Главная / Ретрофлот / «Восток», «Мирный» и Антарктида
logo

«Восток», «Мирный» и Антарктида

Исследованием Мирового океана и поиском новых земель активно занимались мореплаватели всего мира. Было сделано множество географических открытий в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Однако большая часть территории южного полушария все еще оставалась неизведанной, а существование Южного материка, волнующее весь мир, ─ недоказанным. Этот вопрос раз и навсегда решила русская южно-полярная экспедиция (1819-1821), результатом которой стало открытие последнего материка ─ Антарктиды.

В 1814 году морской министр И. И. де Траверсе сообщил о намерении организовать экспедицию к Северному и Южному полюсам. Это новость вызвала интерес у многих известных и уважаемых во флотских кругах русских ученых-мореплавателей. Так, за разработку концепции и подробного плана экспедиции взялись вице-адмиралы Г. А. Сарычев и В. М. Головнин, а также капитан 1-го ранга И. Ф. Крузенштерн и капитан-лейтенант О. Е. фон Коцебу, настаивавшие на отправке по каждому из направлений «дивизии» из двух кораблей.

К началу 1819 года стараниями де Траверсе идею полярных исследований поддержали в высших кругах, и в феврале того же года от имени Александра I был подписан приказ о формировании экспедиции.
Крузенштерн подчеркивал важность исследования Южного полюса и престиж возможных там открытий. Кроме того, он видел необходимость в основательной подготовке к плаванию, в связи с чем предлагал перенести его на следующий, 1820-й год. Однако министр отклонил его просьбу ─ проект экспедиции был высоко оценен императором и, по его мнению, не терпел отлагательств.

На подготовку оставалось крайне мало времени. Командиром северной дивизии был назначен капитан-лейтенант М. Н. Васильев, южную возглавил капитан второго ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен. С транспортом для экспедиции возникли проблемы. Из-за спешки от строительства специальных кораблей, рассчитанных на плавание во льдах, пришлось отказаться, поэтому выбор пал на обычные шлюпы. Для первой «дивизии», державшей курс на южный полюс, были выбраны военные шлюпы «Восток» и «Мирный».

«Восток» представлял собой трёхмачтовое однопалубное военное судно с водоизмещением в 985 тонн, прямым парусным вооружением и 28 пушками на борту. Он был выбран только потому, что совпадал по конструкции со шлюпом «Камчатка», на момент снаряжения экспедиции пребывавшем в кругосветном путешествии. Шлюп не отличался оригинальностью и был плохо приспособлен для плавания в океанских, тем более ледовых условиях.

«Восток» заложили в 1818 году на Охтенской верфи под руководством корабельных мастеров В. Ф. Стоке и И. П. Амосова. Беллинсгаузен, принявший командование кораблем, отмечал явные недостатки нового судна: его корпус был выполнен из сырого соснового леса на скреплениях из меди, промежутки между шпангоутами (поперечными ребрами корпуса судна) не забраны брусьями, не имелось второй обшивки…

Для экспедиции шлюп посчитали необходимым переоборудовать и укрепить. В результате подводные части корпуса корабля были обшиты медью, железные рулевые петли заменены на медные, добавлены железные стандерсы (опорные стойки, служащие для подкрепления набора в местах вырезов для пушечных портов) и висячие кницы (угольники для скрепления деревянных частей судна), поставлен дубовый руль.

Вторым судном южной «дивизии» стал «Мирный». Построенный помощником известного корабельного мастера Я.А. Колодкиным, шлюп был спущен на воду на Олонецкой верфи в Лодейном Поле близ Петербурга в 1818 году, а после распределен в Балтийский флот. «Ладога» (таково было его первое имя) являла собой трёхмачтовый двухпалубный корабль с 20 пушками, обладавший, по сравнению с «Востоком», меньшим размером и водоизмещением, составившим всего 530 тонн.

По своей конструкции шлюп был непригоден для ответственного плавания в южные широты. Поэтому, когда корабль включили в состав экспедиции, под руководством М. П. Лазарева, ставшего командиром судна, его перестроили и переименовали из «Ладоги» в «Мирный».

В первую очередь увеличили площадь шлюпа: к носовой части был добавлен княвдигед (выдающаяся вперёд верхняя часть водореза), а кормовую удлинили наделкой штульцев (круглые свесы по бокам у кормы судна). Для укрепления корабля его корпус дополнительно обшили дюймовыми досками и тщательно проконопатили, подводную часть покрыли медными листами во избежание обрастания. Кроме того, все снасти судна и его руль были заменены на более прочные, а внутри шлюпа поставлены дополнительные крепления на случай воздействия льдин.

Таким образом, корабли были усовершенствованы и подготовлены к плаванию, однако между ними все же оставалось серьезное несоответствие ─ скорость хода «Востока» (10 узлов) значительно превышала скорость «Мирного». Этот недостаток не помешал отправлению первой «дивизии», но вызывал определенные проблемы во время экспедиции.

4 июля 1819 года, когда все приготовления были завершены, «Восток» и «Мирный» покидают Кронштадт и направляются в Атлантический океан. По пути «дивизия» останавливается в Копенгагене, Портсмуте, после выхода в Атлантику ─ на острове Тенерифе для пополнения запасов провизии и пресной воды, а также закупки навигационного оборудования и мореходных инструментов. Сделав еще одну остановку в Рио-де-Жанейро, экспедиция, наконец, отправляется в антарктические воды.

Для безопасного хода между шлюпами была установлена дистанция: в плохую погоду не больше 5 кабельтовых миль, а в хорошую ─ не больше 8. Продвигаясь к югу, экспедиция встречала на пути уже известные, благодаря другим мореплавателям, острова, что позволяло русским исследователям подробнее их изучить и дополнить карту новыми сведениями. Так, было открыто несколько новых мысов и заливов близ острова Южная Георгия, также выяснилось, что Земля Сандвича ─ не один большой остров, а целый архипелаг (в связи с чем по инициативе Беллинсгаузена он получает новое название ─ Южные Сандвичевы острова). Кроме того, мореплавателям удалось открыть остров Анненкова, Архипелаг Траверсе, в который вошли острова Завадовского и Лескова, и еще несколько островов вулканического происхождения.

Чем ближе «дивизия» продвигалась к югу, тем тяжелее становился путь. Туманная, пасмурная погода создавала плохую видимость, все чаще встречались айсберги. 9 января 1820 года случается первая авария на «Мирном»: корабль ударился носом о льдину, повредив подводный участок корпуса. Повреждение оказалось не слишком серьезным, пробоин не было, и шлюп смог продолжить плавание, однако отремонтировать судно удалось только в Австралии.

15 января 1820 года шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг, и 28 января на расстоянии двух миль обнаружили берег «льдинного материка». Однако подобраться к нему мешала почти сплошная стена многолетних льдов. Весь февраль Беллинсгаузен и Лазарев пытались её преодолеть и продвинуться к материку, почти вплотную подходя к нему около четырех раз, но не преуспели в этом.
Приближалась антарктическая зима, командам необходимо было отдохнуть и пополнить запасы провизии, в связи с чем Ф.Ф. Беллинсгаузен принимает решение об отплытии в Австралию.

Не упуская возможность исследовать по пути и Индийский океан, Ф.Ф. Беллинсгаузен отдает М. П. Лазареву приказ следовать более северным путем. Так, «Восток» и «Мирный» отправляются в залив Порт-Джексон, выбранный для восстановления сил, на расстоянии 120–125 миль друг от друга.

По дороге «Восток» попадает в сильный шторм, в котором серьезно повреждается такелаж судна, что вызывает проблемы с его управлением. Однако, несмотря на это, корабль все же достигает места назначения, опережая «Мирный» на 7 дней.

По окончании ремонтных работ на шлюпах отдохнувший экипаж отправляется на исследование тропической части Тихого океана, после чего 31 октября 1820 года вновь возвращается к полярным исследованиям. Через несколько дней после отплытия в подводной части «Востока» открывается течь, которую с трудом удается устранить, но экспедицию решают продолжить.

К концу ноября шлюпы достигают Антарктики, встретившей их так же сурово, как и в прошлое плавание. 31 ноября «Восток» и «Мирный» натыкаются на сплошную полосу льда и продолжают двигаться вдоль неё в поисках проходов на юг. Когда корабли пересекают полярный круг, команда замечает признаки приближения к суше ─ вокруг шлюпов летает все больше птиц.

Наконец, 22 января 1821 года на горизонте экипаж замечает остров, который позже назовут именем Петра I. А 29 января экспедиция открывает Берег Александра I, близко подойти к которому не удается из-за ледовых препятствий и плачевного состояния шлюпа «Восток». Однако это не отменяло успеха первой «дивизии» ─ открытого ею массива суши было достаточно, чтобы утверждать о существовании Южного материка.

«Восток» и «Мирный» выполнили свою миссию и могли возвращаться домой. Перед отправлением мореплаватели исследуют Южно-Шетландские острова, которые до этого считались единым островом или материком и носили название «Новая Шетландия».

«Дивизия» берет курс на Рио-де-Жанейро. По пути туда шлюпы попадают в сильный шторм: оба корабля получают серьезные повреждения, и «Восток», сильно ослабленный путешествием, спасает только сделанный за день до катастрофы ремонт. Состояние шлюпа вызывало серьезные опасения командира экспедиции, поэтому по прибытии в бразильский город его немедленно отдали на кренгование (во время этой операции корабль наклоняют для осмотра и исправления подводной его части) и обновление корпуса.

Восстановив судно и набравшись сил, экипаж покидает Рио-де-Жанейро и, сделав остановку в Лиссабоне, возвращается в Россию. 5 августа 1821 года «Восток» и «Мирный» прибывают в Кронштадт ─ так заканчивается первая русская арктическая экспедиция.

После завершения исторического плавания «Восток» долгое время использовали для перевозки грузов между Кронштадтом, Рончесальмом и Свеаборгом. Свое существование судно прекратило только в 1828 году.

«Мирный» же стал транспортным судном военно-морского флота на Балтике, где служил до 1830 года.

Подготовила Ирина ЛЕВЧЕНКО. Фото из открытых источников.

20:46