Главная / Города и музеи / Крепость Шаакен: трава у дома
logo

Крепость Шаакен: трава у дома

В 2006 году власти Калининграда открыто признали, что они не в состоянии обеспечить должную сохранность всех размещающихся на территории региона крепостей, допустив тем самым передачу уникальных старинных памятников времен прусского владычества в частные руки. Двумя брошенными замками региона заинтересовалась Русская православная церковь.

Одним из таких строений оказался старинный замок Шаакен. Его-то и получила в свое ведение РПЦ в 2011 году. Территориально крепость Шаакен находится в неприметном с виду посёлке Некрасово Гурьевского городского округа.

Трава как крепость

Впервые прусская крепость Шаакен (или Саакен) упоминается в хронике Тевтонского ордена за 1258 год. «История старой Пруссии» говорит нам, что орденская, деревянная на тот момент крепость начала строиться в 1261 году.

Происходило это неподалёку от Куршского залива.  Для строительства даже была запружена протекавшая в тех краях речушка, от названия которой, «Шаакен», и пошло наименование крепости.

Заметим, что «шаакен» с древнего прусского языка переводится как «трава». То есть тевтонцы попали в края, обильно заросшие зеленью. Настолько, что это явно бросалось в глаза.

Первое оборонительное укрепление выросло на довольно топком, болотистом грунте. Крепость к 1270 году была в целом построена. Кроме различных оборонительных сооружений, здесь возвели и первую церковь. Впоследствии к крепостным стенам была пристроена не только часовня, но и множество жилых и различных хозяйственных строений.

С 1328 года началась перестройка крепости в камне. Замок Шаакен имел восьмиугольную форму. Мощные каменные укрепления потребовались для защиты от нападения врагов, коими тогда были варвары-литовцы.

С 1331 года замок Шаакен становится центром каммерата ─ одного из территориальных образований Тевтонского ордена. Он являлся центром исторической области Самбия. Территориально эта область сейчас полностью располагается в составе России на территории современной Калининградской области. Это единственная историческая область Пруссии, находящаяся в составе нашей страны.

Секуляризация крепости

После секуляризации 1525 года, когда имущество Тевтонского ордена было обращено в состав государства, о прежней могущественной роли католической церкви на территории Восточной Пруссии можно было забыть навсегда. Во многом потому, что последний магистр католического ордена, герцог Альбрехт из династии Гогенцоллернов, принимает протестантизм. 1525-й стал годом полного крушения ордена ещё и в связи с неудачным окончанием войны с королевством Польша.

Но к новым порядкам крепость Шаакен перешла не сразу. Целый год замок находился в руках восставших крестьян. Но уже в следующем, 1526 году, в замке организовывается герцогская судебная палата. В середине XVI века в крепости образовывается земельное управление Замланда ─ одной из прусских территорий. С этого времени Шаакен становится частью истории полноценного Прусского государства.

Правда, почти сразу Пруссия свой замок могла и потерять. В 1606 году здесь произошёл сильный пожар, грозивший превратить историческое наследие в руины.

Восстановление крепости растянулось почти на 80 лет. В 1684 году замок становится частной территорией. В нем, кстати, любил останавливаться Пётр Первый. В первый раз в 1697 году в гавани неподалёку от Шаакена останавливалась часть «Великого посольства», отправлявшегося, как тогда думали, открывать для России «просвещённые западные ценности». Три раза в замке останавливался российский самодержец самолично:  17 ноября 1711 года, 6 июля 1712 года и 23 сентября 1717 года (по старому стилю).

В 1815─1819 годах в крепости находилась местная администрация. Затем замок окончательно и бесповоротно переходит в частные руки. И даже сейчас на территории замка продолжает жить как минимум одна семья.

Ржание лошадей и беженцы Карабаха

Боевые действия Второй мировой войны, прошли по большому счёту мимо крепости. Замок практически не пострадал. Разрушения, как это водится, начались уже в послевоенное время. В 1945 году в крепости разместили приют для немецких сирот. Одновременно с этим, в 1947 году, на территории замка устроили конюшню. До начала 1960-х годов стены старого памятника ежедневно слушали лошадиное ржание…

Что интересно, после лошадей здесь поселились люди. Территория крепости была отдана под квартиры. Где жильё устроить было невозможно, сделали хозяйственные постройки.

С каждым годом Шаакен всё больше ветшал, превращаясь в руины. Отсутствие за памятником должного ухода привело к его разрушению. Несмотря на это, ещё в 1990-е годы памятник отдавался под временное жильё. В нем, к примеру, нашли приют беженцы из Казахстана и Нагорного Карабаха.

После передачи замка в собственность Русской православной церкви начался процесс его восстановления.

Одновременно с этим, интерес к памятнику проявляют и предприниматели, инвестирующие в туристическую инфраструктуру. Так, здесь открыт музей пыток, где можно пощекотать нервы себе и окружающим. Вот такой он, замок Шаакен.

 

Константин ТАРАКАНОВ. Фото автора и из открытых источников.

 

00:30