Главная / Ретрофлот / Прародитель крылатого флота
logo

Прародитель крылатого флота

Впервые о том, чтобы увеличивать скорость судов с помощью нагнетания воздуха, заговорили еще в конце XIX века.

В одном из первых проектов эту задачу осуществлял мощный вентилятор, установленный под днищем. Корпус предполагалось оснастить продольными килями ─ скегами. Первый эту идею реализовал Дагоберт Мюллер фон Томамюл в 1916 году. Торпедный катер смог развивать скорость около 70─75 км/ч.

Однако, прогресс рождал новые идеи, и было предложено заменить скеги своеобразной резиновой «юбкой», которая обрамляла всё днище. Это должно было позволить удерживать воздух еще дольше, а суда могли «парить» даже на суше.

Первым идею подобной машины на воздушной подушке высказал К.Э. Циолковский в 1927 году, в работе «Сопротивление воздуха и скорый поезд». Это бесколесный экспресс, который мчится над бетонной дорогой, опираясь на воздушную подушку ─ слой сжатого воздуха.

Конструктор первых в мире судов на воздушной подушке Владимир Израилевич Левков пять лет совершенствовал эту простейшую модель, инструменты управления ею, способы развить максимальную скорость и мощность.

В 1932 году Левков, уже профессор, начал испытания новой модели. Она имела удлиненную, каплевидную форму, два двигателя: в носу и корме. Маленький аппарат на воздушной подушке легко скользил над кафельным полом аэродинамической лаборатории.

Для испытания моделей в МАИ Левкову выделили специальную комнату с неглубоким бассейном. Катер Левкова за пару секунд переносился от одного борта бассейна к другому.

Затем было организовано Опытное конструкторское бюро во главе с профессором Левковым. Оно приступило к разработке трехместного катера Л-1. Испытания его начались летом 1935 года недалеко от Москвы, на Плещеевом озере.

Испытания катера начались на суше, но затем перенеслись на море. Машину сначала сопровождали другие катера, но они безнадежно отстали. Еще бы! Ведь когда на мерной миле включили секундомер, то обнаружили, что скорость катера 140 км/ч. Испытания также показали, что катер мог столь же свободно пройти над болотом, над заснеженным полем или льдом.

Наибольший интерес испытания вызвали у военных. Профессор Левков возглавил специальное конструкторское бюро по проектированию катеров. Вскоре активно началась строительство судов до 15 тонн, проектировались до 30 тонн с двумя двигателями.

Таким образом в СССР был построен флот из 15 судов на воздушной подушке. В годы ВОВ многие катера были уничтожены, но после победы разработка возобновилась.

Подготовила Полина СОКУРОВА. Фото из открытых источников.

21:50