Главная / Актуально / Число посадок на мель в Волжском бассейне возросло в три раза
logo

Число посадок на мель в Волжском бассейне возросло в три раза

В завершившуюся навигацию 2021 года в Волжском бассейне перевезено 1 млн 234 638 пассажиров, пассажирским флотом было выполнено почти на 3000 рейсов  больше, чем в 2020-м году. Такие цифры были озвучены на традиционной встрече представителей судоходных компаний региона, совмещенная с очередным заседанием общественного совета Волжского бассейна. Как сообщили в Росморречфлоте, встреча прошла под председательством руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Дмитрия Бессмертного.

Участниками знакового для речного бизнес-сообщества мероприятия стали руководители  АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ЗАО «СК БашВолгоТанкер», ОО «Прайм Шиппинг», ОА «Саратовское речное транспортное предприятие», группа компаний «ГАМа», ЗАО «Ока», АО «ГОТХ»,  ООО «СК Белмакс», ООО «Волго - Балтийский флот», ООО «Ярбункер».  Порты региона были представлены руководителями АО «Чебоксарский речной порт», АО «Ульяновский речной порт», ПАО «Порт Тольятти».

С докладом по итогам работы Администрации Волжского бассейна в навигацию 2021 года и задачами на предстоящую навигацию выступил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Сергей Булашов. Анализ аварийности в Волжском бассейне в навигацию 2021 года представил начальник Волжского УГМРН-главный государственный инспектор Госморречнадзора Александр Крюков. О подготовке Волжского бассейна  к пропуску паводка на водохранилищах Верхней Волги рассказал руководитель Верхне-Волжского бассейнового водного управления Александр Баринов. Вот основные тезисы прозвучавших выступлений.

Гидрологические условия навигации 2021 года были относительно благоприятными

В навигацию 2021 года в Волжском бассейне действовало около 162 сухогрузных причалов, 28 нефтеналивных причалов, 84 пассажирских причалов и остановочных пунктов. Было перевезено  41398924 тонны грузов, что на 412 690 тонн больше, чем в 2020 г. Строительных грузов перевезено  26 281 607 т. (на 10,42% больше), наливных 8 849 452 т. (плюс 14,6%).  Больше, чем в предыдущем году перевезено соли и  лесных грузов.

Общая протяжённость внутренних водных путей в границах Волжского бассейна составляет 9252,3 км (на 21 км больше, чем в 2020 году, +0,2%). В 2021 году на карте бассейна появились новые водные пути.  В соответствии с письмом Росморречфлота от 14.02.2022г. количество земснарядов – 13 ед, обстановочного – 41 ед. и промерного – 8 ед. флота.

Гидрологические условия навигации 2021 года были относительно благоприятными, за исключением Нижней Волги, где уровни воды опускались ниже проектных значений. 

 Водные пути, по которым в сравнении с 2021 годом улучшены показатели: на р. Вятка –  два участка протяженностью 5  и 1,1 км., на р. Волга – две судоходных трассы протяженностью 4 и 1 км., на Чебоксарском и Волгоградском водохранилищах – подходы к пристани населенного пункта Лысково (4 км.) и причалу Новониколаевский (3 км), на р. Волга – несколько подходов, в т.ч. к порту Ахтубинск (6 км) и др. На девяти участках повышена категорийность, на двух - увеличена глубина.   

Степень насыщенности водных путей навигационными знаками, осталась, как и в предыдущие годы - один знак на один км.

Фактический объем выполненных транзитных землечерпательных работ в навигацию 2021 года составил 6,225 млн. м3., при годовом плане 5,0 млн. м3(выполнение составляет 125 %). Дноуглубительные работы на плесе Городец – Нижний Новгород в навигацию 2021 г. составили 2,57 млн. куб м.

Фактически выполненный объем внетранзитных работ в 2021 году составил – 2,191 млн. м3, из них на договорных работах 2,172млн. м3.,при годовом плане 2,600 млн. м3 (исполнение составило 85 %).

Количество транспортных происшествий в границах бассейна увеличилось

Анализ аварийности в Волжском бассейне в навигацию 2021 года сделал представил начальник Волжского УГМРН-главный государственный инспектор Госморречнадзора Александр Крюков.

В зоне ответственности Волжского УГМРН Ространснадзорав границах Волжского бассейна за 2021 год зарегистрировано 32 (17 – в 2020 г.) транспортных происшествий с судами. По результатам проведенных расследований транспортные происшествия были классифицированы как аварии – 1 (0- в 2020 г.), инциденты – 17 (16 - в 2020 г.) и не подлежащие классификации – 14 (1- в 2020 г.). На учет судовладельцам (участникам происшествий) отнесено – 16 случаев (14 – в 2020 г.).

Статистика аварийности в 2021 году показывает, что в сравнении с 2020 годом, количество транспортных происшествий на внутренних водных путях в границах Волжского бассейна увеличилось. Значительный рост посадок на мель (почти в 3 раза), увеличение количества ударов (в 1,5 раза).

По результатам ежегодного анализа аварийности, основной причиной транспортных происшествий является - невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства – это 2/3 от всех установленных причин в 2021 году.

Ледовая обстановка на водохранилищах бассейна

На сегодня она такова: Горьковское водохранилище:   Рыбинская ГЭС -  Нижегородская ГЭС – ледостав (Ярославль – ледостав - 51 см (+ 6 см по сравнению с 2021г.), Сокольское – 40 см, Чкаловск – 40 см, верхний бьеф ГГЭС  50 см (+8 см));

Чебоксарское водохранилище: Нижегородская ГЭС – Чебоксарская ГЭС – ледостав (Н.Новгород – 35см. (-5 см), Васильсурск – 20 см. (-25 см,), Козьмодемьянск - 28 см, (-17 см),  верхний бьеф ЧГЭС - 38 см (-17 см));

Куйбышевское водохранилище:  Чебоксарская ГЭС – Жигулевская ГЭС – ледостав (Новочебоксарск – 60 см., Казань – 46 см. (-24 см), Криуши – 45 см., верхний бьеф ЖГЭС - 35 см (-25 см)); Камское устье – устье р.Вятка – ледостав (Чистополь – 55 см (-10 см.));

Саратовское водохранилище:  Жигулевская ГЭС – Саратовская ГЭС – ледостав (Самара - 35 см (-15 см), верхний бьеф СГЭС - 33 см (-17 см));

Волгоградское водохранилище:  Саратовская ГЭС – Волгоградская ГЭС – ледостав (Вольск – 12 см (-34 см), Саратов - 40 см (+9 см), верхний бьеф ВГЭС - 30 см. (-7 см));

Н.б. Волгоградской ГЭС – Стрелецкое – ледовые явления не наблюдаются.

Уровни воды на регулирующих водохранилищах по верхнему бьефу составляют: Рыбинском – 99,91 м абс., что на 21 см ниже соответствующего показателя 2021г. (100,12 м. абс.), Горьковском – 82,87 м абс., что на 27 см выше соответствующего показателя 2021г. (82,50 м. абс.), Куйбышевском – 49,79м. абс., что на 50 см. ниже соответствующего показателя 2021г (50,29 м. абс.).

Старт предстоящей навигации на ВВП

Говоря о задачах на предстоящую навигацию, докладчик отметил, что на дноуглубительных работах запланировано задействовать 13 земснарядов. На транзите планируется выполнить дноуглубительные работы объёмом 5,72 млн. куб м. Увеличение плана составило  720 тыс. куб м грунта по сравнению с навигацией 2021 года. Это связано с повышением категорийности на нескольких участках водных путей в навигацию 2022 года.

Сроки открытия навигации 2022 года.

Горьковское водохранилище – 25 апреля;

р.Волга от Городца до Нижнего Новгорода – 24 апреля;

Чебоксарское водохранилище – 24 апреля;

Куйбышевское водохранилище – 22 апреля;

Саратовское водохранилище – 7 апреля;

Волгоградское водохранилище – в период 01 – 07 апреля;

Нижняя Волга – 1 апреля;

р.Ока – 25 апреля;

р.Сура – 1 июня;

р.Кама – 23 апреля;

р.Самара от 20 км до устья – 7 апреля;

р.Вятка – 3 мая;

Городецкие шлюзы – 25 апреля;

Чебоксарский шлюз – 24 апреля

Самарские шлюзы – 22 апреля

Балаковский шлюз – 07 апреля.

Подготовка к весеннему половодью

Одной из основных задач в период пропуска весеннего половодья в бассейне Верхней Волги является разведение пиков весеннего половодья на реках Волга и Ока. Также важен учёт формирования бокового притока Чебоксарского водохранилища  реками Сура и Ветлуга. 

По состоянию на 28.02.2022 г. уровень верхнего бьефа Угличского водохранилища находится на отметке 111.64 м БС (что на 96 см выше уровня 28.02.2021), наполнение 59 %, свободная емкость 0.27 куб. км.  На Рыбинском водохранилище, головном в каскаде Верхне – Волжских водохранилищ, имеющем полезную статическую емкость 14.4 куб. км, с первой декады февраля началось плавное понижение уровней водохранилища. На данный момент  водохранилище сработано до отметки 99.80 м БС (что на 27 см ниже уровня 28.02.2021), наполнение 43 %, свободная емкость 8.15 куб. км.

По Нижегородскому гидроузлу уровень верхнего бьефа на 28.02.2022 г. достиг отметки 82.50 м БС (что на 12 см выше уровня 28.02.2021), что составило 23% наполнения, свободная ёмкость 2.14 куб.км. Уровни в Чебоксарском водохранилище за февраль месяц изменялись в пределах установленного диапазона 62.90-63.13 м БС.

О реконструкции Городецкого гидроузла

О мероприятиях по обеспечению судоходства на участке ВВП Городецкий гидроузел – Нижний Новгород доложил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Анатолий Задорожный.

В настоящее время реализуется новый инвестиционный проекта «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород». В 2021 году проведена проверка инвестиционного проекта на предмет эффективности использования средств федерального бюджета. Было получено положительное заключение Минэкономразвития России, подготовлено и согласовано с ФАУ «Главгосэкспертиза России» техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту капитального строительства.

Данное мероприятие включено в федеральную адресную инвестиционную программу, проведены конкурентные процедуры и заключен государственный контракт от 16.12.2021 №56 с АО «Монолитное Строительное Управление-1», предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства. С 01.01.2022 права и обязанности государственного заказчика по государственному контракту от 16.12.2021 №56 переданы ФКУ «Ространсмодернизация».

В соответствии с государственным контрактом в период 2022 – 2024 г.г. планируется выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов Городецкого гидроузла (в зоне строительства), строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла дополнительной камеры в единой конструкции с камерой шлюза №15, капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 км до 895,0 км судового хода.

Руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Дмитрий Бессмертный подвел итоги совещания, ответил на вопросы участников, пожелал всем успешно завершить подготовку в навигации, безаварийной и успешной работы в навигацию 2022 года, реализации всех намеченных планов.

По материалам Росморречфлота.

00:49