Главная / Личность / Андрей Белодворцев: жизнь как подвиг
logo

Андрей Белодворцев: жизнь как подвиг

Андрей Иванович Белодворцев родился в 1906 году, в селе Криуши, в семье потомственных волгарей. Его отец, Иван Белодворцев, был лоцманом.

В 14 лет сам Андрей Иванович начал трудиться матросом на буксирном пароходе «Случайный». Постепенно он освоил и другие речные профессии: побывал в должности штурвального, лоцмана, штурмана и помощника капитана. Без отрыва от работы окончил речной техникум.

Великая Отечественная война застала его на пароходе «Лермонтов», в должности первого штурмана. В июне 1942 года Андрей Иванович был назначен капитаном парохода «Гончаров», который в качестве санитарно-транспортного судна №54 («СТ-54») входил в состав действующей армии. Судно было вооружено, и команда парохода не раз давала силовой отпор противнику.

«Гончаров» принимал раненых с вокзалов Казани, Горького (ныне Нижний Новгород), Углича, прибывавших с Калининского фронта. В самый разгар обороны Сталинграда вывозил бойцов, получивших ранение, из осаждённого города. Причем брал на борт в пять, а то и в шесть раз больше установленной нормы: вместо 300 человек ─ 1500-1800! Всего за навигацию 1942 года плавучий госпиталь вывез около 14000 раненых бойцов и командиров Красной Армии, совершив более 20-ти рейсов.

В 1943-1944 годах пароход работал на участке Саратов-Астрахань. Андрей Иванович был вынужден управлять судном в тяжелейших условиях, потому что оно ходило по заминированному фашистами фарватеру, под налетами вражеской авиации. Помимо этого, «Гончаров» водил груженые баржи с продовольствием и боеприпасами, что осложняло его передвижение. Таким образом, перед каждым отправлением корпус судна было необходимо размагничивать, потому что это давало возможность благополучно пройти заминированные участки речного пути...

В мирное время Андрей Иванович продолжил работать на реке и как опытный судоводитель принимал участие во внедрении многих новшеств. Так, в 1952 году Белодворцев первым совершил экспериментальный рейс по Волго-Донскому каналу на теплоходе «Сергей Киров», благодаря чему было положено начало новой пассажирской линии Сталинград ─ Ростов. 1955 год ознаменовался тем, что Андрей Иванович открыл регулярное движение судов через шлюзы Горьковского гидроузла. Через 2 года, в 1957 году, в ГДР, в городе Висмаре на судоверфи «Матиас Тезен», он принимал новые теплоходы «Дмитрий Донской» и «Добрыня Никитич». На последнем в 1958 году первым прошел через шлюзы Куйбышевской ГЭС.

В 1959 году Андрей Иванович принял под своё командование дизель-электроход «Советский Союз», и возглавлял его вплоть до в 1977 года, после уступил место капитана своему младшему сыну Борису. Всего у Андрея Ивановича и его супруги Серафимы Григорьевны было четверо детей, и все они пошли по стопам своего отца, связав свою жизнь с рекой. Так, сын Евгений, так же как и Борис, стал капитаном, сын Александр ─ главой пароходства, а дочь Нина ─ кораблестроителем.

Военные и трудовые подвиги Андрей Ивановича были отмечены множеством наград. Так, ему были вручены медали за доблестный труд в Великой отечественной войне, за победу в войне 1941-1945 годы, за Победу над Германией в Великой отечественной войне, за оборону Сталинграда. Помимо этого он был награжден двумя Орденами Ленина. Так же Белодворцеву Андрею Ивановичу было присвоено звание «Лучший капитан МРФ».

Андрей Иванович скончался в 1982 году и был похоронен на Бугровском кладбище в городе Горьком (Нижнем Новгороде). В память о прославленном речнике его именем был назван теплоход «Капитан Белодворцев» (проект 191).

Анастасия СТУРОВА.

23:39