмотря на это, судно, будучи в составе Архангельского морского Арктического пароходства, успешно перевозило народно-хозяйственные грузы, снабжало полярные станции, располагавшиеся по берегам Белого, Баренцева и Карского морей. В тех суровых местах без исполнения льдоистребительных функций никакое судно просто не могло обойтись.

Смена имени и статуса

В 1947 году в рамках общегосударственной борьбы от всего иностранного ледокольный пароход Montcalm приобретает русское имя «Прончищев», полученное в честь легендарного российского полярника и первопроходца, погибшего в середине XVIII века в суровых арктических морях.

06 мая 1953 года ледокольный пароход меняет свою прописку. Его передают в ведение Мурманского морского пароходства. На новом «месте службы» пароходы меняют статус. Со 2 августа 1954 года «Прончищев» становится плавбазой Северного флота. Как плавбаза он сыграл заметную роль в истории северодвинского предприятия «Звёздочка».

Любопытно, что в архивах судоремонтного завода сохранилась запись, что «Прончищев» стал первым судном, отремонтированным на этом судостроительном предприятии. Переоборудование ледокольного парохода в плавбазу Северного флота как раз и стало первым заказом в истории предприятия. Даже известен день начала регулярной его работы – 1 июля 1954 года. 

К сожалению, в этом статусе «Прончищев» просуществовал недолго. 29 апреля 1957 года бывший ледокольный пароход был выведен из состава флота, а дальше передан в отдел фондового имущества. Здесь престарелого «ветерана» банально разрезали на металлолом.

Второе ледовое пришествие легендарного полярника

Но ледокольная история Прончищева на сём прискорбном факте, к счастью, не закончилась. В 1961 году на Адмиралтейском заводе был спущен на воду ледокол «Прончищев». Это судно, кстати, стало головным для целой серии ледоколов, до сих пор бороздящих холодные арктические просторы. Всего таких ледоколов вспомогательного типа было построено 15. Судно спроектировали как ледокольный буксир. Предназначался он для проводки судов в ледовых условиях портов и припортовых вод и при необходимости их околки.

Подобное назначение ледокола предопределило высокие требования к его маневренным качествам, а также ограниченной осадке. Это, в свою очередь, сказалось на главных размерах его конструкции, движительного комплекса, весовых показателей и т.д.

В целом ледокол «Василий Прончищев» представляет из себя трёхвинтовое судно. Два винта у него располагаются на корме и один на носу. В его составе имеются две непрерывных палубы с удлинённым баком.

Конструкция теплохода разделена на восемь главных водонепроницаемых отсеков. В его машинных отделениях оборудованы продольные водонепроницаемые переборки, как бы создающие второй борт. Дополнительную устойчивость ледоколу придают установленные в нём креновые и дифферентные цистерны.

Что касается основных характеристик, то наибольшая длина ледокола составила 67,7 метров. Длина полезного пространства по конструктивной ватерлинии оказалась чуть меньше – 62 метра. Ширина ледокола составила 18,06 метров. Общая высота ледокола до верхней палубы достигает 8,3 метра.

Скорость ледокола при чистой воде – 14,5 узлов. На автономное плавание ледокол мог отправиться до 17 суток, при численности команды в 39 человек. Для оказания противопожарной помощи другим судам ледокол оборудован тремя лафетными стволами, установленными на ходовом мостике.

Ледоколы типа «Василий Прончищев» эксплуатируются почти во всех замерзающих портах страны, причем в арктических портах ледоколы не используют носовой винт и работают только кормовыми винтами. Они успешно осуществляют проводку и околку судов в припортовых водах, а в порту — их кантовку, швартовые операции и т. п. Кроме этого, в Балтийском и Охотском морях они осуществляют проводку судов в открытом море совместно с мощными ледоколами, а в ряде случае и самостоятельно.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото из свободных источников.

14:10