logo

Створ

Створ (навигационный створ, створный знак) - это средства навигационного оборудования на суше, выстроенные в сектор, линию, полосу для обозначения правильного движения судов в трудно проходимых местах.

По дальности видимости створы существуют нескольких видов: 1) створы для малых дистанций - до 4 морских миль; 2) створы для средних дистанций - до 8 морских миль; 3) створы для дальних дистанций до 12 и более морских миль.

По конструкции створы разделяются на линейные, прицельные, щелевые и перспективные.

Линейный створ, или осевой, показывает ось и вектор безопасного хода судна. Он представляет из себя 2, или иногда 3, створных знака, расположенных один дальше и выше предыдущего на некотором расстоянии. Совпадение их центров в зоне видимости означает положение корабля на оси фарватера. Форма линейного створа может быть квадратной, прямоугольной или треугольной.

Прицельный створ это система из трех знаков, которые составляют равнобедренный треугольник. Нахождение одного знака симметрично между двумя другими означает нахождение корабля на оси фарватера и указывает верный курс.

Щелевой створ по конструкции совпадает с прицельным, но показывает не только курс, а еще и ширину фарватера. Центральный створный знак должен находиться в любом месте между двумя крайними, что позволяет судну двигаться не только по оси створа, но и ближе к кромкам.

 Перспективный створ состоит из 2, 3 и более знаков, стоящих друг от друга на одинаковом расстоянии. Линия симметрии, соединяющая центры всех знаков есть линия оси створа. По мере движения судна дальние пары знаков должны симметрично находится между знаками ближайшей пары.

Также существуют лучевой и лазерный створы. Лучевой створ это свет прожектора, направленного по оси фарватера с наклоном 5-10 градусов к горизонту. При движении по оси фарватера световой луч визуально направлен перпендикулярно вверх. При отклонении от оси движения луч становится наклонен вправо или влево. Лазерный створ создается специальным излучающим устройством, которое создает направленный видимый или инфракрасный луч, который может быть виден на десятки километров.

По направлению хода створы могут быть прямые - расположенные по носу судна, и обратные - расположенные по корме. При их совмещении створы становятся встречными.

Также створы классифицируют на специальные и навигационные.

Группу навигационных створ составляют ведущие и поворотные. Ведущие створы устанавливаются для ведения судов по прямолинейным направлениям. Для извилистых каналов используются поворотные створы.

Группа специальных створ состоит из девиационных, лоцмейстерских, тральных, мерных линий и промерных створ.

На спец девиационных полигонах устанавливаются девиационные створы, которые определяют отклонение магнитных компасов. Для закрепления предостерегательных знаков на поверхности воды существуют лоцмейстерские створы. Тральные створы служат для удержания корабля на галсе при тралении, главным образом, в гаванях, бухтах и в узкостях, а также в прибрежных районах с сильным течением. Для обозначений границ территории с конкретной длиной пробега существуют створы мерных линий. Промерные створы предназначены только для ориентировки движения корабля на галсе, а створная линия не является одной из линий положения, определяющих место.