Главная / Ретрофлот / «Штандарт»: образец морской элегантности
logo

«Штандарт»: образец морской элегантности

Яхту «Штандарт» прозвали любимицей Николая II и у нее поистине уникальная судьба. Судно повидало многое: получение гвардейских знамен и трехразовое переименование, а также период забвения и упадка.

Свое название яхта получила в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Штандартом именовали флаг главы государства, который устанавливали над местом нахождения правителя. Этот европейский обычай возник в средневековье, чтобы подчеркивать величие и могущество государей. Когда Николай II входил на борт судна, матросы сразу же поднимали над яхтой штандарт из золотистого шелка с изображением черного двуглавого орла и морских географических карт, чтобы показать силу и могущество страны.

Киль императорской яхты был заложен 1 октября 1893 года по указу Александра III на датской верфи «Бурмейстер и Вайн». А уже 29 августа императорская семья прибыла в Копенгаген, чтобы проследить за строительством судна. В тот же день по всем петербургским газетам разнеслась весть о том, что строящийся пароход император наименовал яхтой «Штандарт». В конце ноября судно включили в список судов 1-го ранга 5-го флотского экипажа.

Лучшая в мире

Яхта обладала высокими мореходными качествами, комфортными условиями для проживания и была признана лучшей во всем мире из подобного рода судов. Парусное судно, сравнимое с небольшим крейсером, было оснащено паровой машиной, работавшей на угле. Наклонная мачта украшалась золотым вензелем на черном фоне, устремляясь вперед, она продолжала нос клипера.

Над палубой возвышалась пара белых дымовых труб и стройная, покрытая лаком троица мачт.  Парусиновые тенты светлых тонов, натянутые над отполированными палубами, укрывали от солнца плетеные столы и стулья. Под верхней палубой находились гостиные, салоны, каюты с паркетным полом, хрустальными люстрами и бархатными портьерами.

В кормовой части верхней палубы размещалась большая рубка, а в ней находилась столовая для официальных приемов, кабинет и приемная Николая Александровича. На главной палубе располагались императорские каюты, каждый блок их состоял из гостиной, спальни и ванной. Неподалеку размещалась столовая, салон, каюты князей и офицеров, а также корабельная кают-компания. Для воскресной службы была предусмотрена судовая церквушка.

На нижней палубе располагались каюты детей императора, специально отведенные помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабинки. Там же жили балалаечники и духовой оркестр, которые могли репетировать концертную императорскую программу сколько их душе угодно. Более того, для обслуживающего персонала и экипажа, примерно 500 человек, предоставлялись лучшие условия жизни, по сравнению с предыдущими яхтами.

Первые «шаги» по волнам

Торжественный спуск судна на воду состоялся 26 февраля 1895 года. В событии приняли участие датский наследный принц, принцесса и члены королевской семьи.

Судну предстояло пересечь границы Копенгагена и добраться до Петербурга. Яхта плавно двинулась с места, невзирая на толстый лед и лютый холод.

Императору не терпелось поскорее взойти на борт яхты, поэтому 8 сентября 1896 года, не завершив ходовые испытания, корабль распахнул объятья для императорской четы (Николай II взошел на борт с женой) и отправилось в путешествие до Англии. С этого дня началась двадцатилетняя служба «Штандарта».

Когда августейшие особы присутствовали на яхте, то рядом плыли торпедные катера. Сопровождая царскую семью, они нередко курсировали неподалеку, следя за порядком и оберегая от непредвиденных ситуаций.

«Штандарт» стал образцом морской элегантности, а подобранный экипаж ничуть не уступал судну. Статные, красивые, сильные и смелые моряки время от времени выстраивались на парадную линейку на палубе судна. Остается лишь представлять зрелищность этого построения.

Прогулки на воде благосклонно влияли на укрепление семейных уз Романовых, служили возможностью стать хотя бы на время обычной семьей без регалий и званий. При благоприятной погоде Николай II устраивал с дочерьми долгие пешие прогулки по лесам, возвращаясь к полудню они поднимались на верхнюю палубу и пили чай, слушая виртуозную игру балалаечников или марши духового оркестра.

Вечернее покачивание на воде убаюкивало, и скоро яхта превращалась в колыбель для императорской семьи. Внутри «Штандарта» веяло уютом и комфортом. На время отпуска судно превращалось в дом на воде, в котором всегда жило веселье, игры, танцы и семейное счастье. На яхте царила особая атмосфера дружбы и взаимопонимания, которая сближала семью императора с экипажем.

Случай, едва не закончившийся катастрофой

У берегов Финляндии летом 1907 года яхта внезапно наткнулась на небольшую каменную скалу, не отмеченную на карте. Судно выходило в открытое море узким проливом, а пассажиры занимались своими делами на палубе. Вдруг яхта резко ударилась о подводную скалу. Вся посуда разлетелась в разные стороны, попадали стулья, сдвинулись к стенкам столы, что уж говорить о людях, потерявших твердую почву под ногами!..

После столкновения с невидимой ранее скалой возникли две пробоины в носовой части судна, вода быстро проникла в трюм, из-за этого яхта покачнулась и стала оседать. Экипаж «Штандарта» среагировал моментально: заревели сирены, матросы во главе с императором бросились спускать шлюпки на воду.

 Долгое время команда не могла найти трехлетнего цесаревича, родители впали в отчаяние. Как оказалось, матрос – нянька в момент столкновения схватил Алешеньку на руки и поднял на нос судна, полагая, что оттуда мальчика будет легче спасти при погружении яхты под воду.

Наблюдая за спуском шлюпок, Николай II то и дело посматривал на часы, подсчитывая время до полного погружения любимицы под воду. Вскоре императорскую семью переместили на другую яхту, а капитан с командой принялись ликвидировать последствие аварии. «Штандарт» не затонул благодаря герметичным переборкам и вскоре был отремонтирован.

Когда паника окончательно стихла, все принялись искать виновника происшествия. Сначала подумали на лоцмана, но взглянув на карту, никто не обнаружил там скалу, поэтому вся ответственность легла на плечи флаг-капитана адмирала Нилова. Он хотел застрелиться в каюте, но император остановил Нилова, назвав столкновение со скалой «слепой игрой случая».

Место встречи высоких гостей

Хотя судно предназначалось для отдыха императорской семьи, Николай Александрович все же не забывал про свой долг перед Отчизной и возложенные обязанности, уделяя немало времени решению государственных дел.

Известно, что график июньского двухнедельного отпуска включал пять дней отдыха и два дня для полного погружения в дела страны, а особо важные поручения ежедневно доставлялись посыльными на курьерском катере из Санкт-Петербурга, поэтому даже в период отпуска император не позволял себе откладывать все дела на потом. Кроме того, Николай II часто приглашал на яхту высокопоставленных гостей. Невозможно пересчитать по пальцам, сколько глав государств ступало на борт этого судна.

Летом 1897 года императорская яхта приветствовала сиамского короля, императора Германии и президента Французской республики. В июле 1902 года и в июне 1912 года на «Штандарте» побывал Вильгельм II, германский император и король Пруссии.

В 1909 году яхта совершила свой последний визит в Англию. Народ приветствовал русскоязычного гостя восторженными возгласами и военно-морским парадом. Люди, впервые увидевшие «Штандарт», восхищались ее размерами, изяществом и мощью, которая во много раз превосходила британскую королевскую яхту. Несомненно, судно российского императора вызывало зависть у Эдуарда VII.

 В августе 1912 года на яхте велись дипломатические беседы с премьер-министром Франции. После этой встречи «Штандарт» отплыл на франко-русский завод для проведения капитального ремонта. Кто бы мог подумать, что Николаю II никогда не доведется отправиться в плавание на отремонтированном судне…

Период забвения и упадка

В 1917 году команда «Штандарта» принимала участие в Февральской, а затем Октябрьской революции. На борту вел работу революционный орган моряков-балтийцев – Центральный комитет Балтийского флота.

Весной 1918 года яхта участвовала в операции по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. В тяжелых ледовых условиях корабль перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. В том же году судно лишили гвардейского статуса и переименовали в «18 марта», чествуя память о первом дне Парижской коммуны. Так начался период забвения. Яхта надолго встала на прикол в Военную гавань Кронштадта. Никому не нужное, забытое, но по-прежнему гордое судно простояло в одиночестве пятнадцать лет, отчасти повторяя судьбу Николая II. Неизвестно, почему о судне так долго не вспоминали, возможно яхте дали время, чтобы пережить потерю прежних владельцев.

Возвращение к службе

О судне вспомнили в 1933 году, когда отправили на переоборудование на ленинградский завод им. Марти. Через три года яхта превратилась в минный заградитель, который так и прозвали ─ «Марти». От любимицы Николая II не осталось и следа.

С установленными новейшими устройствами для постановки 320 мин, мощным артиллерийским вооружением и современными по тем временам паровыми машинами она превратилась в военное пристанище для сурового экипажа. Словно нежное, лелеемое прежним владельцем создание обратили в бесчувственного солдата.

 25 декабря 1936 года официально «Марти» стал частью Краснознаменного Балтийского флота, открыв новую страницу в истории.

Несмотря на колоссальную «смену имиджа» минный заградитель являлся образцовым кораблем, достигшим немалых высот на службе: в 1938 году стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота, а в 1939 провел постановку мин у побережья Финляндии и удостоился благодарности Военного совета Балтийского флота, ну а летом 1941 экипаж минного заградителя завоевал переходящее Красное знамя Народного комиссариата Военно-Морского флота.

Не обошлось без участия «Марти» в Великой отечественной войне. В ночь на 23 июня 1941 года несколько эсминцев и минных заградителей, в числе которых и бывшая яхта, установили мины в устье Финского залива. Вообще, за первые полгода войны экипаж «Марти» поставил десять минных установок, несмотря на трудные навигационные условия.

В конце октября командир судна получил приказ об эвакуации защитников полуострова Ханко. Задание обладало высокой секретностью. Ночью в период направления к месту назначения в правом параване «Марти» взорвалась мина. Генератор судна резко вышел из строя, перестало работать электричество, три котла дали течь, а в рубке сорвало штурвал. Однако заградитель доплыл до Ханко и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов и еще около 800 тонн груза.

Позднее «Марти» принял участие в огневой поддержке сухопутных частей, сбивая самолеты противника. За доблестную службу минный заградитель одним из первых удостоился «гвардейского» звания. Награждение прошло 3 апреля 1942 года.

Уход в закат

После войны «Марти» продолжил службу. Вот только в 1948 году его прозвали «Ока» из-за газетной критикующей статьи в адрес И. В. Сталина и ВКП(б).

Вначале 50-х годов «Оку» вывели из состава боевого флота и переоборудовали в плавучую казарму. Во что превратилась яхта, можно увидеть в художественном фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин», где корабль исполнил роль крейсера «Елизавета».

 Последняя служба флоту состоялась в 1961 году, когда судно превратилось в мишень для испытательных стрельб нового ракетного оружия на морском полигоне, а то, что от него осталось, увезли на металлолом. Таким образом закончилась служба «Оки» на благо Родины.

…Любимица Николая II в какой-то степени повторила судьбу императора. Масштабная, роскошная яхта производила впечатление на всех, кто когда-либо ее видел. Государи зарубежных стран завидовали размерам и современному обустройству судна.

Однако со времени отречения Николая Александровича она на долгое время была покинута и забыта, как и ее бывший владелец.  Настали темные времена упадка и застоя, невозможности изменить ситуацию. После смены гордого имени яхта все равно была уже не так востребована, как раньше, хотя и продолжала показывать всем свои возможности.

А когда судно и вовсе стало не нужно, его не оставили в покое, а расстреляли, используя в качестве плавучей мишени…  Вспомним судьбу последнего российского императора и признаем, что «Штандарт» так и остался предан царской семье.

Подготовила Анастасия АРХИПОВА. Фото: ЦГАКФФД СПб и из свободных источников. 

14:29