Ученые Волжского государственного университета водного транспорта приняли участие в обсуждении актуальных проблем XXI-го международного научно-промышленного форума «Великие реки». Сообщает пресс-служба ВГУВТ.
Новый арт-объект «Слияние» - два знаковых автомобиля советской эпохи «Волга» и «Ока» - в потоке пластиковых отходов - стал пугающей иллюстрацией представления широкой общественности о проблемах великих рек. Безусловно, волонтерские проекты и очистка рек от мусора и отходов являются делом важным и нужным, но в глубину проблем Волги захотели посмотреть не все.
Отраслевой вектор задало на открытии форума приветственное письмо и.о. руководителя Росморречфлота Андрея Тарасенко, которое зачитал ректор ведущего транспортного вуза Поволжья: «Уверен, что выработанные предложения будут способствовать успешному решению существующих проблем развития кадрового потенциала отрасли, рационального и бережного использования богатейших ресурсов бассейнов великих рек, а также промышленному росту регионов с развитой сетью внутренних водных путей».
- Трудности в обеспечении судоходства, кадровый голод на предприятиях судостроительной и судоремонтной промышленности, старение флота и портов, отсутствие необходимых образовательных стандартов, и самый главный узел противоречий – Нижегородский низконапорный гидроузел, вокруг которого в последнее время сломано немало копий, - эти проблемы имеют не меньшее значение для жизни реки, чем экологические, - отметил затем на открытии секции «Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек» ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев.
Под патронажем Минэкологии Нижегородской области состоялся круглый стол по проблемам судоходства на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода. Позиция ученых ВГУВТ была представлена в докладе заведующего кафедры внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, доктора технических наук Александра Ситнова. Он отметил, что аспекты влияния просадки уровней являются основными при рассмотрении вопроса выбора рационального варианта решения проблемы судоходства на лимитирующем участке Городец – Н. Новгород.
- В существующих условиях эксплуатации водоподпорных сооружений Нижегородского гидроузла режим их работы близок к критическому, а предлагаемое строительство третьей нитки усугубит ситуацию, - рассказал Александр Николаевич. - При эксплуатации третьей нитки шлюза напор на гидросооружения превышает максимально допустимый (17,5м) с возможной потерей устойчивости бетонных и земляных сооружений гидроузла и катастрофическими последствиями для нижнего бьефа. Поэтому строительство третьей нитки не решает проблему судоходства и является опасным для сооружений Нижегородской ГЭС.
- О значении транспортного узла в развитии коридоров Евразийского союза докладывал член экспертного совета Росморречфлота, доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ Александр Лисин: «Транспортный коридор Север-Юг по своему потенциалу сравним с Северным морским путем, и имеет одно «узкое» место, нарушающее ритмичность перевозок. О какой привлекательности речного транспорта, о какой ориентации промышленности на порты можно говорить, если транспортная система нестабильна и зависит от уровня воды на Городецком шлюзе. За разговорами о воздействии на окружающую среду мы не обращаем внимания на речную отрасль, загнанную на мелководье. А река была и вновь должна стать основой благополучия города, области и региона».

