Главная / Ретрофлот / Пункт назначения ─ Мурманск
logo

Пункт назначения ─ Мурманск

Восемьдесят лет назад, в конце мая 1942 года, Архангельск принял на себя встречу и перевалку предназначавшихся на фронт грузов Северных конвоев. Архангельск вообще стал первым городом, куда пришел союзный конвой «PQ-0 Дервиш». Произошло это 31 августа 1941 года. Далее город продолжил успешно принимать конвои.

Перерыв наступил на время зимней навигации 1941─1942 годов. В связи с ледообразованием на Северной Двине и основной части Белого моря было решено главным городом по приёмке конвойных грузов сделать Мурманск. За время первой военной полярной навигации через этот город прошли конвои с порядковыми номерами от «PQ-7» до «PQ-15».

Двойные семерки

Что интересно, первый из упомянутых конвоев, «PQ-7», даже состоял из двух частей. Первая конвойная часть, «PQ-7а», была небольшой. Включала в себя два торговых судна, панамской и британской приписки соответственно. В качестве военной поддержки их сопровождало два вооружённых траулера.

Первая половина конвоя вышла из Исландии 26 декабря 1941 года. До места назначения, полярного Мурманска, конвой добрался 12 января 1942 года. К сожалению, рейс прошёл с потерями ─ 2 января 1942 года британский траулер «Вазиристан» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-134».

Вторая конвойная половинка добралась до пункта назначения куда быстрее и в целом успешнее. Вышел конвой «PQ-7b» в последний день 1941 года также от берегов Исландии. При этом пришел в Мурманск на день раньше, нежели предшественник ─ 11 января 1942 года.

Более мощным был и состав этой части конвоя ─ целых девять единиц, включая одну советскую. Наш пароход носил гордое имя «Чернышевский», но обладал скромной грузовместимостью. Советский пароход мог перевезти груз в 3,588 тонн. Зато это было проверенное судно, возившее грузы ещё с 1919 года, в отличие от других «собратьев» из конвоя.

Вот, например, британское «Империя Галлея», собранное в 1941 году всего на один рейс. Единственное его преимущество ─ вместительность. На свой единственный рейс «Империя Галлея» могла принять 7,168 тонн. В составе конвоя кроме «англичан» имелось и два панамских довольно возрастных парохода. Одно из таких судов, рискнувших пуститься в дальнюю и опасную арктическую дорогу, было построено ещё в 1907 году.

В качестве военного прикрытия этой части конвоя служили три английских эсминца и одно судно китобойной флотилии, также английское. Судя по тому, что эта часть конвоя добралась до Мурманска без особых проблем, выделенной охраны оказалось достаточно.

«PQ-15» ─ последний конвой мурманской зимней серии первого военного арктического сезона. Он вышел из Шотландии 10 апреля 1942 года. В его состав входило 25 грузовых судов. Транспорты, направлявшиеся в Мурманск, содержали в своих трюмах стратегическое сырьё, необходимое для военных нужд.

Эти зимние конвои разгружались в Мурманске. Далее полученный груз добирался до пункта назначения по перегруженной Кировской железной дороге, находившейся под постоянными ударами вражеской авиации.

Непрошеные гости в Северной Норвегии

Немецкий флот, признав важность противодействия конвоям, переключился на Северную Норвегию, в отличие от прежнего главного направления, располагавшегося в Атлантике.

У норвежцев в это время «гостили» важнейшие «представители вермахта» ─ линкор «Тирпитц», тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», лёгкий крейсер «Кёльн», пять эсминцев, до двадцати подводных лодок и мощные ударные группировки дальнебомбардировочной авиации. Эти силы в первую очередь использовались для нанесения самого серьёзного удара союзным конвоям.

К примеру, 900-километровый радиус действия позволял бомбардировщикам «Ю-88» и «Хе-111» с аэродромов Северной Норвегии наносить удары от Баренцева и Белого морей до Шпицбергена, Новой Земли и даже Архангельска. К тому же в Арктике к началу календарной весны значительно увеличился световой день.

Меры по защите конвоев

Всё это вызвало необходимость усиления конвоев английскими кораблями и привлечения для их защиты сил Северного флота СССР.  Начиная с «PQ-13», вышедшего из Шотландии 10 марта 1942 года в составе 19 торговых судов, для обеспечения прибывающих и убывающих конвоев, наш Северный флот проводил специальные операции, в которых участвовали почти все его силы, развёртываемые на восточном участке маршрута, протяжённостью до тысячи морских миль.

Во многом это делалось в связи с тем, что английское правительство, в связи с возрастанием угрозы от немецкого флота, стало задерживать отправку конвоев. Первый морской лорд Адмиралтейства Дадли Паунд в начале апреля заявил, что потери в конвоях могут достичь размеров, при которых проводка их станет экономически невыгодным предприятием. Такие мысли возникли у англичанина как раз после прибытия 13-го конвоя. 

Во время перехода в Мурманск конвой в результате бомбёжек потерял пять транспортов и один корабль сопровождения. Лишь после письма И.В. Сталина от 06 мая 1942 года Черчиллю он дал указание отправить очередной конвой. Одновременно просил советское командование усилить воздушное прикрытие конвоев восточнее меридиана 28º восточной долготы. Эта просьба была удовлетворена.

Северный флот в марте 1942 года пополнился 95-м авиационным полком в составе 20 истребителей дальнего действия «Пе-3», которые могли прикрывать конвой на удалении 200 миль от аэродрома.

Несмотря на то, что в марте 1942 года Архангельск ещё не был задействован в активных конвойных действиях, главнокомандующий ПВО страны дал приказ ─ привлечь ПВО Архангельска для прикрытия караванов на подступах к порту, а также и в самом порту. Эти меры помогли защитить Архангельск в то время, когда он вернет себе неофициальное право быть главной базой по приёму и обработке грузов северных конвоев.

На снимке: Военно-морской флаг СССР.

На снимке: британские моряки, участвовавшие в Северных конвоях.

На снимке: будни Северных конвоев.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора с выставки Архангельского краеведческого музея, посвящённой 80-летию начала проводки Северных конвоев.

22:51