Главная / Ретрофлот / Москва речная
logo

Москва речная

История водного транспорта в Москве тесно связана с Московским речным пароходством: в 1857 году гвардии капитану Львову в ответ на его прошение было дозволено учредить буксирное и пассажирское пароходство по реке Москве от Москвы до впадения реки в Оку и по Оке от Орла до Нижнего Новгорода, а также по Волге от Твери до Симбирска.

Уже через год в плавание из Москвы курсом на Нижний Новгород и Коломну вышли два парохода ─ «Москва» и «Николай».

А помнишь, как все начиналось?

Регулярное внутригородское пассажирское движение появилось гораздо позже ─ в 80-х годах ХIХ века, однако курсировать по Москве-реке могли лишь негабаритные мелкосидящие пароходы: река была достаточно мелкой, а жарким летом и вовсе пересыхала. Поэтому в то время даже при большом желании прокатиться на пароходе удавалось далеко не всегда.

На фото: Москва-река у Зарядья с видом на Кремль вдалеке, вторая половина XIX века.

Тем не менее, уже к 1910 году конкуренцию в сфере речных перевозок в Москве уже можно было назвать довольно серьезной. Свои услуги пассажирам предлагали как частные лица, так и общества ─ всевозможные пароходства.

По воспоминаниям современников, проезд по реке стоил тогда 20 копеек, что значительно превышало стоимость проезда на конке или трамвае. Пароходы в то время ходили от Водоотводного канала (в районе Болотной площади) до Воробьевых гор и от Москворецкого моста до Николо-Перервинского монастыря. Распространенным городским транспортом это назвать было трудно, а вот альтернативой традиционной прогулке или досугом ─ вполне.

Старожилы вспоминали, что хозяин знаменитого ресторана на Воробьевых горах Степан Крынкин владел моторными катерами, которые развозили гостей либо катали желающих с лодочной пристани заведения. До 22 часов уехать можно было всего за 25 копеек. А уж если душа в ресторане развернулась и гость загулял до полуночи, изволь выложить за проезд в два раза больше.

Мы наш, мы новый мир построим...

После революции 1917 года на основании «Декрета о национализации флота», подписанного Лениным, флот национализировали. Дальнейшие исторические события в России также не способствовали его развитию. Роль водного транспорта вновь значительно выросла только в 1930-х годах.

Кажется, мы уже привыкли к словосочетанию «речной трамвайчик», ни у кого не вызывает удивление, как это трамвайчик «бегает» по воде. А откуда взялась эта фраза? Оказывается, так прозвали в народе катера трамвайного типа, которые стали выпускать на Московской судостроительной верфи. А раз есть трамвайчики, которые похожи на маленький поезд, значит, должен быть и вокзал!

И такой вокзал появился ─ в июне 1931 года в Москве открыли первый речной вокзал. Он расположился на Краснохолмской набережной. Как и положено вокзалу, он работал строго по расписанию с 05:30 до часа ночи. А речные трамвайчики отправлялись каждые 20 минут от Шлюзовой набережной до Дорогомилова. И такая поездка была более чем доступной ─ билет стоил от 10 до 30 копеек (в зависимости от продолжительности поездки).

На фото: Москва-река у Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького.

Привычные всем Северный и Южный речные вокзалы украсили столицу немного позже ─ через 6 лет, их открыли в 1937 году вместе с каналом, который соединил Москву с Волгой.

Вставай, страна огромная!

С началом Великой Отечественной столичный флот приступил к эвакуации жителей и оборудования предприятий, а также музейных ценностей. Согласно историческим данным, Южный речной вокзал на Варшавском шоссе и причалы Южного речного порта стали центрами эвакуации Москвы по водным путям.

Только в июле 1941 года речники эвакуировали 110 тыс. человек. Для сравнения: за навигацию 1940 года по маршрутам дальнего следования было перевезно 160 тыс. пассажиров. Обратно в Москву по воде везли топливо и продовольствие.

К слову, судостроительные предприятия, принадлежавшие Московскому пароходству, перестроились на выпуск военной продукции ─ снарядов, патронов.

От «Москвича» и «ОМика» через «Зарю» к «Москве»

Когда война закончилась, стало очевидно, что флот необходимо обновлять. Инженерным ответом стало судно типа «Москвич» проекта 544, построенное в 1948 году на Московском судостроительном и судоремонтном заводе (в Нагатине). Его выпуск подхватили другие заводы в СССР. В итоге за 30 лет их было построено более 500. Позже появился его собрат ─ «Озерный Москвич», или «ОМИк».

На фото: Москва-река у Лужников, вторая половина XX в.

На том же заводе в Нагатине построили и теплоход типа «Заря» ─ в далекие 1960-е это судно стало незаменимым для регионов с малоразвитой речной инфраструктурой, а также там, где реки считались мелководными. «Заря» стала очень популярна в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, где только ей удавалось без проблем подойти к необорудованному для приема речного транспорта берегу.

Еще один яркий речной символ конца 60-х годов ─ теплоход типа «Москва».

Даешь 20 млн человек!

Развитие судостроения в свою очередь способствовало расширению маршрутной сети. К примеру, в 1974 году в Москве действовало уже 64 внутригородских и пригородных линии. В это время речные трамваи в полной мере снова стали полноценным общественным транспортом. Москвичам они были удобны, а гостям столицы ─ интересны, именно поэтому почти все, кто приезжал в Москву в качестве туриста, старались прокатиться не только на метро, но еще и на речном трамвае. Все это не могло не сказаться положительно на пассажиропотоке: так, в 1975 году речники отчитались о перевозке аж 20 млн человек.

На фото: Москва-река, 1987 г.

Очередной регресс наметился ближе к 1990-м, когда вновь начала меняться жизнь в стране. Флот приватизировали, маршруты отменили, суда не строили.

Долгожданная белая полоса

Свет в конце тоннеля забрезжил относительно недавно ─ столичному речному транспорту снова стали уделять должное внимание.

В 2020 году после реставрации открыли Северный речной вокзал. Именно с его открытия началось возрождение московских портов. В апреле 2023 года после реконструкции распахнул свои двери Южный речной вокзал. Как и с Южного, с Северного речного вокзала можно отправиться в круиз по 30 крупным городам и туристическим центрам России. В начале мая заработал и первый рейс: маршрут-переправа Северный речной вокзал — Захарково.

Отрадно осознавать, что в прошлом сезоне по Москве-реке ежедневно ходило около 50 судов частных компаний, перевозивших пассажиров по экскурсионно-прогулочным маршрутам.

На фото: Электросуда на Москве-реке. Испытания. Зима 2022-2023 гг.

А в 2023 году Москва с нетерпением ожидает запуска круглогодичного электрического водного транспорта. По словам мэра Сергея Собянина, в столице продолжают реализовывать крупный инвестиционный проект, направленный на возобновление регулярного пассажирского сообщения по Москве-реке на базе современных электросудов. Это самые последние разработки на базе высоких технологий.

Марина ЛАЙД. Фото из Государственного каталога музейного фонда РФ и департамента транспорта г. Москвы. 

00:49