Главная / Города и музеи / Древний Булгар: первая волжская держава
logo

Древний Булгар: первая волжская держава

Одним из наиболее примечательных мест Республики Татарстан является город Болгар. Сейчас этот населённый пункт является центром Спасского района республики с населением всего в восемь тысяч человек. Но это сейчас. А были и иные времена.

Но обо всем по порядку. Болгарское городище, на территории которого были обнаружены следы эпохи неолита, бронзы и раннего железного века, расположилось на береговой полосе Волги, с её коренными и луговыми террасами. Появление первого укреплённого поселения здесь связывают с так называемой «именьковской культурой» IV ─ VII веков нашей эры.

В средние века на месте Болгарского городища находился один из важнейших населённых пунктов Волжско-Камской Булгарии. Затем, после поглощения государства Золотой Ордой, город был центром золотоордынского зулуса «Булгар». В 1361 году монгольскими завоевателями город даже был разрушен. К счастью, довольно быстро его удалось восстановить. Но вот от следующего завоевателя, коим стал в 1431 году русский воевода Фёдор Пёстрый, город уже не спасли. Булгар оказался окончательно заброшенным и больше никогда не восстанавливался.

У истоков древней цивилизации

Город Булгар как центр мощной Волжской Булгарии был основан в конце IX ─ начале Х века. Одной из главных причин создания на территории слияния рек Волги и Камы мощного булгарского поселения можно считать удобное месторасположение. Город Булгар, как и сама Волжская Булгария, являлся известным «базаром» ─ крупнейшей торговой площадкой, связывавшей древнерусское государство с арабским Востоком и Византией.

В 922 году Волжская Булгария приняла ислам. Известна даже дата события ─ 21 мая. В Музее исламской культуры уже в современном городе Болгар даже сохранилось мозаичное полотно с важным для государства историческим моментом. На полотне прекрасно видно, как булгарский царь Алмуш принимает новую государственную религию от багдадского халифа. На полотне видно, что в этот момент рядом с ним находилась его верная жена.

Принятие ислама во многом определило всю дальнейшую историю государства. В Волжской Булгарии стала официально распространяться арабская письменность, а также науки и искусства. Появились собственные поэты, философы и учёные. Из поэтов, например, отмечен Кул Гали, который сегодня почитается как основоположник татарской литературы.

В это время огромным уважением пользовались также булгарские каменщики, ювелиры, кожевенники, кузнецы. Булгарская продукция с большим успехом продавалась во многих странах Европы и Азии. В свою очередь, купцы из Багдада, Дамаска, Китая, Испании и даже Скандинавии приезжали в Булгар на ежегодную торговую ярмарку или даже открывали здесь свои павильоны.

Что касается взаимоотношений с русскими, то по мнению академика В.Л. Янина, «на всём протяжении восточной, главной, для того времени торговлей, с конца VIII и до начала ХI веков, главными, и фактически единственными воротами Древней Руси в мир Востока, был именно Булгар.  И у этого, главного торгового места была и своя главная торговая площадь, так называемый «Ага-базар».  К сожалению, это место, как бы мы ни хотели, посетить бы сейчас не смогли. Место, где торговал бойкий «Аги-базар», оказалось затоплено водами Куйбышевского водохранилища.

Сам Булгар, к счастью, совсем не исчез. Неподалеку от него с конца 18 века находился небольшой городок Спасск-Татарский, служивший перевалочной базой для торгово-хозяйственных грузов. Уже в советское время, в 1935 году, именно Спасск был назван Куйбышевым. Это поселение также погребено на дне водохранилища. Все городские постройки были перевезены в находившееся неподалёку село Болгары. То есть можно сказать, что древний Булгар фактически растворился в провинциальном советском городе. Лишь 1969 году память о древней истории Булгарии всё-таки начали возрождать.

Возрождение Древнего Булгара

Сохранившиеся строения вместе с уникальными руинами были объединены под защитой открывшегося тогда «Булгарского историко-архитектурного заповедника». В 2000 году заповедник обрел музейный статус. А в 2010 году по инициативе первого президента Татарстана Минтимира Шаймиева была принята культурная программа, предусматривающая сохранение всех исторических памятников Древнего Булгара для развития общей культуры. Современный Болгар теперь стал одним из главных достопримечательностей Татарстана, куда едут буквально со всех концов света.

Осмотр достопримечательностей Болгара, конечно же, стоит начать с бывшего речного вокзала. Теперь в этом здании располагается «Музей исламской культуры», насчитывающей в регионе тысячелетнюю историю. И это чистая правда ─ в 2022 году был отмечен 1000-летний юбилей с момента принятия ислама Волжской Булгарией.

Из наиболее уникальных экспонатов музея ─ самый большой в мире печатный Коран. Он хранится в музее под пуленепробиваемым стеклом. Размер его в закрытом виде составляет два метра на полтора. Весит эта религиозная реликвия тоже немало ─ целых 500 килограммов. Отпечатан этот раритет был в Италии в 2012 году на специальной бумаге. Обложка уникального творения состоит из малахитового полотна, покрытого россыпью драгоценных и полудрагоценных камней. Этот Коран попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Привлекают внимание также Соборная мечеть и Большой минарет. Мечеть является одним из наиболее древних памятников архитектуры. Строительство её было начато вскоре после монгольского завоевания и закончено, судя по археологическим данным, примерно к 60-м годам XIII века. Будучи одним из главных сооружений города, мечеть должна была демонстрировать мощь государства и ислама. Высота мечети – 2,5 метра. Во время штурма города Булак-Тимуром в 1361 году мечеть была сильно повреждена.

Большой минарет представлял из себя 24-метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего цилиндров. Вместе с Соборной мечетью являлся частью единого комплекса. Сегодня Большой минарет служит главной смотровой площадкой, откуда можно увидеть окрестности Болгара как города-музея.

Напротив главного входа в Соборную мечеть расположена усыпальница XIV века. Сегодня внутри нее оборудована выставка булгарских эпиграфических памятников. Установленные здесь стелы являются частью богатого архитектурного булгарского наследия.

Восточный мавзолей (Церковь святого Николая) ─ сохранившийся лучше остальных памятник болгарской архитектуры. Возведён из известняка и туфы (лёгкой сцементированной пористой породы). Мавзолей имеет основание в виде куба и крышу шатрового типа. В процессе раскопок, здесь было найдено захоронение семьи одного из ханов Волжской Булгарии. В начале XVIII века в связи с существованием здесь православного монастыря здание мавзолея было перестроено и использовалось в качестве церкви.

Ханский дворец ─ кирпично-каменное монументальное сооружение с угловыми башнями (пилонами). Является одной из наиболее ранних монументальных построек золотоордынского времени. Развалины дворца расположены в 90-100 метрах к северо-востоку от Соборной мечети. Раскопки Ханского дворца исследовались (с перерывами) в 1994 ─ 2012 годы. В ходе раскопок было вскрыто более 100000 квадратных метров. Накопленный благодаря раскопкам материал позволяет соотнести время начала строительства дворца с серединой XIII века.

Восточная палата (Ханская баня) ─ памятник XIII века. Одна из наиболее ранних построек Болгарского городища. Находится неподалёку от центра древнего города и в непосредственной близости к Ханскому дворцу. То, что здесь была баня, показали раскопки, проведённые здесь в далёком 1984 году. За два полевых сезона была отрыта основная часть каменного здания, в результате чего стала видна подпольная система отопления ─ каналы, а также одна из печей.

Чёрная палата ─ один из наиболее сохранившихся памятников булгарской архитектуры. По преданию, это здание было судилищем. Суд производил хан и совет из 3-х человек. Когда надо было вершить суд, то хан и каждый из судей входили в палату через особые двери соответственно сторонам света. Хан всегда входил через западные двери.

Позднее в XIX веке в этом здании была устроена коптильня, потому и снаружи, и внутри здание оказалось действительно черным.

Черная палата в плане имеет четырехугольное кубическое основание, переходящее в восьмиугольник, далее полусферический купол. Верхняя часть выстроена из легкого туфа, нижняя из известняка. В помещение второго яруса вели двери с востока, севера и запада. С южной стороны была ниша.

Вход и ниша увенчаны стрельчатыми арками, на внутренней поверхности стен сохранились следы штукатурки и декоративной отделки в виде розеток, полуколонок, ячеек. В оформлении помещения существовал резкий контраст. Высокому светлому куполообразному залу с некогда 6огатым лепным декором, были противопоставлены мрачные, без окон помещения первого этажа. Назначение и использование этого здания спорное. Часть ученых считает, что это здание является судилищем, увязывая с местным преданием: первый этаж здания пригоден, скорее всего, для временного заключения осужденных.

Если есть чёрная палата, то почему бы не быть и «палате белой»? По сохранившимся руинам удалось определить, что Белая палата исполняла функцию бани примерно в XIV веке. Это уже были общественные сооружения. Размещались они, несколько южнее чёрной палаты.

Бани на Востоке с древних времён пользовались особым положением, как место для создания чистоты и легкости как в теле, так и душе. Баня, как удалось узнать после раскопок, состояла из «раздевальни», комнаты с холодной водой, тёплой комнаты, а также комнаты для мытья и хозяйственных нужд. Нередко бани разделялись на мужскую и женскую части. Здесь имелись отдельные номера с ваннами и фонтанами.

Для женщин баня являлась единственным местом, где представительницы слабого пола могли общаться друг с другом. Женщины зачастую снимали себе бани на целый день. Здесь они пели, танцевали ─ в общем, расслаблялись, весело проводя время.

Новые постройки: Белая мечеть

Строительство её началось в 2010 году по инициативе первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, а открытие состоялось 10 июня 2012 года. По-татарски название мечети звучит как «Ак-Мэчет».

Кстати, в основе архитектурного комплекса мечети лежит легендарный принцип «каре» ─ это когда основные архитектурные объекты скомпонованы и расположены в пределах одного, квадратного или прямоугольного, участка.

На этом участке расположились резиденция духовенства, сама мечеть, а также медресе (исламское учебное заведение). Расположенные буквой «П» строения выложены из белого мрамора. Перед ними оформлена гранитная площадка (молельный двор), которую завершает объёмный бассейн. И в нём, как в зеркале, отображается всё великолепие «Белой мечети». Даже можно сказать, что эта картина чем-то напоминает знаменитый «Тадж-Махал».

Уникальность построенных зданий ещё и в том, что мрамор мечети меняет окраску с белого на жёлтый или даже розовый. Данный эффект достигается в зависимости от типа освещения. Особо сказочно мечеть выглядит вечером, переливаясь всеми цветами радуги благодаря специальной подсветке.

Купольные строения ансамбля выполнены в едином стиле. Центральное украшают два минарета (узкие высокие башни) ─ с них священнослужители призывают к молитве. Их высота ─ 46,5 м. Минареты являются стилистическими копиями минаретов Заповедной Мечети в Мекке. На куполе между ними оформлено 16 арочных окон с витражами. Параметры купола:  диаметр 10 м, высота 17 м. Вход дополнен колоннами с полумесяцами наверху.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Стоит упомянуть и про православный след в Булгаре. Расположенная здесь церковь Успения является памятником рядового культового зодчества XVIII века.

Храм был воздвигнут в 1732 ─ 1734 годах на средства купца Ивана Афанасьевича Михляева. Отличительной особенностью церкви стало её сооружение на месте (предположительно) ханского дворца. Постройка православного храма в главном месте исламской культуры во многом стала следствием усиленно проводившейся тогда политики русификации региона. И церковь, кстати, строилась для открывшегося здесь, практически в центре исламского региона, православного монастыря, который был назван Успенским. В честь него также стала называться и выстроенная здесь церковь.

Русификацией региона занимался и главный реформатор ─ император Пётр Первый. В 1722 году самодержец побывал в Булгаре. Произошло это во время Азовских походов. Император издал указ о сохранении каменных построек древнего города, сборе и переводе намогильных плит с булгарскими и армянскими надписями.

Большой минарет благодаря Петру Первому был отремонтирован. Однако после падения и разрушения Большого минарета в 1841 году в находившемся по соседству храме появилась трещина. Это привело к первым в истории церкви реставрационным работам. Храм просто разобрали и собрали заново, практически как конструктор. Монастыря, кстати, в это время в Булгаре уже не было ─ православную обитель довольно быстро перевели в Чебоксары.

Во второй половине XIX века развалины булгарских древностей стали изучать. В марте 1878 года при Казанском университете было создано Общество археологии, истории и этнографии. До революции изучение, восстановление и сохранение Булгарского городища связано с деятельностью этого общества.

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора и из открытых источников.

13:52