Главная / Актуально / «Нева» судостроительная
logo

«Нева» судостроительная

В петербургском «Экспофоруме» 18-21 сентября работала 17-я международная выставка и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева-2023». Рассказ о судостроительных итогах прошедшей выставки ─ в нашем материале.

Масштабы выставки, проводимой раз в два года в Северной столице, впечатляют и непрерывно растут. Общая площадь экспозиции в 2023 году составила почти 40 тыс. кв. м. Гостями и участниками стали не только многочисленные российские компании и организации, но и делегаты из стран СНГ, Китая, Турции, Индии, Вьетнама, Индонезии.

Популярностью у посетителей пользовались стенды Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Корпорации морского приборостроения, Российского морского регистра судоходства, Крыловского государственного научного центра, ГК «Росатом», ССК «Звезда», СК «Ак Барс», Центра технологии судостроения и судоремонта, Онежского судостроительно-судоремонтного завода, НПК «Морсвязьавтоматика», машиностроительного предприятия «Винета», компаний «Ситроникс», «Протон-Электротекс», «Нордик Инжиниринг», «Нева Тревел», ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова.

Такие разные круизные лайнеры и не только

К слову, экспозиция ОСК стала крупнейшей на выставке. Корпорация впервые презентовала модели круизного лайнера проекта 00840 «Карелия», арктического круизного лайнера и морского пассажирского катамарана на 150 человек, кормового морозильного траулера проекта КМТ 02.01 «Норд Пилигрим», многоцелевого сухогруза проекта 15760 «Донбасс» и танкера-химовоза проекта 90101 «Иберия». Всего же было заявлено более 30 моделей судов и морской техники.

Так, первый лайнер типа «Карелия», который сейчас строит нижегородский завод «Красное Сормово», планируется ввести в эксплуатацию в навигацию 2025 года. А его первым водным путешествием станет круиз по новому маршруту «Поморское кольцо». Суда этого типа смогут курсировать в Каспийском, Черном, Азовском и Белом морях с возможностью захода в акваторию Финского залива. На первый сезон 2025 года на новом теплоходе проекта «Карелия» компания «Водоходъ», которая будет его эксплуатировать, запланировала 10 круизов разной продолжительности.

А в зимнее время, как сказал главный конструктор проекта из конструкторского бюро «Вымпел» Алексей Вьюшкин, лайнер можно будет использовать как гостиницу на воде, чтобы увеличить экономический эффект от эксплуатации судна.

«Будут ее («Карелию» ─ прим. ред.) ставить, подключать к береговому питанию, то есть она не сама будет вырабатывать энергию для себя. И, соответственно, будет работать как гостиница», ─ уточнил он.

Однако для эксплуатации судна подобным образом необходима специальная портовая инфраструктура. Так, нужно обеспечить подвод электроэнергии и подвоз воды, а на месте стоянки оборудовать причальные стенки.

Кроме того, судно в случае необходимости возможно модифицировать для международных рейсов. «Есть такие варианты, их представляли заказчику, пока заказчик думает», ─ сказал конструктор.

Что касается арктического круизного лайнера, то отметим, что его разработали в ЦМКБ «Алмаз». Судно предназначено для морских круизов и перевозки персонала в арктических морях, оно сможет организовать высадку пассажиров даже на необорудованный берег.

Российский сухогруз-контейнеровоз, модель которого также была представлена на стенде ОСК, сможет перевозить контейнеры международного стандарта, в том числе рефрижераторные, пакетированные пиломатериалы, круглый лес. Максимальная контейнеровместимость составит 531 TEU. Первый контейнеровоз корпорация планирует представить в 2024 году. Стоимость каждого судна составляет около 1,7 млрд рублей.

Напомним также, что первый российский проект универсального сухогруза-контейнеровоза 00108 разработан нижегородским конструкторским бюро «Вымпел» (входит в ОСК). Новые суда соответствуют классу «Волго-Дон макс». Они смогут эксплуатироваться в морских районах и на внутренних водных путях РФ с учетом ограничений по габаритам и осадке.

«Янтарные» контракты

Довольно эффективной оказалась «Нева» как площадка для ПСЗ «Янтарь»:  с ССЗ «Вымпел» был заключен договор о строительстве плавучего дока спусковой способностью 10 тысяч тонн. Технический проект и конструкторская документация дока выполнены ЦМКБ «Алмаз» (входит в ОСК). А работы по изготовлению и сборке секций выполнит ССЗ «Вымпел». Затем водным путём их транспортируют в Калининград.

Кроме того, гендиректор «Янтаря» Илья Самарин подписал сразу пять договоров о поставке оборудования для большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ) «Виктор Гаврилов» проекта 5670, а с ООО «ЦПС «ОСК-Движение» договорился о поставке комплекта главных дизель-генераторов и стояночного дизель-генератора для проекта многофункционального аварийно-спасательного судна MPSV06M.

СНСЗ: Петербург ─ Крым ─ «цифра»

Гендиректор другой входящей в ОСК верфи ─ АО «СНСЗ» ─ Владимир Середохо рассказал, что завод рассматривает возможность расширить свои площадки в Крыму. «У нас есть там предприятие «Море» и предприятие «Судокомпозит», это хорошие площадки для того, чтобы в них вкладываться», ─ уточнил он.

По словам Середохо, ресурсы предприятия увеличились с внедрением проекта «Цифровая верфь», который позволил существенно оптимизировать огромную часть работы. Например, на заводе уже более восьми лет нет бумажного документооборота, работает единая цифровая сеть. Благодаря этому проекту выработка на предприятии к следующему году увеличится в три раза по сравнению с 2014-м. Еще 10 лет назад она была 800 тыс. часов, теперь же за счет цифровизации, автоматизации и оптимизации множества процессов позволит выйти на 2,5 млн.

Кроме того, инвестпрограмма верфи позволит увеличить производительную мощность минимум на 30% уже к 2026 году. Гендиректор заметил, что все необходимые объемы инвестиций предприятие получит примерно через год. Причем часть этих денег по плану обеспечит государство, так как оно напрямую заинтересовано в развитии морской техники. Для полноценного планового развития предприятия, по словам Середохо, нужно вложить порядка 3 млрд рублей.

Инновации «Ак Барса» и планы на экспорт

Ярко проявила себя на выставке и судостроительная корпорация «Ак Барс». Во-первых, корпорация представила модель прогулочно-экскурсионного судна с энергетической установкой на водородных топливных элементах. Оно предназначено для перевозки пассажиров и туристических групп по внутренним водным путям. Пассажировместимость составит 10 человек.

Ранее гендиректор корпорации Ренат Мистахов говорил, что «Ак Барс» планирует сдать первое пассажирское судно на водородном топливе до конца текущего года. Поставку энергетического оборудования для первого такого теплохода ожидают в октябре. Также будет нужно определиться с будущим полигоном для испытаний судна, потому что водород не любит минусовые температуры. В итоге корпорация получит инновационный проект, который подтвердит возможности российского производителя.

А во-вторых стало известно, что корпорация планирует производить морские суда на подводных крыльях. По мнению гендиректора, у них есть экспортный потенциал. «Для экспорта в основном вызывают интерес суда на подводных крыльях не речные, а морского типа. Поэтому работаем над темой создания таких «Метеоров», ─ сказал он.

Корпорация обсуждает строительство восьми скоростных пассажирских судов на подводных крыльях проекта 03830 «Метеор-2020» в 2024─2025 годах.  

Будут ли у Fesco российские контейнеровозы?

Еще одним заметным явлением «Невы» стала Транспортная группа Fesco. Компания сохранила интерес к приобретению контейнеровозов, построенных на верфях ОСК, но есть нюансы.

Как пояснил председатель совета директоров Андрей Северилов, пару месяцев назад представители Fesco были на верфи в Астрахани, где приступили к строительству контейнеровоза проекта 00108.

Однако цену и сроки в компании не считают приемлемыми с точки зрения экономической эффективности эксплуатации судов в составе своего флота. Тем не менее, Fesco находится в диалоге с коллегами из ОСК и надеется на оптимальные условия как по цене, так и по срокам строительства судов. «Если итоговое предложение будет для нас экономически выгодным, то мы с большой долей вероятности купим контейнеровозы», - уточнил Северилов.

Кроме того, Транспортная группа планирует внедрять на своих судах автономные системы судовождения. В Fesco уже договорились с Sitronics о разработке проекта. А тестировать эти системы пока будут на судах небольшой вместимости на Дальнем Востоке.

Итак, выставка «Нева-2023» завершилась. На ключевом отраслевом событии года собрались 646 экспонентов, в том числе 539 российских компаний и 107 зарубежных. В этом году выставка заняла четыре выставочных павильона КВЦ «Экспофорум» E, F, G, H, межпавильонное пространство и пассаж.  Суммарное ее посетило более 34 тыс. человек из 25 стран. В рамках деловой программы 408 спикеров поделились экспертным мнением по самым острым вопросам отрасли. За 4 дня на площадке выставки было подписано 19 соглашений о сотрудничестве.

 Марина ЛАЙД.  Источники фото: оргкомитет выставки, пресс-служба ОСК.

12:58