Сухогрузное судно или сухогруз - это речное или морское судно для перевозки сухих грузов. Грузы в таком судне находятся в стандартных морских контейнерах, либо навалом, или в малой упаковке - в ящиках или бочках.
Сухогрузы оснащены кранами и стрелами, чтобы производить погрузку и разгрузку перевозимого. Основную часть корпуса судна занимают трюмы для грузов, а некоторые современные сухогрузы оборудованы рефрижераторным трюмом для охлаждения некоторых грузов. Машинное отделение стандартно расположено в корме корабля или немного смещено в нос. В зависимости от величины судна подъёмные средства могут быть до 10 тонн на небольших сухогрузах, от 30 до 200 тонн для больших судов.
Существуют сухогрузные судна малые (однопалубные), и большие ( двух-, трехпалубные). Грузоподъёмность универсального сухогруза около 4-6 тыс. тонн, у больших 16-25 тыс. тонн. Скорость соответственно от 14 до 16 узлов и от 20 до 22 узлов.
Самое большое сухогрузное судно на данный момент это норвежский “Берг Шталь” для перевозки руды, который был построен в Южной Корее в 1986 году.
Сухогрузы делятся на разные категории транспортируемого содержимого:
➢ Специальное судно, например балкер - доставляет массовый груз насыпью и навалом. Грузом могут быть полезные ископаемые, зерновые и другие сыпучие грузы;
➢ контейнеровоз - судно для транспортировки грузов в морских контейнерах;
➢ лесовоз - судно для транзита всевозможных видов дерева, бревен, досок;
➢ также есть судна для транзита крупногабаритных грузов: автомобилей, грузового транспорта и даже железнодорожных вагонов.
Современные сухогрузные суда могут быть смешанного типа и перевозить несколько категорий груза.