logo

Рында

Рындой называется небольшой корабельный колокол. Причем, рында — это не сам колокол, а его звук, однако колокол наименовали рындой. Название прижилось и укрепилось за пять веков настолько, что стало традиционным талисманом мореходов. Удары в рынду обозначали время, пожарную тревогу, предупреждения о движении судна при тумане.

Даже в наш век развитых современных технологий судостроение не отказалось от установки на морских и речных судах рынд. Рынды по-прежнему используются при возникновении сложных экстренных ситуаций на борту наряду с современными системами оповещения. Для нынешних моряков корабельный колокол – это не столько сигнальный инструмент, сколько талисман. На внешней стороне рынды обязательно гравируется название судна.

Размышляя о целесообразности установки колоколов на современных судах, невозможно не окунуться в историю, начиная с петровских времен. Интересно узнать, почему именно рындой стали называть судовой колокол. 

Первыми небольшие колокола начали устанавливать на кораблях британцы еще в 15-16 веках, а затем и все окресные судопроизводители восприняли эту традицию. 

Благодаря реформам Петра Первого корабельный колокол на русских судах начали устанавливать в начале 18 столетия. В 1720 году был разработан «Морской устав» для всего флота России, и он во многом опирался на британский вариант. По новому чину корабельные команды отдавались на английском. Ring a bell!, что значит «бей в колокол!» русские моряки переделали в более простое по звучанию словосочетание «рынду бей!». С тех пор корабельный колокол и стали называть рындой. 

Рынду били, когда нужно было обозначить время и для предупреждения другим судам при тумане или в сумерках. В соответствии с новым морским уставом, рынду изготавливали, делая в форме для отливки название судна, где и предполагалось устанавливать колокол. 

Даже когда на корабле менялось название, прежний колокол с первым названием оставляли. Благодаря этой традиции можно было идентифицировать затонувшие корабли - колокол прекрасно сохранялся под водой даже длительное время, словно дожидаясь, когда его извлекут водолазы.

Сегодня возможность установки рынды регулируется Правилами предупреждения столкновений судов в море. Согласно данным Правилам, колокол нужно устанавливать на всякое судно при его длине более 12 метров. Звон колокола служит в качестве предупреждения через звуковые сигналы в состоянии плохой видимости, попадании корабля на мель или вынужденной стоянки на якоре.