Главная / Актуально / У России два союзника ─ армия и флот
logo

У России два союзника ─ армия и флот

Международный военно-технический форум "Армия-2023" проходил с 14 по 20 августа в конгрессно-выставочном центре "Патриот", на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка (Московская область).

По оценкам экспертов, за семь дней работы форума его мероприятия посетили почти 1,1 млн человек, а участниками стали делегации оборонных ведомств 83 иностранных государств. Свыше 28 тыс. образцов продукции военного и двойного назначения представили около 1,5 тыс. ведущих российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, в том числе и судостроительные предприятия.

Обсуждение актуальных для армии и флота вопросов в рамках деловой программы и заключение контрактов пришлись на первую часть работы форума, а с 18 по 20 августа площадки форума могли посетить все желающие. Сегодня уже можно подвести итоги и заглянуть в портфель заказов отдельных судостроительных заводов, которым улыбнулась удача.

Пополнение для ВМФ РФ

Начать хочется с масштабных проектов Адмиралтейских верфей – подводных лодок «Можайск» и «Великие Луки». Обе они будут переданы ВМФ России до конца года. Первая строилась по проекту 636.3 для Тихоокеанского флота, вторая – по проекту 677 для Северного флота.

Подлодка "Можайск" была заложена 23 августа 2021 года, спущена на воду 27 апреля 2023 года. В настоящее время завершаются ее государственные испытания. Дизель-электрическую субмарину "Великие Луки" заложили 10 ноября 2006 года, затем она была перезаложена 19 марта 2015 года и спущена на воду 23 декабря 2022 года.

Кроме того, в рамках форума стало известно, что тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" проекта 11442М после ремонта и модернизации выйдет на испытания в мае 2024 года. По словам главы "Севмаша" Михаил Будниченко, крейсер находится на завершающем этапе ремонта и модернизации. Идет отделка кают, наладка оборудования и корабельных систем. В работе участвуют более 3 тыс. человек.

Одновременно идут швартовые испытания корабля, он готовится к заселению экипажа. Михаил Будниченко также заверил, что "Адмирал Нахимов" после передачи Военно-морскому флоту прослужит как минимум 30 лет. Как отметил глава «Севмаша», это уникальный в плане технического оснащения корабль: в нем полностью реализован потенциал, который заложен в проекте. Крейсер способен успешно выполнять боевые задачи в любой точке Мирового океана при любых погодных условиях.

Есть контакт? Есть контракт!

Удачными контрактами с Министерством обороны (МО) РФ в этот раз могут похвастать Сокольская судоверфь (Нижегородская область) и Ярославский судостроительный завод. Так, с "Сокольской судоверфью" МО подписало контракт на поставку катеров-торпедоловов проекта 1388Н3ТМ. Подписи под документом поставили начальник Главного управления вооружения ВС РФ Анатолий Гуляев и первый замдиректора "Сокольской судоверфи" Александр Лазарев.

Напомним, 19 марта 2021 года в Новороссийске состоялась торжественная церемония подъёма Андреевского флага и ввода в корабельный состав Черноморского флота нового катера-торпедолова ТЛ-2195 - головного катера проекта 1388Н3Т. Катер предназначен для поиска, подъёма с воды на борт или буксировки практических торпед, которые были применены во время учебных торпедных пусков, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях.

С Ярославским же судостроительным заводом заключен контракт на строительство и поставку морских буксиров проекта 23470. Эти буксиры предназначены для выполнения морских буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде; проводки судов в акватории портов и постановки к причалу. В кормовой оконечности судна расположена площадка для приёма и взлёта вертолетов. Наличие крана грузоподъемностью 20 тонн при вылете стрелы 13 м с активной компенсацией качки позволяет буксиру самостоятельно выполнять грузовые операции и обслуживать вертолетную площадку как на тихой воде, так и в морских условиях. Район плавания - неограниченный в соответствии с классом ледовых усилений Arc 4.

В этот раз подписи под документом поставили все тот же Анатолий Гуляев и гендиректор Ярославского судозавода Вячеслав Карпов.

Только 16 августа МО в рамках форума подписало и вручило предприятиям ОПК госконтракты на сумму более 400 млрд рублей. Как сказал Анатолий Гуляев, было подписано 11 и вручено 9 государственных контрактов, по которым в ВС РФ поступит военная и специальная техника.

Кто на новенького?

На такой форум, как «Армия», съезжаются еще и для того, чтобы познакомиться с новинками. Большое внимание гостей форума «Армия-2023» привлек безэкипажный катер РК 700М разработки Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ). За основу был взят катер РК-700М проекта 03080. Он строится из композитных материалов с использованием технологии малозаметности, в соответствии с правилами уменьшения радиолокационного обнаружения. Катер имеет жестко модульную конструкцию. Корпус и палуба - стеклопластиковые, корпус имеет протекторную защиту. В качестве движителя используется водомет. Способен развивать скорость 20 узлов, крейсерская скорость – 5 узлов. Оснащен блоками управления, связи, навигации, складывающейся мачтой. В безэкипажный комплекс также входят прицеп для транспортировки, переносное автоматизированное рабочее место оператора и командно-транспортный модуль.

Преимущества катера – в его функциональных возможностях. Он может проводить оперативные гидрографические и поисковые работы: осуществлять промер с инструментальной оценкой дна, буксировку гидроакустической косы, датчиков и специальных устройств, патрулировать акваторию, обнаруживать малые беспилотники, неуправляемые автоматические подводные аппараты, усиливать оборону береговых баз без основных противолодочных сил.

Такой «монстр», как Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), представила на форуме рекордное количество проектов – 17. Это новые модели и натурные образцы как военных, так и гражданских проектов. Один из них - катамаран HSC150. Судно для скоростных пассажирских перевозок на местных линиях на дистанции до 1 тыс. км по внутренним водоемам и прибрежным районам морей. Пассажировместимость судна составляет 150 человек, в том числе три места для пассажиров с ограниченными возможностями. На судне предусмотрена установка системы ночного видения и комплекта прожекторов, с помощью которых оно сможет эксплуатироваться и в ночное время.

Чем живут судозаводы

Как и любой другой весомый российский форум, «Армию» всегда отличает насыщенная деловая программа, в рамках которой удается узнать, чем живет сегодня судостроение.

К примеру, «Северная верфь» планирует сформировать портфель заказов только на 2024 год, поскольку сейчас предприятие, строящее ракетные фрегаты и корветы, загружено полностью. По словам генерального директора Игоря Орлова, сейчас для завода не ставится в качестве приоритетного вопрос закладки еще одного судна или корабля: верфи необходимо выполнить уже взятые обязательства как в области гражданского судостроения, так и в области кораблестроения. Поэтому в ближайшее время никаких закладок на предприятии не планируется. Игорь Орлов напомнил, что сейчас завод строит порядка 10 военных кораблей и 10 гражданских судов.

В то же время Северная верфь готовит новый конкурс на строительство эллинга для возведения крупнотоннажных кораблей и судов. При непосредственном участии минпромторга РФ формируются документы для того, чтобы подтвердить необходимый объем финансирования и провести новый конкурс с другим подрядчиком. Это строительство было приостановлено из-за ряда факторов, в том числе и из-за того, что прежние подрядчики не смогли выполнить взятые на себя обязательства.

А судостроительная корпорация "АК Барс" надеется, что ей удастся реализовать собственные планы по сдаче по итогам года 10 гражданских судов. Это и буксиры, это и «Метеоры», и судно на водороде. Как сказал генеральный директор корпорации Ренат Мистахов, все должно идти по плану. Он напомнил, что корпорация уже сдала шесть судов. Кроме того, продолжается работу по созданию пассажирского судна на водородном топливе: полностью сформирован корпус, ведется работа по монтажу оборудования, электромонтажные работы и отделка. "Здесь все, согласно контракту", - добавил он.

Также в рамках форума стало известно, что еще одно значимое российское судостроительное предприятие - АО "Рыбинская верфь" – готовится провести окончательную стадию испытаний судна на воздушной подушке "Хаска-10". «Мы планируем начать их в конце сентября. Пока нет льда, безо льда испытаем ее. Когда встанет лед, окончательно испытаем ее в ледовых условиях», - уточнил генеральный директор Игорь Васько, поделившись надежой полностью завершить испытания до Нового года.

По словам Васько, заказчики потенциальные уже есть, по окончании всех испытаний можно будет говорить о начале производства.

Напомним, "Хаска-10" разработана Рыбинской верфью по заказу минпромторга России. К разработке судна предприятие приступило в начале 2018 года. Она ведется в рамках госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы". Это судно на воздушной подушке может передвигаться в любых условиях при температуре до минус 50 градусов. Как сообщал генеральный директор предприятия, к судну проявляет большой интерес Военно-морской флот России.

Яркий штрих

На площадке форума два предприятия Объединенной судостроительной корпорации получили кубки Министерства обороны РФ за достижения при выполнении гособоронзаказа. Речь идет о петербургских предприятиях – Адмиралтейских верфях и Средне-Невском судостроительном заводе. Первые качественно и в срок выполняют гособоронзаказ по строительству дизель-электрических подводных лодок проектов «Лада» и «Варшавянка», а второе – по строительству противоминных кораблей проекта «Александрит». Всего же Минобороны наградило 8 предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Марина ЛАЙД.  Источники фото: оргкомитет форума, пресс-служба Южного военного округа, пресс-служба ОСК, КМЗ, концерна «Калашников».

23:24