logo

Танкер

Танкер - это самоходное наливное судно для перевозки жидких грузов.

Во второй половине 19 века происходило активное освоение территорий нефтерождения. Нефти добывали все больше, и вместе с количеством росла и потребность ее транспортировки на дальние расстояния. Небольшие парусные суда, используемые для перевозки, не могли похвастаться большой вместимостью.

Прародитель парохода-танкера появился в Российской империи в 1873 году. От Бакинского района добычи необходимо было переправлять нефть в центральную Россию. Для этих целей братья Артемьевы перестроили парусную шхуну “Александр” и стали переправлять на ней нефть. В корпус шхуны были встроены специальные железные ящики для налива, а выгрузка осуществлялась с помощью насоса.

Крупная нефтяная компания братьев Нобель заинтересовалась идеей братьев Артемьевых и заказала в 1876 году постройку первого в мире парохода-танкера. Так, в Швеции был построен “Зороастр”, водоизмещением в 400 тонн и дедвейтом примерно в 250 тонн. По изначальному плану предполагалось, что груз будет заливаться в 8 цистерн, правда через непродолжительное время от этой идеи отказались и было решено заливать нефть прямо внутрь танкера. В 1885 году все те же братья Нобель построили в Швеции первый морской танкер “Свет”, для переправки нефти по Черному морю.

Крупный танкер с дедвейтов в 3000 тонн, «Glückauf», был сконструирован в Англии в 1886 году. Он сочетал в себе накопленный опыт российских танкеров и улучшенную конструкцию парохода. Так, «Glückauf» стал основным прообразом танкера на следующие 50 лет.

В наше время танкеры могут быть различными по габаритам и  грузоподъемности. Корабль танкер оборудован насосами для перекачки перевозимых жидкостей в порту. Насосное оборудование располагается в нижней части корпуса в грузовом пространстве, разделенном на отделения переборками.

Танкеры по назначению делятся на несколько групп: нефтяной танкер, танкер-продуктовоз, танкер-газовоз, танкер-химовоз, танкер-бункеровщик. Есть смешанные виды танкеров, которые могут перевозить как жидкий груз, так и сухогруз: танкер-площадка, блактанкер.

По пожарной безопасности современные танкеры делятся на два класса: 1) для грузов с температурой вспышки ниже 60 градусов, 2) для грузов с температурой вспышки выше 60  градусов.

Также танкеры делятся на категории по количеству перевозимой нагрузки: 1) малотоннажные (6-24,9 тыс. тонн); 2) среднетоннажные (25-44,9 тыс. тонн); 3) крупнотоннажные (45-320 тыс. тонн); 4) супертанкер (более 320 тыс. тонн).