Главная / Ретрофлот / «Таймыр» и «Вайгач»: пионеры Севморпути
logo

«Таймыр» и «Вайгач»: пионеры Севморпути

«Дедушка российского флота», ледокол «Ермак» (статья о нем здесь), построенный в Англии в 1898 году, стал последним ледокольным судном, построенным за рубежом. Все последующие ледоколы наша страна строила уже самостоятельно. Следующими образцами, уже российского производства, стали ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», увидевшие свет в 1909 году. 

Оба судна-близнеца были построены на Невском судостроительном заводе.  Проект крайне важных для России судов разрабатывался при участии корабельного инженера, полковника Р.А. Матросова, а также начальника Гидрографического управления морского министерства А.И. Вилькицкого и участников Русской полярной экспедиции 1900-1903 годов барона Э. Толля, Н.Н. Коломейцева и Александра Колчака, бывшего в то время довольно видным полярным исследователем.

На снимке: модель ледокольного парохода "Таймыр. Г. А. Семакова. 1956 год. Из фондов Архангельского краеведческого музея.

Если говорить о габаритах, то описываемые нами суда имели следующие размерения: в длину они достигали 60 метров; в ширину – 11,9 метров. Осадка ледокольных пароходов составляла 4,6 метров. Водоизмещение – 1360 тонн. При рассмотрении ледокольных качеств стоит упомянуть, что суда защищал двухметровый ледовый пояс толщиной в 22 мм.

Силовая установка ледокольных пароходов состояла из паровой машины тройного расширения с мощностью до 120 лошадиных сил, что в общем позволяло развивать скорость хода до 12,1 узлов.  Дальность плавания «Таймыра» и «Вайгача» так называемым экономическим ходом превышала десять тысяч миль. Для верности, суда также были оборудованы вспомогательным парусным вооружением.

И, кстати, не только парусным, но и реальным вооружением. На пароходах имелось по два 57-мм-х и два 37 мм-х орудия, а также по два пулемёта. «Таймыр» и «Вайгач» имели возможность расправляться со льдом, толщина которого доходила до 0,6 метров. Такой лёд суда имели возможность разбивать, держа скорость хода при этом до 4-4,5 узлов.

Рождение судов

Первым был спущен на воду «Таймыр». Произошло это 25 апреля 1909 года. 24 мая 1909 года честь быть спущенным на воду дошла и до «Вайгача». Суда специально были названы по имени знаковых северных территорий.

Ледоходный пароход «Таймыр», получил своё имя в честь крупнейшего полуострова в России, являющегося самой северной материковой частью суши Евразийского континента. Его территория составляет 400 тысяч квадратных километров.

«Вайгач» был назван в честь острова, расположенного на границе Баренцева и Карского морей. Сегодня он административно относится к Ненецкому автономному округу и занимает территорию 3400 квадратных километров.

Можно предположить, что эти суда изначально предполагалось использовать в исследовательских целях, изучая природу Севера и его территории. Так оно и получилось. Экипажи судов занимались исследовательскими задачами, находясь в ведении Главного гидрологического управления Российской империи.

На снимке: Андрей Ипполитович Вилькицкий.

В это время гидрологическим управлением руководил известный полярный исследователь Андрей Ипполитович Вильницкий. Он предложил ледокольным пароходам идею проработать маршрут перевозки грузов вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Первые испытания

«Таймыр» и «Вайгач», отправившиеся в 1910 году из Владивостока по трассе Северного морского пути, стали называться Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). За организацию такой экспедиции правительство взялось во многом потому, что было научено горьким опытом Русско-японской войны, когда корабли на арену военных действий пришлось гнать чуть ли не через полмира.

В первый год экспедиция продвинулась крайне незначительно. Произошло это из-за неожиданно нахлынувших на участников экспедиции разных организационных дел. Встретив густой лёд, участники экспедиции смогли пройти только до Берингова пролива.

В составе экспедиции числились 94 человека. Возглавил её гидрограф и полковник Иван Семёнович Сергеев. Было отдельное начальство и у каждого корабля. Командиром на «Таймыре» был В.В. Давыдов; «Вайгач» возглавил Александр Колчак.

В 1911 году экспедиция смогла отправиться в путь лишь 22 июля. Было наконец-то начато и исследование Ледовитого океана. Участникам экспедиции запомнился осмотр Чукотского моря – окраинного для Российской империи. Участники той экспедиции чётко отметили, что чукчи, основное местное население, практически не говорят по-русски. Зато по-английски – сплошь и рядом. Это, в общем, было абсолютно не удивительно ─ Америка с её золотыми приисками находилась всего лишь в 80 милях. До России же поди доберись!

В 1912 году «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси. Был описан и оборудован морской путь с востока до устья реки Лены.

«Тайвай»: последнее географическое открытие

Наибольших успехов экспедиции принёс 1913 год. При путешествии с востока на запад было отмечено, что такой территории, как Земля Санникова, не существует. Это исторический миф. Зато была открыта другая земля. Первоначально эта территория названа Землей Николая Второго. Понятно, что после революции это название не имело никаких шансов. Правда, переименование произошло далеко не сразу ─ в первые десять послереволюционных лет Советской власти было просто не до Арктики. Иначе ничем не объяснишь тот факт, что Николай, как тогда большевики говорили «кровавый», смог продержаться на географических картах аж до 1926 года.

Дело даже дошло до того, что на открытый, но оставленный без внимания архипелаг, стали претендовать американцы. Чтобы эта претензия не имела дальнейшего хода, ЦИК СССР официально подтвердил суверенитет Советского Союза на все северные открытия. Земля Николая Второго получила имя Северной земли. Она, кстати, официально стала последним в мире географическим открытием.

Причём по-новому стал именоваться не только сам архипелаг, но и его острова. К примеру, присутствовавший на карте архипелага остров Цесаревича Алексея стал Малым Таймыром. Также на карте Арктики, появились «Пионер», «Комсомолец» и «Большевик».

Открытый архипелаг, кстати, мог иметь вообще другое название. Исторический факт, что объединённая команда двух ледокольных пароходов планировала назвать открытый архипелаг «Тайваем». Такое наименование получилось из названий двух судов, на которых полярники и добрались до открытого архипелага.  

С открытием нового архипелага гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, конечно же, не закончилась. Не сумев пробиться сквозь льды, экспедиция вернулась во Владивосток.

Однако уже летом 1914 года экспедиция по исследованию Северного морского пути продолжилась. Завершить её, удалось лишь в следующем, 1915 году. Экспедиция прибыла в Архангельск 3 сентября. Что интересно, по пути участники экспедиции встретили бот «Эклипс», ведомый норвежским полярником Отто Свердрупом. «Эклипс» в это время занимался поисковыми работами пропавших незадолго до этого экспедиций Седова, Брусилова и Русанова.

От моряков «Эклипса» полярники с удивлением узнали, что они к этому времени также числились в качестве пропавшей экспедиции. Чего на самом деле не случилось ─ никто из участников экспедиции не пропал. И 77 участников экспедиции успешно добрались до Архангельска.

Борис Вилькицкий как руководитель экспедиции был удостоен золотой медали Русского географического общества. Также им были получены аналогичные награды других, в основном северных стран. И было за что эти медали получить. Ведь экспедиция, состоявшая из «Таймыра» и «Вайгача», впервые в истории прошла полную трассу Северного морского пути ─ от города с бухтой «Золотой Рог» на востоке России и до главного города Беломорья на западе.

Потеря «Вайгача»

Общие результаты экспедиции, были положены в архив и… надолго забыты. Разразившаяся Первая мировая война отбила всякую охоту заниматься полярными исследованиями. После основательного ремонта суда были перевооружены и включены в состав флота в качестве дозорных судов. Вооружение их составляло; по 4 – 75 мм-х, и по 2 – 37 мм-х орудия, а также по 2 пулемёта. До 16 июля 1915 года суда числились в качестве транспортных. До 17 июля уже 1916 года уже в качестве дозорных судов они несли службу в составе Балтийского флота.

Далее развернулась Гражданская война, где судьбы значительного числа бывших полярников кардинально разошлись. В первую очередь это видно по истории «Вайгача», которая, к сожалению, оказалась очень короткой. В сентябре 1918 года судно, ударившись о необозначенную на карте банку, банально затонуло. Произошло это в районе Енисейского залива.

Печально закончил свои дни и капитан судна ─ Александр Колчак. Став Верховным правителем России, Александр Васильевич возглавил белое движение, стремившееся восстановить в России прежний монархический режим. Попытка возрождения режима не удалась. В феврале 1920 года в Иркутске Колчак был расстрелян.

В отличие от своего капитана, экипаж «Вайгача» революцию принял сразу. Уже 17 февраля 1918 года, на судне был поднят красный флаг.

В тот же день, кстати, красный флаг был поднят и на «Таймыре». Этот ледокольный пароход мог повторить судьбу своего собрата и тем, что он также сел на мель. Произошло это в 1919 году в районе Маточкина Шара ─ пролива, соединяющего между собой два главных острова архипелага Новая Земля.

Борис Вилькицкий

Пару слов стоит сказать о его капитане ─ Борисе Андреевиче Вилькицком. Он хоть и поработал на советское правительство, но совсем недолго. В 1917-1918 годах он, в качестве капитана 1 ранга, был дежурным офицером оперативного отделения службы связи Балтийского флота.  В июне 1918 года он был назначен главой советской гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. Целью его работы стало обеспечение вывоза хлебных грузов в Европейскую часть России.

На снимке: Борис Андреевич Вилькицкий, сын Андрея Ипполитовича; руководитель экспедиции на ее заключительном этапе. 

В августе 1918 года по делам службы Борис Андреевич оказался в Архангельске. В это время в городе произошёл контрреволюционный переворот. Новое правительство Северной области ─ территориального образования, появившегося вместо прежней губернии, сразу делает его контр-адмиралом. Как новое официальное лицо, Борис Андреевич в 1919 году возглавляет Карскую экспедицию, преследовавшую как исследовательские, так и торговые цели.

В 1920 году он эмигрирует и живет за рубежом до конца своей жизни. Несмотря на жизнь в эмиграции, Борис Андреевич активно интересовался проблемами Русского Севера, высказывал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути.

История легендарного «Таймыра»

Напоследок, думаю, стоит рассказать и дальнейшую историю одного из главных героев нашего повествования ─ ледокольного парохода «Таймыр». В апреле 1920 года, когда белые и интервенты только-только покинули пределы Архангельска, «Таймыр» вошёл в состав отряда судов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

В следующем, 1921 году, на корабле был выполнен капитальный ремонт. И сразу же после его окончания, «Таймыр» вошёл в состав отряда судов гидрографической экспедиции по описании берегов Новой Земли. По результатам экспедиции на карту был нанесён восточный берег архипелага, от мыса Желания до залива Благополучия.

С 31 октября 1923 года и по 23 марта 1924 года, исполняя функции сторожевого корабля, «Таймыр» нес пограничную службу в горле Белого моря. 27 февраля 1925 года ледокольный пароход входит в состав судов Управления по безопасности «кораблевождения Севера». Продолжая находиться в этом статусе, в 1932 году «Таймыр» входит в состав участников экспедиции по изучению северной части Карского моря.

На снимке: плита с ледокольного парохода "Таймыр". Из фондов Архангельского краеведческого музея.

Следующий этап в жизни корабля датируется 1933 годом. 9 августа именно этого года легендарное гидрографическое судно входит в состав новообразованной Северной военной флотилии, перешедшей через весьма непродолжительное время в состав вновь образованного Северного флота.

Тогда же «Таймыр» совершает поход к архипелагу Земля Франца-Иосифа, завершившийся 10 октября. Это явилось своеобразным рекордом по срокам навигации. Никогда ещё до этого полярная навигация не завершалась в столь поздние сроки. В 1934 и 1935 годах, экспедиции на архипелаг продолжились. В 1935 году экспедиция на «Таймыре» смогла достичь крайней северной точки архипелага ─ мыса Аук. Его координаты - 82º11 северной широты.

В 1938 году под командой капитана В.Д. Барсукова судно совершило переход в Гренландское море. Здесь прошла процедура снятия зимовщиков с дрейфующей полярной станции «Северный Полюс – 1». С 1 апреля 1940 года судно получило новое назначение и стало в целом ведать вопросами снабжения всех полярных станций. Продолжило оно этим заниматься и во время Великой Отечественной войны.

Осенью 1943 года «Таймыр», так же, как и в 1918 году «Вайгач», в Енисейском заливе налетел на отмель. К счастью, на этот раз спасти корабль удалось. Команда под руководством капитана Алексея Васильевича Марышева в течение зимы 1943-44 годов занималась исправлением повреждений корпуса. И исправить повреждения в итоге удалось.

После окончания Великой Отечественной войны ледокольный пароход ещё 10 лет служил на благо Родины. Лишь 16 января 1956 «Таймыр» был исключён из эксплуатации и списан на металлолом.

…В честь корабельных героев, впервые полностью прошедших трассу Северного морского пути, в 1980-е годы в Финляндии были построены атомные ледоколы с таким же названием, описанием которых, непременно будет посвящена отдельная статья. Они этого достойны.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора и из открытых источников.

14:05
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Открыть в Telegram