Главная / Ретрофлот / Осиновецкий «Мыс Надежды»
logo

Осиновецкий «Мыс Надежды»

«Дорогой жизни» называют транспортную магистраль, через которую поставляли продукты и эвакуировали жителей Ленинграда в период блокады. Осиновецкий маяк не только освещал путь, проходящий через Ладожское озеро, но и служил местом защиты от фашистских захватчиков, поскольку на него не нападали военнослужащие немецкого флота.

Детище инженера Врублевского

Маяк находится на мысе Осиновец, получившем такое название из-за расположенной неподалеку осиновой рощи. Рождением башни можно считать 1900 год.  Именно тогда Врублевский разработал схему расположения маяков с оптической дальностью освещения в 22 мили. Инженер рекомендовал возводить маяк на берегу Ладожского озера. Специальная комиссия долго рассматривала это предложение и одобрила его лишь в апреле 1904 года. Воплощать план Врублевского по построению башни начали спустя год после разрешения, но процесс вскоре приостановился.

Дело в том, что внезапно объявился барон К. Каульбарс со своей схемой построения маяка, которая, по его мнению, могла сделать судоходство безопаснее и удобнее. Все бы хорошо, да вот только сама задумка предназначалась для расположения башни на мысе Морье. Но что же было делать с тем основанием, которое было начато вблизи мыса Осиновец? Комиссия начала вести длительные переговоры.

Около двух лет ушло на размышления по предпочтению схем. Хотелось выбрать тот вариант маяка, который служил бы долго и по средствам был не затратным. Наконец, в апреле 1907 комиссия пришла к окончательному решению, схема Врублевского оказалась лучшей во всех смыслах.

Наконец, строительство продолжилось после долгих отлагательств. На построение Осиновецкого маяка ушло пять лет. Тогда это казалось большим промежутком времени для возведения башни. Однако причины такого длительного срока понятны: начало маяку положил подрядчик, выигравший денежный конкурс, но из-за скорого разорения вся работа впала в режим ожидания. Затем никто не хотел браться за невыгодное дело, поэтому управлению внутренних водных путей пришлось самим доводить дело до конца за счет бюджетных средств.

Каменное здание соорудили в 1906 году. Верхнее помещение, где располагаются фонарь и балкон доверили построить талантливым специалистам из Франции, которые закончили творение в 1910 году.

Строение, расположенное на Ладожском озере, получилось одним из самых высоких маяков в Европе, более 70 метров.  Схема Врублевского оправдала ожидания, свет маяка виден дальше сорока километров, а мерцающие поочередно вспышки красного, белого и зеленого цветов направляют сигнал и по сей день.

Символ блокадного подвига

Осиновецкий маяк сыграл важную роль в период блокады Ленинграда. Дело в том, что недалеко от башни начиналась сухопутная часть «Дороги жизни», через которую поставляли продукты, боеприпасы, топливо в захваченный фашистами город. Начиная с 12 сентября 1941 года к мысу приплывали две баржи, которые обеспечивали город мукой и зерном.

Интересно то, что изначально в бухте не было особой базы для размещения на корабли жителей блокадного Ленинграда, отравления и приема грузов. Однако отчаянные времена требуют отчаянных мер. Сначала партии товаров перевозили на суда с помощью плотов и шлюпок. Все понимали, что нужно решать вопрос с построением пирсов. В скором времени в гавани началась стремительная работа по возведению пристани, а по направлению к маяку построили железную дорогу. Примерно в те же времена, в лесах образовались множественные склады, перевалочный пункт, предназначенный для эвакуации городских жителей.

Караваны судов поставляли продовольствие и боеприпасы, грузы и топливо. За сутки в порт привозили около 2 тысяч тонн грузов, за первые три месяца в город было поставлено примерно 60 тысяч тонн различной продукции. Обратно же суда возвращались с эвакуированными горожанами, в особенности с детьми. Согласно данным, обратно были отправлены примерно 36 тысяч человек.

Но перевозка грузов и людей была небезопасной, поскольку враг всегда поджидал оповещения со стороны маяка, чтобы напасть на судно. Авиация немецких солдат совершала нападения не только на суда, но и на порты.

Помимо постоянной угрозы со стороны противника, транспортировке судов мешали природные условия. На Ладожском озере время от времени возникали штормы, не щадившие ни людей, ни груз, перевозимый на баржах. Товары уходили в глубину воды, часть людей тонула по причине непогоды. После нескольких подобных случаев транспортировку на баржах велели остановить, а людей в целях безопасности стали вывозить на самоходных судах.

Остается только представлять, сколько жизней было спасено в течение всей блокады.

В период войны маяк работал в «манипуляторном» режиме, который подразумевал собой подачу сигнала лишь по полученному указанию. Иными словами, работникам башни приходилось постоянно быть начеку, ожидая дальнейших указаний от вышестоящего руководства.

Осиновецкий маяк был одним из тех мест, которое фашистские захватчики не обстреливали. Это связано с тем, что свет был необходим для передвижения немецкого флота по Ладожскому озеру.  Уничтожив световой ориентир, противники лишились бы важного объекта, указывающего направление. Однако, это не означало, что территория вокруг башни не подвергалась нападениям. Дело в том, что бомбоубежищ поблизости не было, а высокое строение оказалось единственным местом спасения. Тем, кому не удавалось уплыть из города, прятались в маяке. Бежать по направлению к башне ─ рискованное решение, но те, кому удавалось спрятаться в маяке, чувствовали уверенность в завтрашнем дне.

 Внутри здания набиралась такая толпа, что яблоку было негде упасть. Народ заполнял все пространство маяка. Зачастую люди стояли на винтовой лестнице так близко, что дышали друг другу в затылок. Таким образом, строение превратилось в убежище, место безопасности и неприкосновенности.

За все время работы «Дороги жизни» с сентября 1941 года по март 1943-го маяк был «путеводной звездой» для флота и местом спасения для множества человек. Впоследствии башню прозвали «символом блокадного подвига».

Место памяти и силы

Несмотря на то, что маяк не подвергался нападению со стороны немецких солдат, его все же пришлось реставрировать. После войны провели так называемый косметический ремонт, частично заменили кровлю. Однако отремонтировать маяк по-настоящему с тех пор так и не удается. Печально то, что государство не выделяет средства на полную реставрацию здания, ведь состояние у башни с каждым годом становится только хуже. Несмотря на неутешительные прогнозы по ремонту, маяк остается действующим и работает с апреля по ноябрь. В настоящее время маяк огорожен, но не охраняется.

 После окончания Великой Отечественной войны предназначение маяка изменилось. Теперь его роль заключается в том, чтобы отмечать западную границу входа в бухту Петрокрепость, из которой начинает течение река Невы.

Осиновецкий мыс стал популярным местом для посещения туристов, особенно в летнее время. Люди приезжают из разных уголков страны, чтобы посмотреть на мыс, взглянуть на высокий маяк. Несмотря на потертый вид, маяк не может не изумлять людей своей высотой и строгой изящностью. Он словно соединяет озеро и сушу, подавая сигнал судам с красно-белой башни. Маяк будто таинственный стойкий солдат, что гордо несет груз возложенной на него ответственности, выполняет поставленные перед ним задачи.

В период холодов внутри здания почти никого нет, за исключением смотрителя, преданного товарища маяка. Однако стены маяка помнят, как в былые времена люди с замиранием сердца прятались за его «каменными спинами», находя внутри здания утешение и чувство защищенности.

…Тишина, шум волн Ладожского озера и пустота – это то, что можно почувствовать находясь там, на Осиновецком маяке. Пусть так, но только, пожалуйста, без войны…

Анастасия АРХИПОВА. Фото из открытых источников.

15:52