Главная / Актуально / ПМЭФ-2023 в фокусе водного транспорта: ключевые итоги
logo

ПМЭФ-2023 в фокусе водного транспорта: ключевые итоги

В Санкт-Петербурге 17 июня завершился традиционный международный экономический форум. Основное внимание было уделено развитию деловых связей и расширению контактов с торговыми партнерами из стран СНГ, арабского мира, Индии, Китая, ЕАЭС – АСЕАН, Латинской Америки.

Главным ожиданием от ПМЭФ-2023 стало обозначение вектора международных, государственных, экономических и социальных задач на перспективу. Наиболее многочисленными стали делегации ОАЭ, Китая, Индии, Мьянмы, Казахстана, Кубы и США. В работе форума приняли участие более 6 тыс. представителей российского и иностранного бизнеса из более чем 3 тыс. компаний из 75 стран и территорий. На площадке форума подписано более 900 соглашений на общую сумму 3 трлн 860 млрд рублей (включая 43 соглашения с представителями иностранных компаний, в том числе два – с Италией и Испанией).

С 2005 года ПМЭФ, проходящий ежегодно с 1997 года, организуется под патронатом и при участии президента Российской Федерации. В этот раз на пленарном заседании форума Владимир Путин уделил особое внимание масштабному развитию транспортной и логистической инфраструктуры нашей страны. Была отмечена масштабная работа по обновлению морского торгового флота.

Как сообщил глава государства, для реализации масштабной судостроительной программы будут привлечены средства Фонда национального благосостояния. Только в рамках данной программы в 2023–2027 годах на российских судоверфях запланировано строительство не менее 260 судов. Кроме того, продолжится строительство ледокольного флота.

Самый значительный судостроительный контракт

Пожалуй, самым знаковым событием в сфере судостроения в рамках прошедшего ПМЭФ-2023 стал тот факт, что заводу «Красное Сормово» предстоит построить серию из 34 сухогрузов проекта RSD59: ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) подписали соотвествующий контракт. Подписи под документом поставили Михаил Першин и Евгений Дитрих.

Вице-премьер РФ Денис Мантуров подчеркнул, что это самая большая серия строительства судов за всю историю ОСК. По его словам, эти 34 сухогруза призваны качественно обновить численность флота и увеличить объемы грузовых перевозок морскими и внутренними водными путями. Также при проектировании данных судов максимально будут использоваться отечественное судовое оборудование и комплектующие.

Гендиректор ОСК Алексей Рахманов назвал нижегородский завод самым эффективным предприятием России с точки зрения строительства крупных серий гражданских судов: благодаря использованию производственной системы строительство одного сухогруза проекта RSD59 удалось сократить по времени в полтора раза – с 9 месяцев до 6. Суда хорошо себя зарекомендовали, поэтому вполне логично, что заказчики решили продолжить работу с сормовичами и ОСК.

Глава завода Михаил Першин подчеркнул, что этот заказ позволит обеспечить полную загрузку мощностей предприятия на ближайшее время. «Особо отмечу, что все суда новой серии сухогрузов будут сданы в срок», – добавил он.

Планируется, что сухогрузы будут переданы заказчику тремя партиями: 10 судов – до конца 2024 года, 12 судов – до конца сентября 2025 года и еще 12 судов – до конца января 2027 года.

Что в планах у ОСК?

Что же касается самой Объединенной судостроительной корпорации, то она планирует передать заказчикам до конца года от 28 до 31 гражданского судна. Накануне ПМЭФ первый рейс на остров Котлин совершил новый пассажирский катамаран производства СНСЗ, а на самом заводе было заложено еще четыре катамарана. Кроме того, Алексей Рахманов отметил, что ОСК завершает проектирование большого парома, который будет ходить поперек Каспия и участвовать в реализации маршрутов «Большого шелкового пути» через Казахстан и кавказские республики.

На ЮЦСС стартовало строительство серии универсальных сухогрузов-контейнеровозов проекта 00108 для МТК «Север-Юг». «В дополнение к тем мультимодальным перевозкам, которые уже очевидны, мы планируем запустить регулярную контейнерную линию, которая будет работать от Санкт-Петербурга и северных морей до севера Ирана, а дальше уже через трансмодальные перевозки можно достичь Индии», - сказал он.

Также в рамках ПМЭФ Балтийский завод, который входит в ОСК, и комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга подписали соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. Соглашение поможет развить рынок технологий и привлечь инвестиции в промышленность города. В частности, речь идёт о модернизации и развитии производственного комплекса завода в целях повышения качества продукции и производительности труда. Напомним, Балтзавод - единственный завод в мире, который строит атомный ледокольный флот.

Пять новых «Метеоров» для Петербурга

А комитет по транспорту Санкт‑Петербурга и АО «Научно-производственное предприятие (НПП) «Радар ммс» намерены сотрудничать с целью развития в Петербурге флота скоростных судов. «Метеоры, которые в настоящее время эксплуатируются на водных маршрутах нашего города, достаточно возрастные. Средний возраст - более 30 лет. Нужно обновлять подвижной состав. Заключённое соглашение как раз на это направлено», - отметил глава профильного комитета Валентин Енокаев. Руководитель «Радар ммс» Георгий Анцев поддерживает чиновника, поскольку Петербург по праву считается флагманом водных туристических маршрутов. По мнению Анцева, Северная столица преобразится с появлением на ее водных артериях современных, ярких, комфортабельных теплоходов «Метеор 120Р».

На первом этапе запланирована поставка 5 новых теплоходов.

В Белом море, в белой пене

Активно договаривались о сотрудничестве и регионы. Так, Мурманская и Архангельская области намерены развивать круизный туризм в Белом море. Речь идет о круизных маршрутах, включающих береговые программы по территории двух областей, в том числе развитие маршрута «Поморское кольцо» Архангельск – Соловецкие острова – Кандалакша. Подписи под документом поставили губернаторы Андрей Чибис и Александр Цыбульский, руководители круизных компаний «Водоходъ» Ришат Багаутдинов, «Экспресс-тур» Антон Нешатаев и «РД-Трэвел» Вадим Мамонтов.

Андрей Чибис при этом подчеркнул, что в прошлом году Мурманскую область посетили 540 тыс. человек, что является  рекордом среди регионов Арктической зоны страны. «Развитие маршрута «Поморское кольцо» поможет привлечь еще больше туристов для знакомства с нашим красивым Севером», – добавил он.

Одним судоремонтным комплексом больше

На форуме стало известно, что Архангельская область намерена развивать не только круизный туризм, но и судоремонт: в регионе сформирован инвестпроект по строительству высокотехнологичного судоремонтного предприятия.

Новый судоремонтный комплекс сможет обслуживать целевой сегмент, включающий более чем 200 судов – морских и смешанного плавания – или 40% всего арктического флота, который, по оценкам экспертов, будет сформирован в количестве 800 судов к 2030 году в связи с реализацией крупных инвестпроектов и планов по увеличению грузопотока по трассе Северного морского пути до 220 млн тонн к 2035 году.

Задача - обеспечить СМП кадрами и ледоколами

Как всегда на крупных экономических форумах страны, в центре внимания был Северный морской путь (СМП). Залогом его развития было названо создание и развитие инфраструктуры, в том числе береговой. Об этом говорили участники сессии «Северный морской путь. Итоги и планы» на ПМЭФ.

«Северный морской путь — это, в первую очередь, маршрут на азиатские рынки. Безопасность, технологичность и устойчивость Севморпути с каждым днем становятся все более очевидными все большему количеству партнеров», - сказал спецпредставитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов.

По его словам, на сегодняшний день удалось обеспечить взаимодействие со всеми грузоотправителями, улучшить прогнозирование ледовых условий: каждый рейс спланирован и обеспечен ледокольным сопровождением. В то же время важнейшими задачами на текущий момент являются обеспечение кадрами и введение в эксплуатацию новых ледоколов.

Сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы Сакико Хатайа считает, что навигация по Северному морскому пути будет возможна в течение всего года: такие технические возможности имеются. Именно поэтому все больше стран думают об этом пути как об альтернативном для своих грузов.

К примеру, в сотрудничестве с РФ на трассе Северного морского пути заинтересованы Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). «Устанавливаем связь между Ближним Востоком и Дальним Востоком, между югом и севером, между песками и льдами. Одно из важнейших направлений – партнерство на трассе Севморпути. Сейчас мы "раскатываем" этот маршрут углеводородами и металлами, создаем инфраструктуру, строим ледоколы и порты. Достижение грузооборота в 200 млн тонн к 2031 году превратит СМП в глобальный транспортный коридор, по сути, в единственный альтернативный путь связи Европы и Азии. ОАЭ как страна с амбицией глобального логистического хаба такую перспективу вряд ли упустит и уже высказывает высокую заинтересованность в сотрудничестве», - так прокомментировал встречу с коллегой из ОАЭ глава минвостокразвития России Алексей Чекунков.

 

Марина ЛАЙД. Фото: фотобанк Росконгресса, пресс-служба ОСК. 

22:47