Главная / Энциклопедия / С / Судно на воздушной подушке
logo

Судно на воздушной подушке

Судно на воздушной подушке (СВП, аэролодки) - это судно с динамическим поддержанием плавучести - судно держится на плаву, или точнее парит на некотором расстоянии от поверхности, благодаря подаче воздуха с избыточным давлением под корпус. За счет этого судно может осуществлять передвижение по разным типам поверхности - по воде, грунту или льду.

Статическая воздушная подушка может образовываться по двум схемам: 1) по камерной - подача воздуха производится напрямую в подкупольное пространство; 2) по сопловой - подача воздуха производится через сопла по периметру судна.

Первый прототип судна на воздушной подушке был сконструирован в 1934-1939 годах советским конструктором Владимиром Левковым. А в 1955 году британский изобретатель Кокерелл Кристофер запатентовал конструкцию судна на воздушной подушке соплового типа.

Суда на воздушной подушке преимущественно разделяются на амфибийные и скеговые. Эти два типа различаются уровнем взаимодействия суда с опорной поверхностью.

Амфибийные суда на воздушной подушке не контактируют с поверхностью, по которой передвигаются, поскольку воздух в них подается по всему периметру. Для прохождения препятствий на любой поверхности у амфибийного судна на воздушной подушке есть гибкое ограждение. Такое гибкое ограждение, или “юбка”, предотвращает избыточное использование нагнетаемого воздуха во время поднятия судна на воздушной подушки еще выше от поверхности. При встрече судном каких-либо неровностей или препятствий это гибкое ограждение отклоняется, а после возвращается в исходное положение. Это существенно снижает ударную перегрузку судна и сводит ее к минимуму.

Скеговые суда на воздушной подушке поднимаются над поверхностью не полностью и ходят только по воде. Такие суда имеют жесткие боковые стенки, или скеги, погруженные в воду и заключенные между жесткими или гибкими поперечными ограждениями. Переменной величиной могут обладать форма, профиль, ширина, уровень углубленности поперечных ограждений. Их конфигурация зависит от уровня форсируемых волн и степени мореходности судна.